Плиний Младший — римлянин, государственный деятель, известный адвокат, писатель. Он жил во второй половине первого столетия христианской эры (62- 113), хотя о христианах и новой вере не знал, практически, ничего. Первые христианские общины и римское образованное общество — это были различные миры, различные духовные непересекающиеся пространства. Во времена императора Траяна Плиний Младший, как должностное лицо, пытался насилием заставлять «безумцев христиан» отрекаться от своей веры. Для этого требовалось очень немного — оказать формальные почести римским богам и римскому императору (совершить жертвоприношение ладаном и вином перед статуей императора). Многие христиане, идя на верную смерть, отказывались это сделать (до Миланского эдикта Веротерпимости 313 года оставалось еще целых два столетия).
Вопреки этому должностному насилию, Плиний Младший был очень хорошим человеком — по меркам не только своего (языческого) но и нашего (христианского) времени. Тому есть многочисленные свидетельства, в том числе — сохранившиеся письма самого Плиния Младшего, а также упоминания о нем в книгах и письмах его современников. Ниже приводим несколько высказываний этого римлянина, который и не подозревал, что живет в переломное в истории человечества время (возможно, что мы все также находимся в подобном неведении — топчем и вырываем первые ростки новой эры). Ниже приводим несколько выдержек из писем Плиния Младшего.
«Какой радостный день! Я был приглашен префектом города в Совет и слушал очень даровитых и много обещавших юношей. Уверен, что они станут украшением нашей литературы! Изумительная честность, разумная твердость, достойный вид, прекрасная латинская речь, большой талант и такой же здравый смысл. Еще раз повторю — какой радостный день! Мне надо отметить его белым-белым камешком. Какая это радость для общества — видеть знатных юношей, ищущих прославить себя работой и занятиями!».
«Я принадлежу к людям, которые восхищаются древними (писателями), но я не презираю, как некоторые, и наших талантливых современников. Нельзя думать, что природа устала, истощена и ничего заслуживающего похвалы больше не может создать».
«Всякий, кто становится главой государства, приобретает вечную славу — хорошую, плохую или ужасную».
«Не так давно я был вызван нашим Императором (Траяном) на Совет. Удовольствие я получил большое: так приятно наблюдать в Государе справедливость, чувство достоинства, приветливость, тем более не публично, а в уединении, где эти качества не часто раскрываются».
«Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени».
«Ты говоришь, что некоторые люди в твоем присутствии укоряли меня в том, что я при всяком удобном случае сверх меры восхваляю своих друзей. Я признаю свою вину, но приветствую ее. Ибо что может быть более почетным, чем обвинения в доброжелательстве? А кто те люди, которые лучше меня знают моих друзей? Допустим даже, что они знают их лучше, но почему им не нравится мое счастливое заблуждение? Пусть друзья мои не такие, как я всюду о них говорю, но я счастлив тем, что они кажутся мне именно такими! Меня никогда не убедят в том, что моя любовь к моим друзьям — чрезмерна!».
«Честный защитник (в суде) одного человека не должен действовать, как заклятый враг другого человека».
«Как полезно человеку достигнуть хорошее — даже через плохое!».
«Как в жизни, так и в занятиях самым прекрасным, считаю соединение строгости и веселости: первая не должна впадать в мрачность, а вторая — в разгул. По этой причине я разноображу серьезную работу беседами с друзьями, шутками и прогулками».
«Я считаю, что даже тем людям, которые ни в чьем снисхождении не нуждаются, очень нужно быть милосердными. Самым лучшим и безупречным я считаю того человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается; а сам воздерживается от ошибок так, словно никогда никому не прощает. Поэтому и дома, и в обществе, и во всех житейских случаях давайте придерживаться такого правила: будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Будем помнить высказывание одного мудреца: «Кто ненавидит все пороки, тот ненавидит всех людей!».
«Лучше сделать замечательно что-нибудь одно, чем многое — кое-как. Но если ты не можешь сделать нечто замечательное, тогда сделай хотя бы и кое-как, но многое».
«Я и не скрываю, что всегда радуюсь похвалам в мой адрес; ведь еще древний Ксенофонт сказал: «Самое приятное для слуха человека — это похвала». (Уши так устроены!)
«Искренне щедрый человек должен уделять средства отечеству, близким, родственникам, друзьям (друзьям-беднякам). Все мы должны поддерживать и согревать тех, о которых известно, что они особенно нуждаются. В наше время, однако, людей охватила великая страсть к наживе — создается впечатление, что они находятся под властью своего имущества, а не владеют им».
Историк Сергиенко пишет о Плинии Младшем: «Для него было потребностью видеть вокруг себя счастливые спокойные лица; поэтому он так баловал своих рабов, и так охотно выступал в роли миротворца, и всегда призывал снисходить к людским недостаткам и слабостям, и дружба его «не знала износа». Всю свою жизнь Плиний Младший (язычник, а не христианин) был очень щедр. Родному городу Комо он подарил большую библиотеку, выстроил там бани, внес большую сумму на устройство школы и на воспитание бедных детей. Очень любил выискивать и продвигать молодые таланты. Радовался чужому успеху, искренне переживал горе своих друзей. Чтил родовые и семейные традиции, был прекрасным семьянином (о чем свидетельствуют, среди прочего, его теплые письма к деду своей жены). Многое можно вспомнить в связи с добротой Плиния Младшего — крупные суммы денег, данные людям в беде или в нужде; подарки своим рабам (своей кормилице он подарил именьице); погашение долгов бедных родственников, приданое дочери своего учителя греческого языка и др. Этот язычник может служить примером для многих христиан!
В материале использовано издание «Письма Плиния Младшего».