Недавно Папа Римский Иоанн Павел II, отдыхая в небольшом поселении Лес Комбес (Итальянские Альпы, 1500 м над уровнем моря) среди покрытых лесами гор, еще раз убедился, что именно тишина является той средой, где можно встретиться с Богом. Об этом после одной из прогулок он рассказал собравшимся вокруг него туристам: «В этом оазисе тишины, перед необычайным зрелищем, которое представляет нам природа, каждый чувствует важность молчания — того сокровища, которое сегодня становится все более редким и недоступным. И, хотя современное общество предоставляет человеку много возможностей и информации, оно часто не оставляет нам времени для размышлений. В результате люди утрачивают способность думать и молиться. Ведь только в тишине, в молчании человек имеет возможность услышать в глубинах собственного сознания голос Бога, который действительно делает его свободным. Отпуск может помочь каждому из нас снова ощутить и культивировать это бесценное измерение человеческой жизни».
В конце проповеди Папа помолился Пречистой Деве с просьбой, чтобы она помогла нам «замечать в красоте природы отпечаток Божественной славы».
Этими простыми, поэтическими и близкими многим людям словами Папа Римский коснулся очень важного измерения современных экологических проблем. Ведь за последние 50-100 лет среда, в которой сейчас живет человек, стремительно изменилась и отнюдь не всегда к лучшему: некоторые ее черты входят в драматичные (иногда даже трагические) противоречия как с физиологическими, так и психическими особенностям творца этих изменений — Homo sapiens. Ведь человек создан для жизни в совсем других условиях, чем те, в которых он сейчас оказался, — вернее сказать, сам себя поставил. Одной из самых существенных и сложных является проблема тишины, в частности, ее неоднозначность, поскольку то, что для одних людей является развлечением, приятной привычкой, даже нормой существования, для других часто превращается в перманентный кошмар.
Многим людям физиологически тяжело жить в среде, переполненной шумами — гремучей смесью многих составляющих: транспорта под окном и на улицах, от которого вибрируют стены жилья; бытовые и производственные механизмы, завывание во дворе сигнализации чужого авто среди ночи, громкоговорители в публичных местах, краны, с которых громоподобно капает вода, оглушительное громыхание дверей, «выстрелы» модных фейерверков и пр. А еще — манера многих людей громко разговаривать (почти кричать), привычка грубо выяснять свои отношения публично, общая несдержанность эмоций. Не на последнем месте здесь мобильные магнитофоны, включенные на «полную катушку», и мобильные телефоны, которые вводят всех случайно присутствующих — против их воли — в интимные подробности чужой жизни. Этот «криминальный» список можно продолжать без конца. Вот сейчас, когда я пишу эти слова, один из моих соседей задумал сделать что-то по хозяйству (в 11 вечера) и завыванием своего сверла заглушил даже вой собаки, которую другой сосед часто оставляет ночевать на балконе, среди уличного шума.
По отношению к «загрязнению тишины» люди делятся на две категории: на тех, для кого любой шум вокруг — это только привычный, почти незаметный, а иногда и необходимый фон, и тех, кто воспринимает это загрязнение как бесконечное наказание Господне за грехи наши. Здесь кроется большая несправедливость, так как у одних есть право выбора (скажем, включать или нет свой магнитофон), а другие такого выбора лишены (слушать чужой магнитофон или нет). Не нужно напоминать, что люди с магнитофоном редко считаются с тем, как их музыку воспринимают другие. Кое-кто даже чувствует себя благодетелем «безмагнитофонных» бедняг.
Одна моя знакомая, переехав в частный дом, не могла спать по той причине, что вокруг было слишком тихо: «Как на кладбище!» — возмущалась она. Вскоре нашла выход — оставляла в соседней комнате работающий радиоприемник и под его завывание мирно засыпала. Все устроилось, поскольку у нее был выбор. А что делать тем людям, которые не спят ночью из-за шума за стеной или во дворе? Или тем любителям тишины и природы («отпечатка Божественной славы»), которые встречают людей с мощными магнитофонами в руках на днепровских островах, в устье Десны и даже где-то высоко в горах или на яйле, где стоит священная тишина, — разве что ветер пролетит или ковыль зашелестит.
Так называемая «музычка» превратилась для настоящих почитателей природы (ведь тишина — часть природы) в стихийное бедствие, поскольку заглушает все — шум ветра в камышах, шелест серебряной листвы на гигантских тополях, веселые — иногда ироничные — голоса невидимых в кустах птичек, тихий плеск небольшого водопада, нестрашные угрозы дальнего грома. При приближении магнитофона или приемника все живое, как по команде, покидает насиженные места и бежит, куда глаза глядят. Невольно думаешь: «Почему, для чего пришли сюда эти люди? Почему не остались дома, где намного больше возможностей наслаждаться голосами современной электроники?». Та самая картина на наших курортах, на пляжах, где мощные динамики с утра до позднего вечера «обслуживают» как желающих, так и нежелающих? (Это едва ли не единственное обслуживание, которое никогда «не подводит».) Для драгоценной тишины природы, «в которой может явиться Бог», или хотя бы какая-то свежая мысль, пространства не остается.
Нет сомнений в том, что постоянное шумовое сопровождение перерождает человека — просто из-за того, что автоматически заполняет его сознание, разум, душу, не оставляя места для чего-то другого. Ну как может прийти в голову что-то высокое или неожиданное, когда вокруг все вибрирует от звуков ударных, от настырной нескончаемой песенки — шедевра, составленного из трех слов и трех нот? Эти звуки победно вытесняют куда-то прочь еще неродившиеся размышления, драгоценные воспоминания, предчувствия, тихий голос природы. И меняют все вокруг к худшему — даже молодой рогатый узенький месяц утрачивает свою загадочность и поэтичность, даже горизонт становится близким и банальным.