Когда рождается ребенок, его будущую судьбу знают только Высшая Сила и, может, таинственная богиня Фортуна. Кто мог предвидеть, что мальчик, который появился на свет в 1600 году в Нормандии, в дворянской семье профессиональных военных (его имя и фамилия — Гийом Левассер, а по одному из своих наследственных владений он стал называться еще и де Бопланом), навеки крепко свяжет свою жизнь с далекой «страной казаков» на берегах Днепра и именно благодаря знаменитому произведению «Описание Украины и реки Борисфен, в просторечии называемой Непр или Днепр, от Киева до моря, в которое эта река течет» войдет в историю. Однако произошло именно так! Сейчас Гийом де Боплан, его книга и жизнь интересны для нас не только как уникальный документ эпохи, редкая человеческая судьба, но и как яркое свидетельство тесных и интенсивных украинско-европейских связей — и политических, и военных, и культурных.
К сожалению, мы мало знаем о юных годах жизни де Боплана (только некоторые факты). Однако точно известно, что в 1630 году Гийом, тогда молодой капитан артиллерии, прибыл в Украину и нанялся на службу в польское войско, которое тогда контролировало крупнейшие города и крепости на нашей земле. Очевидно, французский военный уже тогда имел основательное инженерное образование, и это было должным образом оценено польской колониальной администрацией. Де Боплан в течение 17 лет (!), с 1630 по 1647-й, принимал активнейшее участие в сооружении военных укреплений и крепостей в Кодаке на Днепре (наиболее известная его работа), Бродах, Новгород-Сиверском, Баре на Виннитчине, кроме того, построил совместно с итальянским архитектором Андреа дель Аква прекрасный замок- дворец в Подгорцах (Львовщина). Находясь в Украине, герой нашего рассказа также осуществил огромное количество картографических и топографических работ, в частности подготовил «Украинскую географическую карту», «Генеральную карту Украины», 12 карт отдельных частей нашей Отчизны, и наконец, разработал и издал первую в истории мировой картографии топографическую карту целой страны: «Специальный и подробный план Украины вместе с прилежащими к ней воеводствами, округами и провинциями» (в масштабе 1:463000, 1639 год).
И все же прежде всего не своим плодотворным инженерно- фортификационным трудом, не как автор прекрасных, мирового уровня карт дорог нам, людям ХХI века, Гийом Левассер де Боплан. Мы знаем и ценим его в первую очередь как талантливого, честного и беспристрастного писателя-мемуариста, как автора бессмертного «Описания Украины» — исключительно ценного, единственного в своем роде исторического источника о жизни украинцев второй трети XVII века, их быте, обычаях, социальном укладе, природе украинской земли. Интересно, что «Описание Украины» сначала было задумано де Бопланом как своеобразный пояснительный текст к своим многочисленным картам, однако, со временем родилось подробное, широкое произведение, которое несет на себе яркий отпечаток личных впечатлений и воспоминаний автора. Вернувшись в 1647 году во Францию, де Боплан решил опубликовать свое произведение даже в не совсем завершенном виде; это можно объяснить ощутимым повышением интереса к Украине после многочисленных побед славной казацко-крестьянской армии гетмана Богдана Хмельницкого, которые существенно повлияли на общее международное положение в тогдашней Европе. «Описание Украины» впервые вышло в свет в 1651 году в Руане; через 9 лет там же появилось второе, дополненное издание.
Что же, собственно, привлекает нас в этом произведении (кроме, конечно, его неоспоримой историко-познавательной ценности)? Очевидно, правдивость автора, не лишенного, кстати, и чисто литературного дарования, его честность и достойная этическая позиция. Находясь, отметим еще раз, на службе по найму в польской королевской армии, де Боплан, тем не менее, откровенно, не скрывая многих «неприятных», мягко говоря, для власти в Варшаве подробностей, рассказывает и о жестоком угнетении украинских крестьян польской и полонизированной (бывшей «своей») шляхтой, и о борьбе казачества за социальное, национальное и духовно-религиозное освобождение, их мужество и стойкость в обороне «вольностей» и неотъемлемых человеческих прав. Французский писатель, инженер и путешественник в целом сохранил человеческое достоинство, стремление к справедливости и правде. Чтобы убедиться в этом, приведем даже некоторые отрывки из «Описания Украины».
* * *
Давая подробное описание Киева первой половины XVII века, его храмов, зданий, торговых центров, географического расположения (это — также очень интересные страницы произведения де Боплана), автор далее пишет: «Именно отсюда берет свое начало тот благородный народ, который ныне назван запорожскими казаками и рассеянный издавна в различных местностях по берегам Днепра и в прилегающих близких краях. Число их сейчас достигает 120 тысяч человек, которые привычны к войне и способны менее чем за неделю собраться в поход на королевскую службу. Это люди, которые часто, едва не ежегодно, делают набеги на Евксинский Понт (Черное море. — И. С. ) и наносят огромный ущерб туркам. Они не раз опустошали Крым, который принадлежит Татарии, учиняли разрушения в Анатолии, брали Трапезунд и даже достигали устья Черного моря в трех милях от Константинополя, где, предав все огню и мечу, возвращались потом с богатой добычей и некоторым количеством пленных, преимущественно детей. Они оставляют их у себя для различных услуг, взрослых же они редко берут в плен, разве что только в том случае, если считают их достаточно богатыми, чтобы можно было получить за них выкуп. В такие походы собирается не больше шести-семи тысяч человек, которые удивительным способом переплывают море в своих, собственной разработки, лодках».
Объективность Боплана, его стремление стать выше сословных, социальных или религиозных суеверий того времени не всегда чувствуется одинаково рельефно. Однако разве не чувством справедливости продиктованы, в частности, такие его слова: «Крестьяне здесь находятся в исключительно трудном положении, потому что вынуждены работать на господ три дня в неделю со своими конями и трудом рук своих... Они вынуждены отдавать своему господину все, что тому заблагорассудится потребовать. Не удивительно, что в таких условиях этим несчастным людям не удается накопить даже что-то для себя. Однако и это еще не все: господа пользуются безграничной властью не только над их имуществом, но также и над их жизнью. Настолько большой является свобода польской шляхты, которая живет, как в раю, а крестьяне находятся словно в чистилище!». (Лучше бы Боплан сказал — «в аду»; однако как раз этот отрывок является убедительным свидетельством правдивости автора, несмотря на его статус офицера на польской службе. — И. С. ).
Далее французский путешественник и писатель вновь возвращается к рассказу об обычаях, убеждениях и быте казаков и, в частности, пишет так: «Они сообразительные и умные. Очень остроумные и щедрые, не стремятся к большому обогащению, зато более всего ценят свою свободу, без которой не хотели бы жить. Во имя ее, этой свободы, они поднимают восстания и бунты против вельможных господ, поэтому редко когда проходит больше семи или восьми лет без того, чтобы они не восстали против господ. Однако эти люди вероломны и коварны, доверять которым можно только при благоприятных обстоятельствах» (что же поделаешь, отнюдь не все строки де Боплана комплиментарны для украинцев!). Однако в целом французский автор, без сомнения, уважает казаков: «Они очень крепкого телосложения, легко побеждают холод и жару, голод и жажду, не устают на войне, мужественны и часто настолько дерзки, что не ценят свою жизнь. Более всего умение и мастерство они проявляют, когда дерутся в лагере, то есть под прикрытием обозов (потому что очень умело стреляют из ружей, которые являются их главным оружием), а также при обороне своих позиций. Хорошо воюют также на море, однако верхом на конях они не такие уже и ловкие. Мне приходилось видеть, как двести польских всадников заставили бежать 2000 их лучших воинов. Но правдой является и то, что под прикрытием лагеря сотня этих же казаков не испугается тысячи поляков или даже тысячи татар. Если бы верхом они были такими же мастерскими, как в пешему строю, то, думаю, могли бы считаться непобедимыми», — резюмирует де Боплан.
Итак, его «Описание Украины» — это важный и в наши дни исторический источник сведений о жизни украинцев (не только казацкого сословия, хотя автор не один раз называет Украину «страной казаков») середины XVII века. Тем и определяется его познавательная и эстетическая ценность (напомним, кстати, что Боплана с восторгом читал Гоголь, и это произведение стало одним из творческих толчков к написанию «Тараса Бульбы»!). Кроме того, книга де Боплана ознакомила многих европейцев — не только французов — с Украиной, ведь для многих из них она была тогда настоящей «Terra Incognita». Следовательно, творение французского писателя, человека острого зрения, честного перед собой, достойно того, чтобы его читать, перечитывать и изучать.