Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хлебороб и писатель

5 августа исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Леонтовича
5 августа, 2016 - 13:55

Культурно-образовательный, общественный, государственный деятель, хлебороб, промышленник и меценат Владимир Леонтович до сих пор еще ненадлежащим образом оценен обществом, хотя весомый вклад в возрождение его имени в Украине осуществили Е. Нахлик, В. Шевчук, Н. Шудря, Б. Ванцак, Е. Леонтович (Воронина), О. Наконечная, Ф. Погребенник, В. Погребенник, М. Коцюбинский, Н. Шумило и другие.

Природа многогранной личности писателя кроется в казацко-крестьянском происхождении, труде и образе жизни, что для себя он выбрал сознательно, вернувшись после учебы в Московском университете в родной хутор Ореховщина (теперь - с. Ореховка Лубенского района Полтавской обл.), где работал на земле, построил кирпичный, сахарный заводы, школу, содержал за свой счет учителя, организовывал чтения художественной и популярной литературы для крестьян, закупал книги украинских писателей в библиотеки Лубенского земства, рассуждал об улучшении образования, культуры родного края, занимался судьбой земляков.

В течение 1888-1918 годов он работал в родовом имении как умелый руководитель, экономист, агроном двенадцать, а то и восемнадцать часов в сутки, заботился о благосостоянии хуторян, одаривая их земельными наделами, ведь, как считал, каждый житель села должен иметь собственность, а следовательно, и средства для существования, возможность реализоваться как хозяин, полноценный член общества. Однако поступков помещика не понимали односельчане, даже обманывали его, портили имущество, а в 1905-1906 годах несколько раз поджигали хозяйство. Все это вызывало стрессы, которые негативно сказывались на здоровье, разочарование в собственных силах, но не в хлеборобах, ведь в здравый смысл каждого Владимир Леонтович верил до последнего вздоха, надеясь, что крестьяне избавятся от колониального большевистского ига. Поэтому, живя на чужбине, отстаивал право украинцев на национальное и государственное самоопределение. Об этом говорит в повести «Ворохобня», события которой происходят в 1918-1919 годах на Оржиччине, а точнее - селе Денисовке, которое изображено под вымышленным названием Зоревка. Литератор показал село полтавской глубинки во время утверждения в нем большевистской власти как судьбоносного испытания, что повлекло изменение сознания крестьян, образа жизни и труда. И мало кто из земледельцев решался противостоять самоуправству новоявленных представителей власти. Писатель, использовав факты из жизни реального крестьянина и сказочника Родиона Чмыхало, создал образ трудолюбивого и мудрого Редька Стукало, который является типичным представителем украинского села, не соглашается с действиями большевистской власти, заводившей чужие для украинских земледельцев порядки. В разговоре со сторонником большевиков Афанасием, стяжателем Демидом Мехтодовичем старик с горечью говорит, что при новой власти люди перестали общаться, а «куда в люди ни пойди, ни веселой беседы, ни тебе прибаутки или поговорки, ни шутки не услышишь, сама ворохобня...» Он не воспринимал коллективного труда, считал мудрой поговорку предков, что «гуртове – чортове», замечая: «Разве на то люди людям нужны, чтобы вместе работать? На то, чтобы поговорить, пошутить, развеяться, а дело свое делай каждый сам».

Редько Стукало изображен не только носителем украинской духовности, лучших черт нашего народа, мудрости, но и их защитником. Это типичный представитель украинского крестьянства, защитник его традиций, мировоззрения, которые формировались тысячелетиями. Вместе с тем Афанасий, комиссар - сторонники большевистской власти, которые не учитывали особенности и потребности оккупированного народа, поэтому эксплуатировали, а ради собственных интересов готовы были загубить его.

Таким же действенным, свободолюбивым, патриотически направленным был и Владимир Леонтович, который не только работал на земле, писал прозаические произведения, но и принимал активное участие в общественной жизни Полтавщины: избирался гласным Лубенского уездного и Полтавского губернского земств, почетным мировым судьей, присяжным заседателем Окружного суда, членом Центральной Рады от Общества украинских прогрессистов (1917), занимал должность министра земледелия в Совете министров Украинского государства при гетманате Павла Скоропадского (1918), отстаивал необходимость ввести преподавание учебных предметов в школах на украинском языке, был соучредителем газеты «Громадська думка», меценатом журнала «Нова громада», многих писателей, в том числе Михаила Коцюбинского.

Бурная деятельность, конечно же, негативно сказывалась на творчестве, времени для которого катастрофически не хватало, поэтому Владимир Леонтович часто не успевал написать задуманные рассказы и повести, откладывая на потом. Только поддержка единомышленников заставляла его завершать начатое. Не имея времени совершенствовать написанное, менять реалистично-натуралистический тип мышления и стиль письма на модернистский, писатель оставался под влиянием предшествующей традиции Панаса Мирного, Ивана Нечуя-Левицкого, за что подвергался справедливой критике современников. В большинстве его произведений правдоподобно изображена жизнь Полтавщины конца XIX - начала ХХ века, локальная среда земледельческой провинции, где он всю жизнь жил и которую хорошо знал.

Способ труда (земледелие), место жительства (хутор) повлияли на земледельческое мировосприятие прозаика, что сформировало особый локальный образ мира, в котором сфокусировано представление нашего народа об окружающей среде как естественном объекте, существующем независимо от воли человека, родственная с ним духовно культурная субстанция; а также повлияли на его убеждения, особый этноцентрический подход к художественной интерпретации увиденных явлений, услышанных историй и событий, участником которых был.

В произведениях «Дитячі і юнацькі роки Володі Ганкевича», «З життя моєї баби», «Оповідання молодого лелеки», «Спомин утікача» писатель создал типичный для украинцев естественный ареал жизни - хутор, который располагался посреди природы, давал человеку не только средства для существования, но и восстанавливал его здоровье, нарушенное в результате пребывания в городах, чем продолжил традицию Тараса Шевченко, Николая Гоголя, Пантелеймона Кулиша придавать художественности национальному пространству.

В рассказах «Помирили», «Степан Моргун», «Пан Лагода», «Образки стародавнього життя», «З життя моєї баби», повестях «Пани й люди», «Старе й нове», «Дитячі і юнацькі роки Володі Ганкевича», «Ворохобня» Владимир Леонтович изобразил события, произошедшие на Лубенщине, прежде всего на хуторах Ореховщине, Свечковке, Барвинщине, селах Денисовке, Оржице, городе Лубнах, акцентировав на их прошлом, экономическом развитии, расположении, природном ареале, социальном укоаде, хозяйстве и т.д. В этих произведениях создан крестьянский образ мира, с присущими ему пространственными параметрами (хутор), ценностями (семьей, собственностью), подчеркиваются основные приметы характера нашего народа (трудолюбие, доброта), ментальная черта - интровертность, присущая персонажам-украинцам. Затрагивая тему работы на земле, автор сказал и о разрушении естественного для хуторян способа бытия, став одним из первых в национальном литературе, кто обратил внимание на пагубное влияние российского колониализма и захватнической политики большевистской власти.

Для Владимира Леонтовича, как и украинцев вообще, местом полноценной жизни нашего народа является хутор, потому что только там земледельцы могут реализовать свои потребности в труде. Находясь временно в Болгарии в 1920-1921 гг., вынужден был для выживания работать на сельскохозяйственной ферме и одновременно писал «Спомин утікача», где высказался о себе как о землепоклоннике, идентифицируя не с русифицированными помещиками, которых было немало на Полтавщине, а с трудолюбивым украинским народом, подчеркнув, что он - человек села, которому близка среда родной степи, «сродный труд» земледельца, поэтому заниматься самой гуманной среди профессий - земледелием - его призвание. «Ми, сільські люде, приростаємо до землі, до рідного краю серцем... Немає для мене на землі кращого куточка, як мій хутір, немає кращого краю од України», - писал прозаик в мемуарах. Для него родной хутор - центр мира, ведь олицетворяет родину, первоэлемент пространственной вертикали нашего государства, которую продолжают Лубенщина, Полтавщина и другие территории, составляющие единую Украину.

Одной из особенностей индивидуальной манеры письма Владимира Леонтовича является сокрытие названий населенных пунктов, о которых говорит, однако поражает точность, даже скрупулезность, описаний.

В повести «Старе й нове» прозаик создал образ Лубен, назвав Дубни. Современный автору уклад города ярко прочитывается в сообщениях о строительстве, развитии перерабатывающей промышленности, частных швейных мастерских т.п. В произведении «Пани і люди» он изобразил Оржицу второй половины XIX века, назвав Горобцы, а также создал образ Ореховщины под вымышленным названием Ривчак.

Однако писатель не всегда использовал прием типизации, поэтому средствами художественного слова воспроизводил увиденное натуралистично, иногда слегка ретушируя, благодаря чему в описанном узнается природная среда, местоположение того или иного пространственного объекта, раскрываются реальные социальные отношения, этнические особенности, прежде всего занятия земледельцев, обустройство жилья, культивирование растения и т.п. Он всегда откровенен с читателем, пытается быть точным, поэтому в рассказе «Помирили» отметил, что события происходят в Александровке, «Степан Моргун» - Барвинщина, «Кумпаньйони» - в Гадяче (теперь - поселение в Полтавской обл.) и др.

Несколько сложнее определить прототипы персонажей произведений прозаика, ведь время стерло информацию о них и их занятиях. В повести «Ворохобня» он раскрыл образ Редька Стукало, списав его с крестьянина и сказочника Денисовки (ныне - Оржицкого р-на Полтавской обл.) Родиона Чмыхало, от которого в конце XIX в. философ Владимир Лесевич записал ряд сказок. В центре рассказа «З життя моєї баби» - Екатерина Адриянопольская, которая начала восстанавливать хутор Леонтовичей, занималась хозяйством, семьей, приумножала собственность, сохраняя традиции земледельцев. В повести «Дитячі і юнацькі роки Володі Ганкевича» главным персонажем является способный к труду на земле помещик Михаил Ганкевич, прототипом которого стал отец прозаика Николай Леонтович. В биографическом рассказе «Пан Лагода» литератор натуралистично рассказал о своем крестном Александре Ивановиче. Их образы писатель наделил портретными деталями, акцентировав на трудолюбии, патриотических чувствах, типично украинском образе жизни.

Как убеждаемся, Владимир Леонтьевич был ключевой фигурой земледельческой жизни Полтавщины, а потому в своих произведениях отразил хлеборобский тип мировоззрения родного народа, скрупулезно описал типичное этнопространство, рассказал о ценностях (семье, доме, собственности) и чертах характера соотечественников (любви к своему краю, трудолюбии). Изображая хутор, он смоделировал пространственную триаду: Ореховщина - Полтавщина - Украина, утвердил идею непрерывности родословной украинцев, подчеркнул необходимость самоосознавать себя здесь и сейчас хозяевами, направляясь из прошлого в будущее.

Владимир ПОДРЫГА, кандидат филологических наук г. Лубны Полтавской области
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ