Историки в лучшем случае могли сказать о нем одну фразу. И вот в прошлом году в Луцк прибыла группа археологов из Ленинграда под руководством доктора археологии Марьяны Малевецкой. Биолокационным методом они нашли фундамент церкви, скрытый под слоем почвы. Начались раскопки.
Исследователи сразу поняли, что имеют дело с уникальным объектом — первым монументальным сооружением древнего Луцка. Его фундамент сделан из плоского древнерусского кирпича — плинфы — на толстом слое розового известково-карбонатного раствора, материала домонгольских времен. Исторические источники подтверждают: храм, вероятнее всего, возвел на склоне своей жизни князь Ярослав Изяславич, который умер примерно в 1180 году.
Церковь была сравнительно небольшая (внутренний объем 11,3 на 10,3 метра), квадратной планировки, с одним куполом и одной апсидой и нишами в толще северного и южного крыла. С востока к южному крылу примыкала небольшая пристройка с апсидой. Поначалу настенных росписей внутри не было.
Через полтора века, при княжении в Луцке первого литовского князя Любарта,храм, говоря современным языком, подвергся капитальному ремонту. Поскольку он ощутимо просел, в нем подняли выше пол и выложили его новой керамической плиткой. На алтарной перегородке появляется роспись. Это имитация полилитии — инкрустации, выполненной цветными камнями.
Шло время. Храм продолжал оседать и разрушаться. За пять веков в нем пять раз подсыпали пол, поэтому последний оказался на целых два метра выше первоначального. Под землей оказались алтарная перегородка, скамейка в апсиде и престол.
В княжеские времена храм постоянно находился под высокой опекой, поэтому каждый раз восстанавливался и становился еще лучше. Трудные времена для него наступили в конце XVI века. После Берестейской унии 1596 года в нем уже хозяйничали униаты. Между ними и православными шла борьба. Православие под натиском католицизма сдало свои позиции, поскольку не имело поддержки ни от государства, ни от влиятельных людей того времени. В 1933 году храм Ивана Богослова опять становится православным, старую кафедру в замке занимает православный епископ Афанасий Пузина. Но ненадолго. Вскоре православные окончательно теряют свою древнюю святыню, которая продолжает разрушаться.
Церковь Ивана Богослова в Луцке была культовым сооружением и имела исключительное значение. Она обладала статусом кафедрального храма и усыпальницы правителей Луцкого удельного княжества, а впоследствии и всей Волынской земли. Здесь освящали епископов на другие приходы. Вселенские патриархи, направляясь в Москву, непременно заезжали в Луцк Великий. В те времена Луцкая епископия считалась наиболее богатой в Украине. В Луцком и Владимирском уездах ей принадлежали 4 городка, 34 села и два хорошо вооруженных замка. За счет доходов с феодальных владений владыка содержал одну из башен Луцкого замка, за которой и закрепилось название Владычья.
При кафедральном храме действовал совет высшего духовенства — крилас, или капитул. Епископ вместе с криласом освящал священников, дьяконов, иеромонахов и архимандритов, а также рассматривал вопросы чистоты веры духовенства и паломников.
Луцкий соборный крилас наряду с административными функциями религиозного органа управления выполнял на подвластных ему территориях роль суда. При этом луцкий епископский суд пользовался правом неприкосновенности, утвержденным еще князем Любартом.
Все же жизнь центра духовности и православия на Волыни не была легкой. Благодатными для церкви были разве что княжеские времена. Князь Василий Романович, который с 1227 года княжил в Луцке а с 1264, после смерти родного брата Данила Галицкого фактически правил Галицко-Волынским государством, основал Луцкую епархию. Есть свидетельство об очередном учреждении Луцкого епископата князем Юрием II в первой четверти XVI века. Широко известна грамота-пожалование князем Любартом соборной церкви, поскольку именно она обеспечила луцким епископам «вечное право» на половину территории замка.
К сожалению, преемник Любарта — великий князь литовский Витовт не был сторонником ни православия, ни украинства. Он проводил великодержавную политику, которая была более близка католицизму. Поэтому Витовт в 1428 году перенес из Владимира в Луцк латинскую кафедру. Позже поляки соорудили здесь кафедральный собор святой Троицы с каменным домом для капитула и школы. Православие постепенно отступало. Но этот упадок веры имел скорее внутренние факторы — непросвещенность, невежество, консерватизм, трусость и жадность главных православных мужей того времени, включая и церковных иерархов.
Но даже и в таком состоянии древний храм Луцкого замка оставался тем, чем он был на протяжении почти половины тысячелетия, — главной святыней земли Волынской, своеобразной духовной столицей этого края, символом величия и славы давних времен. На Владычий плац, хоть и запущенный, все равно шли люди. В начале сентября 1619 года здесь собрались духовные, шляхтичи и мещане Луцка, чтобы объединиться в православное братство. В июле 1638 сюда снова пришел местный православный люд — послушать страстную проповедь митрополита Петра Могилы. А каждый год на храмовый праздник здесь проходили синоды Луцко-Острожской епархии, на которых принимались очень важные решения. Епископ Луцкий и Острожский, экзарх Юго-Западной Руси Кирилл Терлецкий стал одним из основателей Берестейской церковной унии, чем нанес большой урон Украине-Руси. В 1658 году митрополит Киевский Дионисий Балабан (до этого владыка Луцко-Острожский) благословил на борьбу против московского засилья гетмана Украины Ивана Виговского — своего давнего знакомого по Луцкому замку. К сожалению, тот же Дионисий Балабан почти тогда же освятил на епископа Луцко-Острожского Гедеона-Святополка Четвертинского, который позже стал митрополитом Киевским и всей Руси, но посвящение в сан принял не от вселенского патриарха константинопольского, а от патриарха московского. Тем самым он уступил Украинскую православную церковь Москве и окончательно лишил Украину своей государственности.
Ныне от славного когда-то храма Ивана Богослова в Луцком замке остался только фундамент, над которым построен павильон, чтобы не портилась кирпичная кладка 800-летней давности. Работники Луцкого историко-культурного заповедника надлежащим образом законсервировали архитектурные остатки давнего храма.