Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дорога от храма

24 октября, 2003 - 00:00

Часть I. Давным-давно община, выполняя обет, с большими стараниями и трудами построила величественный красивый дом и подарила его своему Богу; сама же часто приходила в тот дом молиться. Но вскоре на землю налетел страшный тайфун, который сорвал с дома крышу, повыбивал окна и витражи и выдул людей на улицу. Покинул ту обитель и Бог. А что такое Божий дом без Бога? Да все что угодно! Сначала он стал сараем, потом его превратили в развлекательное заведение. Мало-помалу все забыли, для Кого этот дом строился.

Прошло немало времени и вот на то место снова налетел ураган, но дул и бушевал он в противоположном направлении. Все вдруг вспомнили людей, построивших такой красивый дом, а также Того, кому он предназначался. И тогда произошло что-то наподобие современного чуда — строителям дома позволили вселиться в него вместе с Богом. Красивый конец истории, казалось бы! Но это только казалось. Потому что очень быстро выяснилось, что дом превращен в печальноизвестную незабываемую коммунальную квартиру времен первого урагана — там теперь одновременно молятся строители храма, обитает их Бог, отправляют свои действа жрецы светских развлечений и веселятся их поклонники. Все друг другу мешают (как в коммунальной кухне), все недовольны и раздражены, все настаивают на своих правах (даже когда прав нет) и все тратят свою жизнь в бесконечных, вовсе не философских «диспутах». Но неправедное решение было принято где-то очень высоко наверху и его спустили вниз вместе с очень логичными доказательствами того, как хорошо сегодня живется обитателям дома — «в тесноте, да не в обиде».

Как все хорошо понимают и как всегда бывает, общий дом остался ничьим, ухаживать за ним было некому и он потихоньку начал разрушаться. Впрочем, беспокоит это только его строителей, которые постоянно фиксируют новые трещины в стенах и фундаменте, влагу в подвалах, с тревогой наблюдают разрушение пышного декора и отклонение стройных башен от вертикали. Но сверху и издали тех разрушений не видно, а не видно — значит и нет.

Часть II. Немало времени прошло без особых изменений для «коммунальной квартиры». Но вдруг домом опять заинтересовались сверху: там как-то случайно, рассматривая объект в подзорную трубу, обнаружили, что вокруг дома сохранился небольшой незастроенный участок. Такие свободные клочки земли всегда бывают в подобных местах — чтобы люди могли свободно, со всех сторон и даже из окон автобусов и троллейбусов наслаждаться красотой здания, где живет Бог. Наверху, как раз там, где должны заботиться о подобных зданиях, сидят умные люди, которые хорошо знают цену земли в центре города. Если же передать эту землю в руки энергичных да еще и своих людей («Ну, как не порадеть родному человечку!») — ей и цены не будет!

И начала гудеть-трястись земля под домом, который построил человек для своего Бога: бульдозеры, экскаваторы, грузовики, буровые установки. Там срочно строят, как легко догадаться, бизнес-учреждение, а именно — «о-ф-и- с»! И никак нельзя понять, будет ли тот офис стоять рядом с домом Божьим, или отныне Божий дом будет всегда находиться в густой тени офиса? Древние римляне в подобных случаях хватались за головы или за кинжалы в складках своих плащей и хором выкрикивали: «O tempora, o mores!» (Слова Цицерона «О времена, о нравы!»).

Эпилог. Сегодня в коммунальную квартиру, которая когда-то именовалась храмом, вселили еще одного шумного и бесцеремонного обитателя — современного украинского бизнесмена, для которого сакральные вещи и общественное мнение как бы и не существуют вовсе. А ведет себя он так, словно тот участок возле храма — последний клочок земли на планете, на котором он может построить себе еще один офис или еще один коммерческий центр. А после него — хоть потоп! На этом месте невозможно не вспомнить еще раз Цицерона, который более чем 2000 лет назад выступал против злоупотреблений Катилины, говоря: «Сенат это понимает, консул видит, а этот вот — все- таки живет!» И, добавим, — действует!

P.S.

Приблизительно в то самое время, когда архитектор Городецкий возводил в Киеве костел Св. Николая, в испанском городе Барселона Антонио Гауди строил мистически прекрасный собор «Саграда Фамилия» («Святое семейство»). Гауди умер, не закончив свой собор — он любил повторять, указывая рукой на небо, что «у его Клиента есть время ждать». Но барселонцы еще при жизни называли его «архитектором Бога» и считали святым. Сегодня испанцы добились того, что Католическая церковь начала процесс канонизации Антонио Гауди, то есть причисления его к лику святых. Главное основание для этого — его собор.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ