Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Десятинная церковь — время собирать камни

12 мая, 2005 - 18:23

Когда Киевский князь Владимир принял христианство и крестил своих подданных, он первым делом построил храм-палладиум — «духовную охрану» всей страны. Ею стала первая на Руси каменная киевская Десятинная церковь, посвященная Богородице и поставленная рядом с княжьими палатами; освящал церковь Киевский митрополит Леонтий, а ее первым настоятелем стал — по Нестору- летописцу — Анастасий Корсунянин. Строительство церкви было завершено в 996 году — почти 1010 лет назад. Есть данные, что освящена Десятинная церковь 11 или 12 мая, и что этот день стал первым поместным годовым христианским праздником на Руси.

Богородичный Десятинный храм (название происходит от «десятины» всех княжьих доходов, которые жертвовались на эту церковь) стал высоким образцом для последующих восточнославянских зодчих. Он считался едва ли не чудом света: русины-современники и путешественники-иностранцы сравнивали его с небесами — таким он был большим, просторным, устремленным ввысь и так замечательно украшен фресками, несравненными византийскими мозаиками, мраморными колоннами, шиферными резными плитками, фигурными карнизами...

В этом мире одни строят храмы, другие — их разрушают. Впервые Десятинную церковь разрушили татаро-монголы (XIII в.). Через 400 лет митрополит Петр Могила повелел «Десятинную церковь Пресвятыя Девы, находящуюся у ворот киевских, выкопать из мрака и открыть дневному свету». Тогда к одной из уцелевших стен храма была пристроена церковка в память о старой святыне; в 1842 году по проекту русского архитектора В. Стасова здесь была возведена большая (однако меньше церкви князя Владимира) Десятинная церковь, которую в 1936 года взорвали большевики. С тех пор церковь тысячелетней давности почти исчезла с лица земли — словно перевелись в народе высокие мастера, словно никому и не за что больше молиться под величественными сводами Десятинной!

Только что вышла из печати хорошо иллюстрированная книга «Мати церков руських. Десятинна церква в Києві — настав час її відродити», составленная архиепископом Димитрием Рудюком, наместником Свято-Михайловского монастыря, ректором Киевских духовных академии и семинарии (владыка Димитрий — историк, закончил исторический факультет Киевского национального университета им. Т. Шевченко, кандидат богословских наук). Его книга — это еще одна попытка убедить общество, власть, специалистов в необходимости восстановления Десятинной. Книга содержит немало репродукций, насыщена яркими и историческими фактами, цитирует мнения летописцев, выдающихся людей. Последняя часть книги — небольшой альбом «Мати церков Руських», который наглядно демонстрирует «генетическое» происхождение киевских, черниговских, новгородских, смоленских и др. храмов — «ростков» Богородичной церкви.

Идея восстановления церкви вызвала еще одно разделение украинского общества — часть ученых и политиков (а вернее — ученых-политиков) энергично противится «воскрешению из пепла» Десятинной церкви. Одним из поводов (не причин) является якобы неотложная необходимость изучения «останков» Владимировой Десятинной церкви — для наших ученых оказалось мало 70-ти лет! Хотя речь идет, напоминаю, о первой каменной христианской церкви Киевской Руси, которая упоминается чуть ли не во всех древних памятниках. Но вернемся к фундаментам. Общеизвестно, что восстановление храма отнюдь не обязательно приводит к уничтожению останков его старинных фундаментов: существуют стандартные технологии не только их сохранения, но и обеспечения к ним доступа. Так делается во всем мире в подобных случаях.

Второй аргумент против восстановления Десятинной более серьезен — это невозможность, из-за отсутствия информации, точно и подробно реконструировать древнюю церковь. Так оно и есть. Несмотря на это, Десятинную церковь можно довольно точно воссоздать по образцам византийских церквей Х века (византийских зодчих отнюдь не обвинишь в чрезмерном разнообразии). Типичные черты византийской архитектуры того времени хорошо известны современным археологам, историкам, искусствоведам. Напомним также, что в Константинополе (Стамбуле) и в других городах бывшей империи Ромеев до сих пор сохранились церкви того периода. Например, церкви монастыря Хосиос Лукас в Фокиде.

В любом случае, церковь в византийском стиле будет значительно лучше подходить Киеву, чем бесчисленные однотипные храмы в псевдо-византийско-русском стиле, регламентированном российскими императорами. Или в «стиле» современного храмового строительства столицы, который не поддается идентификации, что, очевидно, не волнует противников восстановления Десятинной церкви. А волнует их, например, то, что «сегодня строят копии в современных материалах. Мы не можем воссоздать, скажем, плинфу, а также камень и шифер, которые применялись во времена Киевской Руси» (академик Толочко). То же самое считает и доктор архитектуры Асеев: «Это будет «новодел», построенный «на глаз». Гораздо важнее сохранить аутентичные фундаменты памятника».

Если бы человечество так ценило исторические руины, как это делают некоторые украинские ученые, то все города и местечки на земле украшались бы сегодня только развалинами. В Варшаве не было бы Старого города, в Лондоне — собора Петра и Павла, в Санкт-Петербурге — Янтарной комнаты и др. Не говоря уже об Успенском соборе, отстроенном, как известно, с помощью современной техники и современных материалов!

Автор книги «Мати церков Руських» архиепископ Димитрий пишет: «Нет сомнений в том, что все это (кампания против восстановления Десятинной) делается сознательно теми, кто отрицает всякую историческую тяглость, наследственность и непрерывность украинской истории; кто Украину любит не духовно, а только из корыстной цели». Трудно вести дискуссии, где каждый слушает только себя. По этому поводу архиепископ Димитрий упоминает в своей книге Клирика Острожского (ХVI), который говорил: «Неприличная это вещь с расслабленным о силе, со слепым о свете, с разбойником о мире и согласии, с блудником о чистоте говорить и советоваться».

Есть люди, которые искренне не любят «нового» старого — то есть восстановленных исторических памятников. Но ведь иногда стоит посмотреть на проблему с другой стороны. Если надежно и мастерски построить Десятинную, то через каких-нибудь тысячу лет трудно будет считать ее «новоделом». И наши потомки будут иметь тогда в Киеве очень древнюю и уважаемую Богородичную церковь в византийском стиле и гордиться ею перед другими народами. Грех думать только о «сейчас», господа!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ