Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

День, которого не было?..

Переяславская рада 1654 г. в мифах и реалиях
28 февраля, 2003 - 00:00

Продолжение. Начало читайте на стр. «Украина Incognita»
от 17 и 31 января 2003 г.

III. «ЖАРКИЙ» ФЕВРАЛЬ 1654 года

Самый главный урок, который, очевидно, Богдан Хмельницкий вынес из переяславских событий, произошедших в начале зимы 1654 г., заключался в том, что хорошо готовиться следует не только к войне, но и к заключению союза. Ведь перипетии, связанные с принесением присяги представителями царя, а впоследствии поднятие в ходе переговоров 19-20 января (по нов. ст.) немало таких вопросов, которые были не только лишними, но и создавали весьма неприятные для украинской политики прецеденты (как, например, согласование с царским боярином размеров оплаты казацким урядникам или передачи акцизных сборов в аренду), продемонстрировали серьезные недостатки в работе тогдашнего украинского внешнеполитического ведомства.

Для того, чтобы исправить допущенные ошибки и просчеты, гетман, даже не ожидая отъезда из Переяслава московской делегации, отправился в свою резиденцию в Чигирине. В Чигирине, а впоследствии в Корсуне на протяжении первой половины — середины февраля 1654 г. Хмельницкий проводит серию старшинских совещаний, на которых и развернулась главная работа по подготовке проекта договора с царем и была взята необходимая тональность развития межгосударственных отношений Украины и России. Но сводилась ли в это время внешнеполитическая деятельность Гетманата только к одному «московскому» направлению?

Сколько нужно союзников или протекторов, чтобы чувствовать себя защищенным?

Приблизительно 11-12 февраля польский король Ян II Казимир узнал о принятии Войском Запорожским протекции московского царя. Осознавая неизбежность широкомасштабной войны на востоке, король разворачивает активную дипломатическую войну против царя и украинского гетмана. На протяжении второй половины февраля польские дипломаты отправляются в Турцию, Крым, Валахию, Трансильванию, Молдавию, информируя их правителей об опасности, которая нависла над их государствами от союза казаков с московитами, и призывая к совместному выступлению против них. Именно этим временем датируется и известное обращение Яна II Казимира к казацкому полковнику Ивану Богуну, который, не принеся присягу Алексею Михайловичу, дал основания полякам надеяться на возможность его перетягивания на свою сторону. В том случае, если Богун отступится от «изменника Хмельницкого», ему была обещана гетманская булава, подтверждение шляхетского звания и предоставление любого староства в Украине, которое ему только «полюбится».

В игре с Богуном у польского руководства шансов было немного, а вот внешнеполитические акции Варшавы несли в себе большую потенциальную угрозу интересам Украины. И именно на дезавуирование в Европе негативных последствий впечатлений от переяславских договоренностей и была направлена активная внешнеполитическая деятельность гетманского правительства.

Несмотря на болезненную личную рану — смерть сына Тимоша летом 1653 г. в войне с войсками придунайских правителей, — защита государственных интересов требуют от Богдана переступить через собственные эмоции и несправедливость, и добиваться налаживания союзнических отношений с трансильванским князем, молдавским и валашскими господарями. В частности, в письме трансильванскому князю Дьердю II Ракоци Хмельницкий, отметив, что его «...сын без моего ведома защищал отца и пытался искать везде противника. Но что произошло, того не вернуть...», предлагал возобновить «самую тесную дружбу» и просил не оказывать «помощь врагам нашим». Еще более далеко идущими были предложения, высказанные православным правителям Молдавии и Валахии, которых гетман призывал поддерживать «добрые отношения, как были они сначала между нами как между христианскими князьями, которые принадлежат к единой святой православной церкви».

Однако, безусловно, самая главная задача тогдашней внешней политики Украины заключалась в том, чтобы договоренностями с Москвой не оттолкнуть от себя Крымское ханство. Ведь ни Богдан, ни его окружение не рассматривало союз с царем как альтернативу дружбе с ханом. Подобный миф крепко укоренился в общественном сознании уже во времена покорения Крыма Екатериной II, когда крайне необходимо было придать законность акту инкорпорации полуострова. На самом же деле, хотя отношения украинского казачества с крымскими татарами и были наполнены многочисленными примерами конфронтации, сводить их только к такому срезу означало бы упрощать богатую историческую палитру. В середине 1650-х годов в Крыму среди местного дворянства была довольно мощная проукраинская партия и ее влияние Богдан надеялся использовать для того, чтобы, если не сохранить антипольский союз с Крымом в нерушимости, то, по крайней мере, не допустить перехода ханства на антиукраинские позиции, побудить его к занятию позиции нейтралитета. С целью зондирования настроений в окружении хана Ислам Гирея уже в начале февраля гетман отправил своих посланцев в Бахчисарай. Узнав о тревоге, спровоцированной в ханской резиденции сведениями об украинско-российском сближении, в конце февраля Богдан отправляет в Крым следующее посольство.

Параллельно с отношениями с ханом развиваются отношения с турецким султаном. На первых порах украинская дипломатия пытается избегать обсуждения проблемы царской протекции, стремясь в первую очередь через Стамбул влиять на крымское руководство, которое, как известно, было в вассальной зависимости от султана. Когда же этого достичь не удалось, по приказу Хмельницкого украинские послы повторяют перед Мехмедом IV предложение о принятии Украины... под протекцию турецкого султана! И здесь следует отметить, что ничего удивительного, а тем паче, предательского в действиях украинского гетмана не было, ведь отношения клиент — патрон предусматривали только выполнение определенных условий клиентом за предоставление определенных услуг или защиты патроном. Речь о вхождении украинских земель в качестве провинции в состав Российского государства гетман и старшина в начале 1654 г. не вели. Как же тогда планировалось строить отношения с московским царем?

Украинский проект от 17 (27) февраля 1654 г.

В середине февраля гетман созывает ряд старшинских рад, сначала в Чигирине, а позже в Корсуне, на обсуждение которых и было вынесено обсуждение вопроса о характере и содержательном наполнении договора Войска Запорожского с московским царем.

И хотя прямой информации о ходе этих совещаний не сохранилось, имеющиеся косвенные свидетельства позволили Михаилу Грушевскому прийти к выводу, что прения участников собраний были достаточно острыми, а позиции сторон непримиримыми. Это в известной степени и помешало выработать концептуально целостный проект соглашения. Основой же расхождения интересов старшины стало то, что старшинский корпус, как и само казачество в целом, формировалось из нескольких источников. И в нем были представлены как выходцы из православного шляхетского сословия, так и «старинное» казачество, а также представители крестьянства и мещанства. Понятно, что такая социальная неоднородность сказывалась как на уровне политической культуры различных ответвлений казачества, так и на приоритетности их неотложных нужд. Ведь, для одних было важным достижение высокого уровня политической субъектности Гетманата (остальные права как шляхтичи они уже имели), а для других — чтобы их никто не пытался опять принудить к выполнению повинностей в пользу пана или царя.

Впрочем, составителям проекта украинско-российского соглашения удалось достичь баланса интересов различных социальных слоев и выработать документ, который предусматривал соблюдение как общегосударственных прав на внешнеполитической арене, неприкосновенности политико-административного и социально-экономического внутреннего строя, так и содержал гарантии для отдельных социальных слоев, прослоек и даже определенных рангов украинских администраторов.

В целом проект содержал 23 статьи. Самые главные из них декларировали идеи внешней независимости Гетманата, что, в первую очередь, проявилось в праве свободного выбора гетмана как главы государства, руководителя правительства и главнокомандующего украинского войска. Кроме того, за казацкой Украиной сохранилось право внешнеполитических сношений с иностранными государствами (в случае выяснения в ходе их сведений, которые затронут интересы царя, гетманское правительство брало на себя обязательство информировать об этом Москву). Отдельно декларировалась неприкосновенность внутреннего уклада Войска Запорожского, нерушимость прав и привилегий украинского населения в целом и отдельных его социальных сословий и групп.

Российская сторона должна была оказать военную помощь против Польши и помочь удержать от войны Крымское ханство. Взамен гетманское правительство признавало царя своим сюзереном и обязывалось выплачивать ему ежегодно дань (в предварительно определенных и фиксированных размерах), так как это делали правители Трансильвании, Молдавии и Валахии в пользу турецкого султана.

Кроме этих вопросов, имевших принципиальное значение, в проект был занесен еще целый ряд мелких положений, которые перекочевали в него из текста Зборовского соглашения казачества с польским королем 1649 г. Учитывая принципиально иной характер отношений Гетманата с царем, они были абсолютно неуместными, и не могут восприниматься иначе как определенные рудименты политики казацкого автономизма, от которой Хмельницкий и его окружение уже давно отошли, поставив целью независимость Украины.

Однако, несмотря на определенные слабости проекта, он в целом производил неплохое впечатление и, при условии принятия всех его положений правительством Алексея Михайловича, мог стать основой для построения взаимовыгодных и прочных отношений сторон.

17 (27) февраля 1654 г. гетман Хмельницкий завизировал украинский проект, и делегация во главе с генеральным судьей Самийлом Богдановичем-Зарудным и переяславским полковником Павлом Тетерей повезла его в Москву. И если провозглашение союза в Переяславе, по сути, было формальностью, то украинско-российский договор, который должен был быть заключен по результатам переговоров в Москве, значил для судьбы Украинского государства очень много.

Продолжение читайте на стр.
«Украина Incognita» от 28.03. 2003 г.
Виктор ГОРОБЕЦ, доктор исторических наук, заведующий центра социальной истории Института истории Украины НАН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ