Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Чудотворец блаженный Иоанн (Максимович)

16 октября, 1998 - 00:00

На владыку Иоанна оказывалось очень сильное давление,
требовали, чтобы он перешел под юрисдикцию Московского Патриарха. Ответил:
«Я подчинюсь этому указу в том лишь случае, когда мне докажут Священным
Писанием и законами любой страны, что клятвопреступление есть добродетель,
а верность клятве есть тяжкий грех»

 Думая о чьей-то прошедшей жизни, всегда
интересно знать не только подробности жизни и смерти (в православии вопрос
о том, КАК человек умер, ставится иногда на первое место: благоразумный
разбойник раскаялся и уверовал уже на кресте), но и ИЗ КАКОЙ СЕМЬИ ЧЕЛОВЕК,
ИЗ КАКОГО РОДА.
 

Существуют роды-фамилии необыкновенные. Один из старейших
украинских дворянских родов (основатель Максим Васильковский) — род Максимовичей.
Самые известные лица из этого рода — святитель Иоанн, митрополит Тобольский
и Сибирский (1651—1714), обративший в православие тысячи язычников, оставивший
значительное литературное наследие, и ректор Киевского университета св.
Владимира Михаил Александрович (1804—1873), просветитель Украины, в альманахе
которого сотрудничали А. Пушкин, Е. Баратынский, А. Дельвиг.

Род Максимовичей дал ХХ веку одного из самых замечательных
людей — святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского (1896—1966
гг.).

Прославление его как святого в зарубежных православных
церквах началось сразу же после его кончины. В Голландии житие было составлено
уже в 1966 году. О нем существует целая литература на английском языке,
включая службу. Он чтим в США, во Франции, в Латинской Америке...

Многие, знавшие его, иногда полуслучайно, и даже в среде
католиков, не сомневались в его святости. Но и врагов у него было и осталось
предостаточно, которые изрядно потрудились... По поводу этих людей американский
православный писатель, иеромонах Серафим (Роуз) заметил: «Живая святость
колет глаза».

Будущий архиепископ родился в селе Адамовка Харьковской
губернии и крещен был в честь архангела Михаила. В 1914 году закончил Полтавскую
военную школу. А в 1918-м (до прихода советов) юридический факультет Харьковского
Императорского университета. В 1921 году в разгар братоубийственной гражданской
войны его семья эмигрировала в Белград, где он в 1925 году закончил богословский
факультет. В 1926-м митрополит Антоний постриг его в монахи. До 1934 года
иеромонах Иоанн был сначала религиозным наставником в Сербской высшей школе,
потом учителем и руководителем в семинарии. Уже в те молодые его годы не
однажды о нем говорилось: «Если хотите видеть живого святого — идите к
отцу Иоанну». В 1934 году его возвели в сан епископа, и он был назначен
в Шанхайскую епархию.

В Шанхае ждал его большой недостроенный собор и полыхающий
между юрисдикциями конфликт. В первую очередь он восстановил церковное
единство. Его пастве, обездоленным беженцам из Союза, скоро открылось,
что владыка — необыкновенный аскет: ел он раз в сутки, а на сон в постель
не ложился вовсе. Владыка организовал несколько благотворительных обществ
для беженцев и Сиротский дом, через который прошло 3500 беспризорных детей.
Он почти ежедневно навещал больницы и тюрьмы, часто по ночам, бесстрашно
ходил по Шанхаю и в комендантский час во время японской оккупации, что
поражало.

Однажды его позвали причастить женщину, укушенную бешеной
собакой. Женщина уже была поражена страшной болезнью. Во время причастия
с ней случился припадок, изо рта пошла пена, она выплюнула Святые Дары...
Святые Дары не могут быть выброшены. Епископ Иоанн, не задумываясь, все
собрал и, к ужасу присутствовавших, потребил их... «Ничего не будет», —
успокоил их владыка. — Это Святые Дары».

Почитателями владыки записаны и собраны многие десятки
случаев его чудотворений. Причем и такого рода, когда при всем желании
материалистически объяснить эти случаи и вовсе нельзя.

Он служил Литургии, кроме «исконных языков», на основных
европейских языках, сербском, а в Шанхае и на китайском.

После победы Советского Союза над Германией в стане части
эмиграции воцарилась эйфория. Изгнанники писали покаянные письма «вождю
народов», поздравляли с победой, возвращались на родину. Кто-то прямо на
виселицу, как атаман Семенов, кто-то под пулю, кто-то в лагерь. На владыку
Иоанна оказывалось очень сильное давление, требовали, чтобы он перешел
под юрисдикцию Московского Патриарха. А у самого Патриарха в то время не
было возможности спасать и ближних... Владыке Иоанну грозили, пробовали
отравить, потом издали указ об «отстранении», словно совершил он тяжкий
грех. Но он-то присягал зарубежной Церкви. Да и не верил, вполне справедливо,
советской власти. Ответил: «Я подчинюсь этому указу в том лишь случае,
когда мне докажут Священным Писанием и законами любой страны, что клятвопреступление
есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех».

В Китае к власти пришли коммунисты. Ни одна из самых «демократических
и гуманных» стран не захотела принять пять тысяч гонимых, паству архиепископа
Шанхайского Иоанна... Если б не владыка Иоанн, сколько из них ушло бы в
лагеря, сколько под пулю? Нет таких математиков, не сосчитать.

После непростых переговоров владыка приютил свою паству
на Филиппинах, на острове Тубабао. Название — глазом сразу и не схватишь.
А повторишь несколько раз вслух — сказочным покажется...

Пожалуй, многое может быть объяснено и с материалистических
позиций. Ну, например, случайностью. Возможно, случайно 27 месяцев через
Филиппинский остров не прогулялся ни один тайфун, хоть и расположен Тубабао
на пути их сезонных маршрутов. А сезонов, как известно, в году несколько.
Может быть, это и случайность. Но уж больно какая-то невероятная! А пять
тысяч человек знали, что владыка Иоанн каждую ночь окроплял их поселок.
Эти два года один лишь раз к острову приблизился тайфун, да и тот в последний
момент как-то заполошно увернул в сторону. Но лишь перебрались беженцы
— налетел тайфун, исчезли бараки...

Потом был Париж. Знать была озадачена: новый архиепископ
ходил и служил босиком. На него пожаловались. Велено было носить обувь.
И он стал носить. В руках. Услали в Брюссель. Потом — Сан-Франциско, где
он построил-достроил свой очередной храм. В храме этом его усыпальница.

Факт нетления тела архиепископа Иоанна (стояла жаркая середина
лета) был очевиден всем: и чиновникам похоронного бюро, и Совету супервайзеров,
дававших разрешение на погребение в «неположенном месте». Разрешение дали
единогласно.

По молитвам к владыке Иоанну чудеса свершаются. В свидетельствах
о них есть и совсем современные, такие как спасение в самолете, у которого
горели два двигателя, исцеление от СПИДа...

Говорят, пятикупольный собор, посвященный чудотворной иконе
Божьей Матери «Всех скорбящих радости», виден из многих точек Сан-Франциско,
виден с океана и с моста «Золотые ворота»... А теперь вот и с берега Днепра.
На днях в одном недалеком от города Черкассы монастыре появилась икона
блаженного Иоанна. Автор этих строк сам видел.

Олег СЛЕПЫНИН, писатель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ