Общеизвестно, что четыре канонические Евангелия Нового Завета представляют нам мало данных о детстве и отрочестве Иисуса Христа; здесь можно указать только на «Евангелие от Луки», где рассказывается о мудром серьезном 12-летнем мальчике Иисусе (о чем речь пойдет немного ниже). Значительно больше об этом рассказывают так называемые апокрифические («тайные» и не признанные Каноном) евангелия, которые писались в первые века христианской эры, но были по разным соображениям отвергнуты и запрещены как ложные. Сегодня известны около сотни апокрифов, связанных по содержанию с Новым Заветом — евангелия от разных лиц (например, «От апостола Петра»), деяния апостолов, апокалипсисы. Древность этих произведений подтверждается тем неоспоримым фактом, что их широко цитировали известные раннехристианские писатели.
Среди апокрифических книг сохранилось, в частности, «Евангелие детства», посвященное детским годам (от 5 до 12 лет) Иисуса из Назарета и датированное современными учеными второй половиной II в. Там рассказывается, в частности, о том, что этот Мальчик всегда знал больше, чем его учителя, и поражал всех своими знаниями, особенно в метафизике и тогдашней астрономии. И уже тогда Иисус творил чудеса — исцелял больных и воскрешал мертвых; но иногда его чудеса были просто детскими выходками. Вот одна из них.
Как-то в субботу, когда Старый Завет категорически запрещает какие-либо занятия, Иисус играл на берегу реки — лепил из глины фигурки двенадцати воробьев. Это увидел наставник и сделал Иисусу замечание о нарушении субботы. В ответ Иисус хлопнул в маленькие ладони и приказал своим глиняным птицам взлететь, что они и сделали с веселым чириканьем.
В канонических Евангелиях почти не говорится о жизни Иисуса в период от Рождества в Вифлееме до Крещения в Иордани. После описания событий, которые сопровождали его рождение — поклонение волхвов, обрезание, преследование Ирода, побег Святого Семейства в Египет, — в Новом Завете упоминается только об одном-единственном эпизоде из этого времени земной жизни Иисуса. А потом мы сразу встречаем его на реке Иордань уже взрослым тридцатилетним человеком.
О каком эпизоде идет речь? Апостол Лука рассказывает, что после внесения младенца Иисуса в храм, «ребенок рос и укреплялся духом, набираясь мудрости, и благодать Божья на нем пребывала». И вот однажды, когда Иисусу исполнилось 12 лет, Мария и Иосиф пошли с ним на праздник Пасхи в Иерусалим. Когда же праздники закончились, родители отправились домой — в галилейский Назарет. Иисус же остался в Иерусалиме. Отсутствие сына родители заметили не сразу — думали, что он идет за ними в толпе родственников и соседей, а когда спохватились, то пошли назад в город разыскивать сына. Они нашли его не где-нибудь, а в храме Господнем, где Иисус сидел среди учителей (знатоков Закона). Все, кто слышали этого мальчика, удивлялись его уму, ответам и вопросам. На упреки матери Иисус спокойно ответил: «Зачем же вы искали меня? Разве вы не знали, что мне положено быть в храме Моего Отца (т.е. Господа)?». Но, сказав так, он сразу встал и пошел с ними и был им послушен.
В каноническом Новом Завете далее рассказывается сразу о тридцатилетнем Иисусе. На реке Иордань Он принимает крещение от Иоанна Крестителя. Но вакуум информации о земной жизни Иисуса Христа от 12 до 30 лет «восполняет» апокрифическое «Тибетское евангелие». Это старинные рукописи на тибетском языке, найденные одним путешественником- европейцем в конце ХIХ века в буддийском монастыре Химас в Гималаях. Ламы рассказали ему, что где-то во II в. нашей эры эти рукописи попали в резиденцию Далай-ламы в Лхасе, а позднее — в монастырь Химас. Найденное евангелие было вывезено в Европу, переведено на несколько европейских языков и привлекло большое внимание ученых ХIХ в. — это была еще одна история рождения, жизни и смерти Сына Божьего.
Но откуда взялось это евангелие в Гималаях? В старинных архивах поднебесного монастыря сохранились документы, которые дают ответы на этот вопрос. История такова. Давным-давно к стенам буддийского монастыря прибыл очень молодой — почти мальчик — человек из далекой малоизвестной в тех краях Иудеи; звали его — Исса. Как выяснилось, он тайно оставил родительский дом и вместе с караваном купцов направился в Инд. В монастыре Исса пробыл около 15 лет, пользуясь гостеприимством монахов. Он изучал там восточную мудрость; брахманы научили его читать и понимать «Веды», исцелять больных молитвами, выгонять из тела человека злых духов; научили также понятно разъяснять народу Святые Книги. Потом Исса покинул монастырь и отправился на Запад — на свои земли. Как видим, согласно этому рассказу, получается, что Иисус почти половину своей короткой жизни провел в Индии.
Пребывание в монастыре не было безоблачным. Причиной этого стало отношение Иисуса к низшим кастам — «неприкасаемым». «Подумать только, — говорили представители высшей касты, — он общается с ними и даже учит их Высоким предметам!». Брахманы пыталась «просветить» Иисуса, доказывали Ему, что «низшие касты обязаны вечно и непрерывно служить высшим кастам, а не изучать Священные тексты». Эта «наука», однако, не действовала на чужестранца, и «он очень неодобрительно смотрел на то, что одни люди имеют право лишать других — своих ближних — человеческого достоинства». Поэтому Иисус наконец был вынужден оставить монастырь и страну. Возвращаясь домой через разные восточные страны, он изучал другие веры и проповедовал свое учение. Домой, где бурлили религиозные и политические страсти, он возвратился в 29 летнем возрасте ивскоре принял крещение в Иордани. А через три с половиной года был распят недалеко от Иерусалима на холме под названием Голгофа.
Апокрифические евангелия, в том числе Тибетское, богословы не признают, — они имеют ценность только для историков. Между тем, канонические Евангелия Нового Завета (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) дают людям недостаточно информации для того, чтобы ясно представить себе каждый день или хотя бы каждый год земной жизни Сына Божьего. А это значит, что много проявлений Его великой любви к людям и его самопожертвования к нам не дошли.