В 2013 году исполняется 900 лет восхождения Владимира Всеволодовича Мономаха на Киевский великокняжеский стол, а также 960 лет со времени его рождения. Летопись об этом сообщает, что в 1053 г. «у Всеволода родился сын Владимир от Марии, царицы греческой». А это еще раз побуждает нас более внимательно и тщательно посмотреть на все добрые свершения великого князя, ведь только талантливый и хороший человек мог творить добро и передавать его последующим поколениям. Предлагаемая редакции статья рассказывает об истории строительства древнего храма, одной из самых древних в Переяславском княжестве церкви Бориса и Глеба, как «храма на крови», которая получила статус Мономаховой божницы — самой любимой великим князем церкви, построенной на Альто его стараниями, возле которой, согласно летописи, оборвалась его жизнь.
Читая «Поучения» Владимира Мономаха в Летописи Руськой, не трудно заметить, что в нем заложены не только советы мудрого, обогащенного опытом человека своим детям и последующим поколениям, но и отчет деятельного и сильного князя о том многотрудном пути, который ему пришлось пройти, преодолевая расстояния и побеждая врагов своих. Бросаются в глаза наиболее часто употребляемые слова «ходил», «ходили», «пошли», «пошел» и близкие к ним по значению. Именно они определяли содержание его наполненной событиями жизни, его деяний во имя укрепления Руського государства. Они стали итогом самых больших забот о государственных делах, выраженных словами: «А всех походов (сделал я) восемьдесят и три больших, а остальных не помню, меньших. И миров совершил я с половецкими князьями без одного двадцать».
Еще никто не подсчитал, сколько верст преодолел князь на земной орбите своей жизни, потому что не один раз ходил на Ростов, Смоленск, Киев, Переяслав, Чернигов, Владимир-Волынский, Любеч, Стародуб... Широка география его путей, пройденных им зимой и летом, весной и осенью. Его удачные походы создают ореол заботливого князя, неутомимого воина и полководца за укрепление Древнерусского государства, за единство князей в общей борьбе с постоянными врагами Руси — половцами. Вполне справедливо историк Н.И.Костомаров сказал: «Вокруг его имени вращаются почти все важные события руськой истории второй половины ХІ и первой четверти ХІІ вв.». Вместе с тем хочется обратить внимание на то, о чем сам великий князь не сказал в «Поучении», упомянув свои деяния по строительному делу, в котором он особенно преуспел. Походная жизнь великого князя словно затеняет то, что ему удалось сделать для общего добра на поприще строительства. Нетрудно представить, какое важное значение имел мост через Днепр, построенный Мономахом в 1115 году для потребностей того времени, когда киевский и переяславский князья не имели постоянной связи между левым и правым берегами Днепра. Теперь они быстро могли преодолеть расстояние между двумя большими городами, Киевом и Переяславом, выступить в поход против половецких кочевых орд, которые постоянно тревожили земли Переяславского княжества и всей Руси.
Владимир Мономах беспокоился о расширении и упорядочении владений, укрепляя границы Переяславского княжества, в 1098 построил Остерскую крепость — своеобразный форпост на северо-западе. В том же году построил в княжеском дворе Переяслава каменную церковь святой Богородицы, а в 1101 году властной рукой покорил своей юрисдикции Смоленск, заложив в нем каменную церковь святой Богородицы. Храмы возводил не только для поклонения Богу и утверждения православной веры, но и ради распространения образования, знаний среди епископов, монахов, простого люда. Именно при храмах создавались библиотеки, объединялись образованные люди, способные читать книги, нести слово просветительства в массы. Сев на Киевский стол, он вместе с князьями Давидом и Олегом Святославичами надумал перенести мощи первых святых Бориса и Глеба из деревянной церкви в новую каменную, которую «они построили им обоим». День 2 мая 1115 года вылился в большой праздник почитания заступников земли Руськой. Как пишет летописец: «Князья же и бояре, и все люди праздновали три дня. И воздали они хвалу Богу и обоим святым мученикам, и тогда разошлись каждый к себе» (Летопись Руськая, с. 175).
Отдав дань уважения Борису и Глебу, в том же году Владимир Мономах построил мост через Днепр, чтобы простому люду было лучше ходить в церкви на поклонение мощам святых мучеников. Именно такой мост был необходим и для оперативного передвижения войска в походе против врагов. Историки подсчитали, что половцы совершили 46 нападений на Русь, в том числе 19 на земли Переяславского княжества. Великий князь, сооружая мост, преследовал стратегическую цель, поэтому и удавалось ему побеждать врагов своих.
Через два года после перенесения мощей в Вышгороде великий князь продолжает распространять культ святых мучеников и в 1117 году строит каменную церковь на Альто, где теперь г. Борисполь, как храм на крови князя Бориса, пролитой в 1015 году. Об этом хочется рассказать детальнее.
Долгое время историки считали, что «храм на крови» построен Владимиром Мономахом в с. Борисовка под Переяславом (ныне в пределах города). Поскольку в исторической литературе об этом нечасто упоминается, хотелось еще раз напомнить, откуда появилась ошибка. Еще в 1660 году Межигорские монахи получили от царя Алексея Михайловича грамоту на строительство монастыря «на крови св. Бориса». В 1664 году переяславский протопоп Григорий Бутович и стрелецкий глава Селиван Белый поставили там каменный крест с такой надписью: «Сей крест, где на месте сем убиен святой страстотерпец Христов Борис, великий князь руський, водрузил Григорий Бутович со стрелецким атаманом Селиваном Белым, делал сей крест мельник Харко Безпальчий со товарищем своим Мартыном». Вскоре над крестом была построена деревянная часовня. Она была «указанием» места гибели Бориса, а следовательно, и местом каменной церкви, заложенной Владимиром Мономахом в 1117 году. В действительности на месте каплицы только в 1839 г. 2 (15 мая по современному летоисчислению) на средства, собранные прихожанами всей епархии, началось строительство кирпичного храма. 6 августа 1840 г. храм освятили. Сюда православные паломники осуществляли крестный ход от Вознесенского монастыря.
Увидев такой праздник на берегу р. Альты, М.А.Максимович написал статью «О празднике св. Бориса под Переяславом» (Киевлянин, — М., 1850), в которой сделал предположение, что после 1073 г. здесь была поставлена часовня, упоминавшаяся в летописи под названием Альтской божницы. Около этой часовни стояла красивая каменная церковь во имя Бориса и Глеба, построенная Владимиром Мономахом в 1117 г. Таким образом, в исторической литературе на сто лет утвердилась мысль, что любимая церковь Мономаха была построена под Переяславом, пока не возникли другие свидетельства.
В действительности Владимир Всеволодович построил церковь посредине укрепления Альто, Льто, упоминавшегося в летописях, на месте современного Борисполя. Последнее упоминание о ней относится к 1154 г. «Тогда много зла натворили половцы вокруг Переяслава: сожгли села все и Летскую божницу святому мученику сожгли». Ее руины стояли долго в Борисполе, пока поляки не вывезли строительный материал в Киев. Об этом засвидетельствовал арабский писатель Павел Алеппский (Халебский), который сопровождал своего отца, сирийского патриарха Макария, в его путешествии по Украине и России в 1654 и 1656 гг. Он писал: «Во вторник, в полдень, мы прибыли в торговое местечко с замком и укреплениями с названием Борисполь, то есть город Бориса, сына князя Владимира. Как рассказывают, здесь была большая древняя каменная церковь во имя св. Глеба — мученика, второго сына князя Владимира, ее разрушили поляки и вывезли камень, дерево и железо в Киев, где построили из них большую новую церковь». Сообщение Павла Алеппского о церкви Бориса и Глеба написано значительно раньше, чем в с. Борисовка под Переяславом был поставлен крест и часовня, указывавшие место гибели Бориса. И именно там, говорилось, Владимир Мономах построил каменную церковь.
Долгое время упоминания об этой церкви имели переяславський след. Только в середине ХІХ ст. при строительстве новой церкви Бориса и Глеба, разобранной в 1930 годах, в Борисполе был открыт фундамент из дикого камня древнего храма. В 1925 году были проведены разведывательные раскопки, а в 1950 г. археологическая экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством академика М. Каргера провела раскопки фундамента, где стояла церковь Мономаха, и на основании найденных остатков фундамента, обломков бронзового колокола, фрагментов штукатурки с фресками и других вещей доказала, что храм Владимира Мономаха был на Альте, на месте современного Борисполя.
Осуществляя свою мечту, великий князь приобщил к работе лучших мастеров, строителей того времени, которые использовали наиболее прочные строительные материалы, доступные для обработки. По замыслу великого князя, этот храм из крепкого камня строился на века. Это была любимая церковь Владимира Мономаха, как утверждает летопись. Следовательно, она поражала своей архитектурой и внутренней отделкой. К сожалению, история не сохранила ни одного фрагмента этой церкви. О ее красоте можно судить только по тем памятникам архитектуры Переяславской земли, которые построены во времена княжения Владимира Мономаха в Переяславе и Остре. Поскольку не все достопримечательности Переяславщины конца ХІ — первой четверти ХІІ вв. дошли до нашего времени, то о стиле росписи Борисоглебской церкви на Альто можно судить по фрагментам фресковой росписи Михайловской церкви в г. Остре, которая принадлежит к переяславской архитектурной школе конца ХІ в. Росписи этой церкви выполнены по заказу Владимира Мономаха в начале ХІІ в. Но они привлекли внимание исследователей только в начале ХХ в., когда уже подверглись большим разрушениям под воздействием природных явлений — ветра, дождя, снега. Орнаментальную роспись церкви св. Михаила в Остре изучал археолог и искусствовед Н. Макаренко. По его словам, она аналогична росписи Софийского собора в Киеве. Именно близость Остерского городка к столице Руси Киеву главным образом способствовала влиянию на городок.
А впрочем, построенная стараниями Владимира Мономаха церковь на Альто была его гордостью и любовью.