Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Берестечко в... Париже

Об интересном скульптурном памятнике, который имеет прямое отношение к украинской истории
11 октября, 2013 - 12:13
ПОЛЬСКИЙ КОРОЛЬ ЯН-КАЗИМИР (ПОРТРЕТ XVII ВЕКА) ДОСТИГ ВНЕШНЕГО УСПЕХА В БИТВЕ ПОД БЕРЕСТЕЧКОМ, ОДНАКО, БУДУЧИ СЛАБЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, НЕ СМОГ ПРОТИВОСТОЯТЬ СИСТЕМНОМУ КРИЗИСУ ГОСУДАРСТВА

В 1700 году в Кельне были опубликованы «Мемуары месье Шарля де Баатца сеньора д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты мушкетеров короля», которые стали документальной основой для всемирно известного романа Александра Дюма «Три мушкетера».

Среди многих зафиксированных в «Мемуарах» событий (кстати, значительно отличающихся от описанных в романе) есть довольно интересная новелла о пребывании в Париже одного из главных действующих лиц украинско-польской войны середины ХVII в., а именно Короля Польши Яна ІІ Казимира (1609—1672).

Начнем цитатой с мемуаров: «Казимир, Король Польши из дома Палатин, отрекся от короны так же, как и королева Швеции. Их к этому принудили, хотя они и пытались возвысить себя этим отречением. Перед тем, как стать королем, он был иезуитом, потом Кардиналом, а эти две ипостаси не так уж и противоположны сану Короля, потому что быть иезуитом или Кардиналом означает, конечно, быть преисполненным спесью, а часто и склонностью к разнообразным интригам... Казимир, уверовав, что Дом Конде ему обязан за его предыдущие услуги этому Дому, обратился к месье Принцу с просьбой предоставить ему защиту во Франции. Принц де Конде... добился от Короля не только того, о чем просил его Казимир, но еще и два значительных аббатства для него, в частности и такое как Сен-Жермен-де-Пре, что давало не менее 80 тысяч ливров ренты в год».

После отречения от польской короны Казимир в 1668 году переехал в Париж, где и умер в начале 1672 года. Похоронен он был в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре, в самом центре французской столицы. Именно это захоронение и будет одной из тем предлагаемого исследования.

ІІ

После смерти Казимира в каплице аббатства, где его похоронили, было возведено надгробие в виде скульптурной композиции, которая представляла собой памятник королю и металлический барельеф с изображением фрагмента битвы между казаками и поляками под Берестечком. По обе стороны барельефа возвышаются мраморные стелы с текстом панегирической эпитафии, посвященной жизни Казимира.

Наводим этот текст в переводе с латыни:

«Подарок божественным теням.

Вечной памяти короля Казимира.

После всех ступеней славы и осуществленных героических свершений пусть навеки отдохнет здесь благородный Йоган-Казимир — король Полонии и Швеции.

Самый младший из семьи Вазатенсов могучей династии Ягелонов, он был высокообразованным, храбрым, благочестивым. Знал языки многих народов, в битвах побеждал, судьба была к нему благосклонна.

В семнадцати боях и сражениях с врагами получал победы: покорил московитов, шведов, бранденбуржцев, татар, казаков и других мятежников.

Все двадцать лет своего правления был милостивым и снисходительным отцом для подданных и все двадцать лет был творцом своей судьбы.

Он отличался храбростью и искренней благочестивостью, более ревностно служил Небу, чем Земле.

Был покровителем и защитником монастырей и больниц Варшавы. Его дети рождались в законном браке. К сожалению, все они умерли. Сам еще не был великим, когда умер старший сын, без младшего его славному роду пришел конец.

Чтобы его не считали королем, который не почитает Бога Христа, он в Литве разрушил святыни кальвинистов, а их сообщники были изгнаны.

Сенат Полонии обратил в католическую веру аварийские секты, упорядочил церковные общины, чтоб они придерживались Законов, которые Король провозгласил «правом народов».

За его благочестивые действия Папа Александр Седьмой нарек Казимира священным именем «Правоверный».

Своими подвигами он достиг вершин славы, но после всех свершений решил в 1668 году отречься от престола.

Слезы прощания текли по лицу Короля. Он оплакивал судьбу своего отца, который в конце жизни был отстранен от власти. Таким вещим было услышанное пророчество.

Он остался в памяти живых не так своими победами в битвах, как преданностью и любовью к Отчизне.

Как аббат он отправлял службу с вдохновением, его королевское сердце стало для монахов святыней.

Умер Король от ран на 17-й день январских календ в 1672 году. В Завещании сказано, что могильное пристанище ему возведут Мойры...»

Автором этой чрезвычайно интересной эпитафии на латыни был монах аббатства Дельфо. А творцами скульптуры Короля и барельефа были, соответственно, скульпторы Сиер де Марси и Жан Тибо — специалисты наивысшего класса. Финансирование работ обеспечивали ближайшие родственники Яна-Казимира — Анна Гонзаго и герцог д’Энгиен.

ІІІ

А теперь вернемся на двадцать четыре года назад — в незабываемый 1648 год. Незабываемый для Яна-Казимира, потому что именно в этом году он был избран королем Польши. Но этот год не забываем также и для Украины: в 1648-ом началось казацкое восстание под руководством Богдана Хмельницкого за освобождение Украины от польского господства.

Следует отметить, что предшественником Яна ІІ Казимира на польском престоле был его родной брат Владислав IV Ваза (1595—1648), который пытался улаживать конфликты между православными и католиками, избегать заострения междунациональных противоречий в Речи Посполитой.

В связи с этим интересную страницу истории представляют его взаимоотношения с Богданом Хмельницким. Именно при содействии Владислава в 1644 году состоялись переговоры Богдана Хмельницкого с французским послом при варшавском дворе графом де-Брежи о приглашении запорожских казаков на французскую службу. В сентябре 1644 года граф известил первого министра Франции кардинала Мазарини, что «у запорожцев в настоящее время есть очень способный полководец Хмельницкий, его здесь при дворе уважают, я буду видеться с ним». Еще через месяц де-Брежи сообщает: «На днях был в Варшаве один из старшин казацкой нации, полковник Хмельницкий, о котором я писал Вашей эминенции. Он был у меня, было с ним две беседы. Этот человек образован, умен, силен в латинском языке. Что касается службы казаков у его величества,¹ то, если войны с турками не будет, Хмельницкий готов помочь мне в этом деле».

В апреле 1645 года Богдан Хмельницкий прибыл во Францию, где вел переговоры с местным командованием о приглашении на французскую службу 2500 запорожских казаков. Как отдельное подразделение казаки принимали участие в осаде и штурме Дюнкерка под командованием герцога д’Энгиена (который после смерти отца в 1646 году стал носить титул принца Конде). Поэтому неудивительно, что в 1655 году во время встречи с французским агентом, который приехал в Украину, Хмельницкий с удовольствием вспоминал дни, которые провел во Франции, расспрашивал о принце Конде, как о «своем старом вожде».

В отличие от короля Владислава ІV, который считался мудрым политиком, Ян-Казимир имел плохую репутацию, «як чоловік безголовий, ні до чого нездатний, у вчинках своїх не обчислений, по-теперішньому кажучи — справжній психопат».² Но среди многих польских магнатов была надежда, что именем такого неспособного короля можно будет править куда легче, «ніж іменем його серйозного, ділового брата, що мав репутацію чоловіка дуже ощадного, рахункового і доброго господаря».³

ІV

Невзирая на то, что запорожское казачество в 1648 году на выборах Короля Польши поддержало кандидатуру Яна ІІ Казимира, полагаясь на его обещания считаться как с социальными, так и религиозными стремлениями украинского общества, надежды эти оказались напрасными.4

Последующие события показали, что настоящей целью польской власти в лице Яна ІІ Казимира и его окружения (в первую очередь влиятельных магнатов и верхушки католического духовенства) было уничтожение казачества, ликвидация православия и беспощадное порабощение украинского народа.

Поэтому следующая польско-украинская война была неминуемой, а битва под Берестечком стала одной из самых ожесточенных и самых грандиозных баталий как этой войны, так и всей европейской истории ХVІІ века.

И действительно в битве под Берестечком в июне 1651 года сошлись две огромных армии (украинско-татарское войско насчитывало свыше 160 тысяч человек, польское — около 200 тысяч). Но, невзирая на поражение и отступление украинских войск (из-за предательства татар), продвижение поляков на украинские земли было приостановлено, и борьба за независимость продолжалась еще с большей рьяностью.

V

В ХХ веке в честь павших на берестецком поле казаков был построен мемориальный комплекс «Казацкие могилы».5

Главная часть этого мемориального комплекса — Георгиевская церковь, построенная как храм-мавзолей. Здесь в саркофаге и в нишах стен подземной части церкви упокоились сотни павших в битве казаков.

Расписанные на библейские темы интерьеры церкви (художник Иван Ижакевич (1864—1962) и живописцы Киево-Печерской лаврской художественной мастерской) вызывают эстетическое восхищение. К сожалению, не сохранились картины И.Ижакевича, посвященные самой битве.

В отличие от мемориала «Казацкие могилы», мемориал Яна ІІ Казимира в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре в Париже посвящен лишь одной исторической фигуре — самому монарху. В то же время барельеф, на котором реалистично изображена битва под Берестечком, является не только произведением изобразительного искусства, но и уникальным историческим документом XVII века, свидетельством борьбы украинского народа за свободу и независимость. Документом, который почти неизвестен как в исторической, так и в искусствоведческой украинской литературе.

Теперь о самом творении.

Сложная, многофигурная композиция барельефа была выполнена автором с профессиональной скрупулезностью и отличным вкусом. Ж.Тибо органично сочетал масштабность панорамы боя со вниманием к мельчайшим художественным деталям (реалистическим изображениям человеческих тел, оружия, коней, одежды, порохового дыма, флагов, музыкальных инструментов). Драматичный контраст между пафосом наступающей польской кавалерии и непреклонным противостоянием этому наступлению казацкой пехоты, бегство татарского войска и трагизм погибающих людей и коней — весь этот комплекс событий мастерски передан автором барельефа и объединен им в единое гармоничное целое. Профессиональное совершенство и реалистическое отображение героики и трагедии битвы ставит этот барельеф в один ряд с лучшими произведениями европейского изобразительного искусства ХVІІ века.


¹ Имеется в виду король Франции Людовика XIV

² Михаил Грушевский. Історія України-Руси, т.VIII

³ Там же.

4 Симптоматически, что в украинских православних Литургиях в 50-х годах XVII века обязательно пелась «здравица» Королю Казимиру: «Утверди, Боже православную християнськую віру, соблюдай, Господи во здравії Великого Короля Казимира». (На эти «Литургии» обратила мое внимание музыковед Елена Шевчук).

5 В июне 1991 года в честь 340-летия Берестейской битвы на этом поле впервые собрались сотни тысяч украинцев почтить память казаков-героев

Михаил СТЕПАНЕНКО, профессор, народный артист Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ