Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Графиня Разумовская из Вены

26 февраля, 1999 - 00:00

Гетманство Кирилла Разумовского было для Украины веком благодатным. Получив образование в лучших университетах Европы, он, однако, не чуждался родного языка, песен, обычаев, заботился о развитии науки и искусства. При нем в Глухове появились итальянская опера, французские пансионы. Кирилл получил согласие на открытие в Батурине университета. Взвешенно отстаивал финансовую автономию Украины, добился подчинения Киева и Запорожья гетману, отмены внешнеторговых поборов с украинцев, провел судебные реформы и реорганизацию казацкого войска.

Род Разумовских продолжили дети Кирилла, трое из шести стали всемирно известными. Алексей — сенатор, министр образования, содействовал открытию учебных заведений, в частности и в Украине. Андрей стал дипломатом, был русским послом в Австро-Венгерской империи. Он поставил свою историческую подпись под договором, который свидетельствовал о поражении Наполеона. Еще князь Андрей вошел в историю музыки как покровитель Бетховена. В венском дворце Разумовского в 1808 году впервые прозвучала Пятая симфония великого композитора, которую, как и Шестую симфонию, Бетховен посвятил князю Андрею. Любовь к музыке и дружба с великими композиторами Гайдном, Моцартом, Бетховеном дали ему возможность собрать едва ли не крупнейшую в мире музыкальную коллекцию. На его средства содержался «Квартет Разумовского», который снискал большую популярность в Вене. Григорий — известный ученый-геолог. Это был чрезвычайно образованный человек, на которого сильное влияние оказала философия Григория Сковороды. Кстати, именно он является прадедом Марии Андреевны Разумовской, которая теперь вместе с другими представителями рода проживает в Вене.

Мария Андреевна родилась в Моравии, нынешней Чехии, но вся ее сознательная жизнь связана с Австрией, которая стала для нее страной-домом.

— Мы родились и росли во дворце. Детство сегодня кажется просто сказкой, которую разрушила война. Ненавистный национал-социализм изменил судьбы многих... Война сократила, а точнее, похоронила мою молодость.

Мария Андреевна по традиции аристократических семей получила прекрасное домашнее образование, знает пять европейских языков, в частности русский — благодаря матери Екатерине Сайн-Витгенштейн, наследнице двух знатных — русского и немецкого — родов. Мария Разумовская более

40 лет работала в Национальной библиотеке в Вене. Выбор профессии — не случайный, ведь когда-то библиотека Кирилла Разумовского была самой большой в Российской империи наряду с библиотеками Бутурлина, Головкина, Демидова.

— В начале ХХ века внук Григория Кирилловича — Камилло Разумовский очень заинтересовался русскими корнями своей семьи. Он собрал архив, в котором систематизировал информацию об истории своего рода. Камилло до Первой мировой войны четыре раза посетил Россию и Украину. Установил контакты со своими родственниками — потомками князей Васильчиковых, Милорадовичей, построил школу на нашей родине — в Лемешах. Здание это стоит и сегодня, но сейчас в нем размещается агрофирма, носящая имя Разумовских.

А в прошлом году в австрийском издательстве вышла и моя книга — «Die Razumovskys eine Familie am Zarenhof» («Разумовские в России. 1730 — 1815 гг.» ) — можно сказать, это не просто рассказ о Разумовских на историческом фоне, а мой взгляд на историю конца XVIII — начала ХIХ века. Уже готовится перевод на русский язык, и еще, возможно, эта книга будет издана на французском и польском.

У Марии Андреевны как у писательницы есть два лейтмотива в исследованиях — это история рода Разумовских и творчество Марины Цветаевой. Несколько лет назад Мария Андреевна Разумовская написала книгу «Марина Цветаева. Миф и действительность».

— Марина Цветаева — великий поэт. Вообще я случайно наткнулась на ее творчество, хотя 40 лет работала в национальной библиотеке в Вене и отвечала за русскую литературу, но Цветаеву открыла в достаточно зрелом возрасте, когда мои родственники прислали мне из России ее самиздатовский сборник.

Это было в конце 60-х — в начале 70-х годов, когда и на Западе, и в России вышли воспоминания, переписка, сборники произведений поэтессы. Я тоже решила представить свою версию жизни, творчества и гибели Марины Цветаевой. Я считаю ее одиночкой, индивидуалисткой в положительном смысле, ее нельзя сравнивать ни с кем. Имя Марины Цветаевой является символом драмы русской интеллигенции, ибо это поколение было жестоко принесено в жертву утопии «перерождения человека» и «справедливого общества».

19 —21 августа 1991 года Мария Андреевна как секретарь комиссии Международной федерации библиотекарских ассоциаций была в Москве. Странная игра судеб различных поколений графского рода Разумовских... Ее мать была свидетелем, как рождался в крови гражданской войны Советский Союз, а Мария Андреевна видела, как, по ее же словам, в огненных залпах таяла советская империя. Мария Андреевна припоминает августовские события 1991 года:

— Заседание Международной федерации библиотекарских ассоциаций проходило неподалеку от Белого дома. Вместо заседаний я все время проводила около российского парламента. В состоянии эмоционального подъема я кричала вместе со всеми, аплодировала... 24 августа 1991 года, когда Украина заявила о своей независимости, мы поехали в Чернигов и Козелец, там некоторые даже не знали, что Украина — уже независимое государство. Я и до сих пор не могу поверить, что была свидетелем двух таких событий!

— Не хотелось ли бы вам вернуться в Украину?

— Колесо истории повернуть невозможно, и не следует пытаться это делать. Но приезжать на родную землю я буду обязательно.

Вена — Киев

Мирослава МАКАРЕВИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ