Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дискриминация против благородства

9 июля, 2004 - 00:00

Недавно шла я себе по киевскому Воздвиженскому спуску, радостно дивясь — в который раз! — красоте города на Днепре, как вдруг начали на меня «наезжать» огромные черные надписи на подпорных стенах балки. Они многократно повторяли три сюжета: императивный призыв «Становитесь русскими!» (Что бы это, собственно, значило?), распределяли территорию Украины по своему вкусу: «Города — русским, села — хохлам!», а также сообщали, что «Столица Украины — Донецк!». Последнее можно считать авторской подписью. С этой предвыборной программой «лояльных» (но анонимных) граждан Украины может ознакомиться каждый — надписи на стенах у нас иногда более долговечны, чем даже несравненные (и вправду, не сравняют ли?) холмы над Днепром.

«Уважение» к титульному народу Украины со стороны русского меньшинства проявляется разнообразно и часто — чтобы мы не забывали, кто такие есть. Более простые случаи — открытое, сознательное оскорбление; значительно сложнее и хуже, когда человек сам не ведает, что говорит и как презирает народ, среди которого живет (бывшая имперская нация обычно лишена чрезмерной рефлексии).

В газете «Крымская правда» молодой человек — симферопольский студент — излагает свои мысли в связи с открытием первой и доныне единственной украинской гимназии в Симферополе: «Пусть учат дети украинский в обычной школе, тогда как русский язык и русскую литературу надо учить именно в гимназии. Ведь быть умным человеком невозможно без великой русской литературы и русского языка… Какое может быть будущее у людей, «воспитанных» на украинской литературе? Ума у них будет не больше, чем у среднестатистического жителя Западной Украины. Психическая неустойчивость, истерия — основной диагноз тех, кто говорит на украинском языке».

Что здесь можно сказать? Возможно ли доказать такому человеку его невежество, ограниченность, примитивную однобокость, а также полное незнание современного гуманистического мировоззрения? Очевидно также, что на этого молодого человека никак не повлияли ни «великий и свободный русский язык», ни лучшая русская литература. Дискутировать с такими людьми — это то же самое, что пытаться убедить робота, в которого заложена только одна простенькая программа. Но все-таки интересно то, что этот студент одним махом исключил (сознательно или несознательно?) из числа умных людей не только украинцев, но и весь мир, кроме русских. Потому что, несмотря на все мощные имперские меры, русский язык так и не стал международным — «негр преклонных годов» до сих пор не изучил язык, на котором разговаривал Ленин.

Многие украинцы, как дети, обижаются на подобные заявления, пытаются убедить того или иного украинофоба в том, что они «тоже люди». А зря! Во-первых, это всуе, это пустые неблагодарные, к тому же — унизительные усилия. Во-вторых, полезнее и прибыльнее воспитывать себя, а не оппонента. Ведь какой бы несправедливой, ошибочной и гротескной ни была критика, для нее всегда найдется хотя бы малое основания. (Это касается не только украинцев.)

Недавно в Киеве прошел международный симпозиум, посвященный проблемам религиозной свободы, в котором участвовали как украинские религиеведы, так и многие ученые из разных стран Западной Европы и США. Перед началом симпозиума состоялась, как водится, пресс-конференция. Украинцы говорили на украинском, россияне — на русском, а все «дальние» иностранцы — на английском (современном международном языке). Естественно, был хороший переводчик. На какой язык, вы бы думали? Да! На конференции был обеспечен именно англо-русско-английский перевод, а не перевод с английского на украинский и наоборот. Лично мне было стыдно перед иностранцами за инерцию, неспособность оторваться от советской традиции и за отсутствие гражданского достоинства. Подобная ситуация до сих пор не случайность, а скорее правило. (Ответ председательствующего на мой вопрос в президиум был достаточно туманным, а из зала прозвучало несколько русскоязычных раздраженных возгласов: «Вы что, не понимаете русского языка?».

Я уже писала об «украинцах за рубежом», в частности, в Турции, где большинство отдыхающих (в основном немцы, россияне и украинцы) пользуется своим родным языком, а турки, лучше или хуже, быстро адаптируются к этому языку. Украинцы однако отнюдь не поспособствовали изучению турецким персоналом и торговым людом украинского языка, поскольку разговаривают там исключительно на русском.

Кстати, хотелось бы напомнить еще один, весьма связанный с предыдущим сюжет. Проблема украинского языка, украинского достоинства — это не единственная сложная и важная национальная проблема в нашей стране. (В который раз подумалось, как это странно и анормально — пренебрежение государственным языком в независимой стране!). Так, в Крыму уже сформирована, фальсифицирована и активно распространяется новая «история» крымских татар, наполненная искажениями, преувеличениями, оскорбительными выдумками. Распространяют ее среди славянских жителей и приезжих не только русскоязычные СМИ, но и, например, экскурсоводы. Они постоянно противопоставляют благородство, честность, аккуратность, трудолюбие русских «дикости, лени, коварству татар».

К сожалению, украинцы, хотя они в течение многих столетий достаточно натерпелись от дискриминации по национальному признаку, еще очень далеки от совершенства в отношениях с гражданами Украины других национальностей. Постоянно то там, то тут, иногда совсем неожиданно, появляется на свет, как гоголевская свинья, позорный антисемитизм. А сколько «черной» антисемитской литературы, сфабрикованной еще в начале прошлого века, во времена Черной сотни и «кровавых погромов» можно встретить на уличных базарах даже в Киеве! Так в прошлое воскресенье видела на Андреевском спуске бессмертную «Мою борьбу» Адольфа Гитлера.

Украинцы должны бы помнить, что в нашей стране на четырех украинцев приходится меньше одного «инородца» (термин Российской империи). Мы же, при такой пропорции «в нашу пользу», иногда позволяем себе обижать людей малочисленных национальностей, не уважать их, и даже бояться! Не удивительно ли это? Не должно ли сильное многочисленное большинство защищать права людей, которые являются меньшинством? Такое опекунство, безусловно, формировало бы в нашем народе чувство уверенности в себе, силы, собственного благородства.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ