Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хористы

Неизвестные страницы творческого пути «Першої мандрівної капели «Дніпросоюзу»
25 мая, 2006 - 19:44
«ПЕРША МАНДРІВНА КАПЕЛА», 1920 год / СТЕПАН ВАСИЛЬЧЕНКО ГНАТ ЯСТРУБЕЦКИЙ

В 2003 году в Винницкий областной краеведческий музей поступил целый комплекс материалов из личного архива украинского культурного и музыкального деятеля 20-х годов Гната Яструбецкого, имя которого, к сожалению, малоизвестно. Среди найденных документов оказался и дневник известного украинского писателя Степана Васильченко. Летом 1920 года судьба соединила их в одном творческом коллективе «Першої мандрівної капели «Дніпросоюзу», которая впоследствии стала основой всемирно известного хора «Думка» («Державна українська мандрівна капела»). Именно в июле 2005 года минуло 85 лет со времени большого гастрольного путешествия этой капеллы по Левобережной Украине. Но об этом событии в украинской прессе не было ни слова. А зря.

БОРЬБА С «ХУЛИГАНСКО-ЛАКЕЙСКИМИ» ПЕСНЯМИ

В период национально-освободительных движений в Украине широко развернулось культурно-образовательное строительство, особенный размах приобрело хоровое движение. Именно тогда начинают массово появляться музыкально-образовательные общества, оркестры, самодеятельные хоры при различных учреждениях. При самой большой кооперативной организации Украины того времени «Дніпровському союзі споживчих союзів» («Дніпросоюзі») в марте 1919 года под руководством талантливого организатора Поликарпа Бигдаша-Богдашева был создан песенный коллектив, который в течение неполных двух лет вырос из любительского в профессиональный. Летом 1920 года он стал называться «Першою мандрівною капелою «Дніпросоюзу», поменялся и руководитель — теперь дирижировал известный специалист, опытный хормейстер Нестор Городовенко. За короткий период пребывания в Киеве он последовательно возглавлял студенческий хор университета св. Владимира, сводный хор киевских учителей, был дирижером пятой пехотно-красноармейской школы.

В состав капеллы вошли лучшие певчие голоса Киева: часть хора Бигдаша- Богдашева, певцы Киевского оперного театра, Киевского театра музыкальной драмы, хора им. Н. Лысенко, студенческого хора Киевского университета и других киевских певчих коллективов — всего 44 хориста и 6 администраторов. Должность главного администратора капеллы занял один из организаторов хора — кооператор, уполномоченный «Дніпросоюзу» Гнат Яструбецкий, который, имея прекрасный голос, исполнял партию басов.

Главная задача, стоявшая перед капеллянами, — служение украинской народной песне, ее возрождение, а также борьба «с очень распространенными в Украине хулиганско-лакейскими песнями». Изначально коллектив задумывался как путешествующая образцовая капелла, по примеру которой создавались бы местные хоры при различных кооперациях и других организациях и обществах. Но к выезду из Киева дело дошло только в июле 1920 года.

К путешествию готовились тщательно. Для организации гастролей «Дніпросоюз» выделил значительные на то время средства — 2 950 000 руб.; в издательстве заказан рекламный материал, афиши, билеты, контрамарки. Заработать на гастролях не надеялся никто — творцов объединяла любовь к украинской песне и воодушевление просветительской работы. Так как время было военное и голодное, капелляне вынуждены были взять в дорогу самое необходимое: еду, посуду, бытовые принадлежности (казаны, ведра, сковороды, топоры, самовары, чайники, ножи, утюги). Для певцов пошили специальную одежду из мешковины и бязи: мужчинам — темно-синего цвета, женщинам — белого, дирижеру — черного.

«ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВА СМОТРЕЛИ С... РЕВНОСТЬЮ»

12 июля, на праздник Петра и Павла, хористы, разместив все свое добро в пяти сундуках, погрузили их на подводы и отправились с Владимирской, 46 к ст. «Дарница». Предварительно гастрольное путешествие должна было длиться до 24 августа, но в связи с большим успехом выступлений и по просьбе общественности Левобережья гастроли были продлены до 1 сентября.

Организаторы турне предложили сопровождать концертное путешествие известному украинскому писателю Степану Васильченко (С.В. Панасенко, 1877— 1935). Он во время гастролей был корреспондентом, в обязанности которого входило вести дневник, «в который записывалось все, что играло бы в жизни капеллы выдающееся значение...».

Во время турне Васильченко вел два дневника: один из них под названием «С песней сквозь огонь и воды» сейчас хранится в личном фонде писателя в Институте литературы НАНУ, другой находился в семье Яструбецких до 2004 года, когда был передан в Винницкий областной краеведческий музей.

Летом 1920 года капелла с большим успехом выступала в Лубнах, Ромодане, Миргороде, Полтаве, Харькове, Кобеляках, Кременчуге, Лохвице, Ромнах, селах Полтавщины и Слобожанщины, по просьбе местных священников пела на клиросах православных храмов. Частыми были благотворительные выступления. Всего было дано 31 концерт.

Публика была самой разнообразной: рабочие, селяне, местная интеллигенция, военные — сотни, тысячи людей. Выступления проходили в клубах, народных домах, театрах, а то и просто в саду, на площадках под открытым небом.

Путешествие по разрушенной гражданской войной Украине оказалось более сложным, чем могли представить себе капелляне, бытовые условия — невыносимыми, антисанитария — ужасной: «Дома ждал капеллян нищенский кулиш, почти без сала и без соли. Съели наскоро по ложке, по второй, — больше не хватало, и в том же смутном, подавленном настроении молча ложились спать — в хате, во дворе, на соломе» (запись в дневнике Васильченко от 14 июля). Поездом путешествовали только в большие города, а в села и небольшие города добирались конями, волами, а иногда шли пешком.

В начале гастролей местная власть отнеслась к капелле с подозрением, официально: «Правительство держалось сдержанно, сухо. Особого чувства не было заметно: наоборот, казалось, представители правительства смотрели на этот успех народной песни с понятной ревностью и завистью» (запись от 14 июля). Подобное безразличное отношение советской администрации мало повлияло на восприятие селянами выступлений хора. «Население не знало, как, собственно, принимать этих незваных гостей, приехавших с хором, и, как всегда в таких случаях, было выжидающе подозрительным и замкнутым. Когда же зазвучала первая украинская народная песня, селян словно подменили. После этого хор уже везде встречали буквально овацией...»

СЛАВА И... ОБЕДЫ

Когда же слава о выступлениях разлетелась по всему Левобережью, местные руководители изменили свое отношение к хору и начали приглашать в разные города и села. Таких приглашений под конец гастролей было столько, что капелла просто не успела на некоторые из них отозваться. Украинское население с радостью, теплом, гостеприимством встречало хор: устраивались бесплатные или за минимальную плату обеды для капеллян.

Большую помощь в организации концертов оказывали местные «Просвіти», которые были почти в каждом населенном пункте. Они обеспечивали помещением, распространяли билеты, помогали в рекламе и сбору большого количества слушателей на концерты. Просвитянам импонировали дисциплинированность и профессионализм киевских хористов, чего так не хватало местным хорам.

И капеллу, и слушателей объединяла большая любовь к родной украинской песне — сокровищнице народного творчества, которое не только согревало сердце, но и возвеличивало душу: «Разные песни в прекрасном, необычном для села исполнении, буквально зачаровывали селян... — пишет Васильченко. — Глубокие вздохи, очаровательные улыбки давали понять, что произведено сильное впечатление. Один седой дед, бывший прославленный певец на селе, услышав свою любимую песню («Ой бачила, бачила»), до того увлекся ею, что под общий хохот начал выплясывать на площади, как игривый мальчик... По разговорам, заводившимся после каждой песни, было заметно, что селяне песню хорошо понимают и любят» (запись от 22 июля).

Общее впечатление, произведенное концертами «Першої мандрівної капели «Дніпросоюзу», прекрасно охарактеризовал «один из учителей г. Ромны в своей простой, но чрезвычайно правдивой и трогательной речи, он сравнил концерт капеллы с ясным солнцем, неожиданно взошедшим на темном, нудном горизонте, с волшебным сном, который заставил забиться их замершие сердца, напомнив о несокрушимой красоте, о радости и счастье жизни и борьбы за светлые идеалы. Родная песня в прекрасном исполнении, как живая вода из сказки, обдавала и освежала их души, пробудила тоску по красоте» (запись от 28 августа).

Но, в частности в индустриальном Харькове случалось, что публика, привыкшая к «хулиганско-лакейским песням», не воспринимала и не желала воспринимать того духовного потока, который несла с собой украинская песня в исполнении капеллы, реагируя на нее репликами типа: «Хорошо насобачились!», «Што это он, утреннюю правит, што ли?»

Концертный репертуар «Першої мандрівної капели «Дніпросоюзу» состоял из более чем 30 песен: революционных, народных, художественных обработок произведений украинских композиторов. Некоторые песни разучивались в пути. На всех концертах звучали народные песенные жемчужины в обработке Н. Лысенко, К. Стеценко, М. Леонтовича. «После первой песни капеллянам дарили цветы. Чуть ли не каждый номер программы требовали повторить. Капелла пела бодро, слаженно... Наибольшее впечатление, кажется, произвели на публику песни «Ой, сяду я в понеділок», «Ой, гай, мати», «На горі сніжок курить...» (запись от 14 июля).

Для Степана Васильченко песня была наибольшим богатством, духовным источником украинского народа: «Произносили речи о нашей народной песне, о ее значении, силе, как ясного чистого оружия в борьбе за национальное освобождение народа» (запись от 15 июля). 18 июля капелляне приехали в Миргород, где в это время проживала жена Васильченко Килина Михайловна с сыном. Позже она вспоминала: «Дни, когда хористы давали концерты в Миргороде, и для меня с сыном стали праздничными — к нам после многих месяцев разлуки приехал муж и отец. Капелла выступала в гимназистском саду, который почти рядом с родительской нашей хатой. На каждом концерте бывала и я. С каким вниманием, восторгом селяне, рабочие, красноармейцы слушали песню. Свою родную, украинскую, которую еще совсем недавно так открыто, не прячась, никто бы и не осмелился петь перед большой аудиторией. Был взволнован и Степан Васильченко. Всматривался в человеческие лица, прислушивался к разговорам, рассуждениям граждан, а когда артисты после концерта отдыхали, он садился где-то в углу, вынимал свою записную книжку в темной клеенчатой обложке, пристраивал на колене и мелким экономным почерком записывал впечатления от всего увиденного и услышанного».

Читая записи Васильченко, ощущаешь тепло песен, получаешь несказанное наслаждение от красоты речи, лирической поэтики стиля. Его дневник свидетельствует о настоящей художественной зрелости и мастерстве писателя: «Время было чрезвычайно тихим и ясным, — читаем на страницах рукописи, — садилось над золотыми полями красное солнце. Тихий ясный взгляд был у людей. Добрая приветливая речь — нельзя представить себе лучшего фона для нашей песни — и настроение создавалось такое ясное, легкое, задумчивое, к которому одинаково подходили и шутливые песни, и грустные».

С материальной стороны турне оказалось неудачным. Постоянное недоедание, недосыпание, сон на полах, отсутствие горячей еды, продажа последних вещей на базарах, а иногда и кражи — все это накладывало «грустные краски на художественное, на первый взгляд, веселое и привлекательное путешествие». Заработки от путешествия были минимальными: «... денег у капеллян осталось от путешествия очень мало и хватило только на венок-другой лука, который везде был сравнительно дешевым и на который преимущественно и бросились капелляне, чтобы не явиться домой с совсем пустыми руками» (запись от 2 сентября).

ПОСЛЕДНЕЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

28 августа в Ромнах состоялось заключительное выступление капеллы. По словам Степана Васильченко, «этот концерт был последним в путешествии «Першої мандрівної капели», и его справедливо можно считать венцом этого блестящего, с художественной точки зрения, путешествия» (запись от 28 августа). Невзирая на все противоречия и нелады, возникавшие между капеллянами, недоразумения между дирижером и администрацией, турне прошло блестяще.

Последняя запись, сделанная Васильченко в «Дневнике», датируется 2 сентября.

Невзирая на то, что писатель подробно записывал все дни того долговременного путешествия, в разговоре с женой он проговорился: «Да о каждом концерте можно книгу написать, а есть возможность только несколько страниц в блокноте... Такого больше не увидишь, не услышишь никогда. Вокруг руины, банды вражеские бродят, а здесь тебе песня народная, словно солнечный луч, как будто первоцвет к сердцам человеческим...». Это путешествие имело большое значение для формирования Васильченко как писателя. Впоследствии на основании записей в обоих дневниках был создан ряд художественных произведений, самое яркое из которых — рассказ «Голод». Украинские народные песни стали сюжетной основой для многих его новелл, легенд.

3 сентября состоялось заседание коллегии неторговых отделов «Дніпросоюзу», на котором было принято решение «вважати Першу мандрівну капелу розпущеною (з) 1-го вересня цього року». «Так, — пишет Васильченко, — закончила свой короткий, но колоритный век «Перша мандрівна капела», прокатившись блестящим метеоритом по Украине, и... разбитая варварскими мерами культурно-образовательного отдела кооперативной институции».

Вместо этого была создана «Друга мандрівна капела «Дніпросоюзу» во главе с Кириллом Стеценко и Александром Чапковским, в состав которой вошла значительная часть хористов «Першої мандрівної капели».

Уже 8 сентября того же года «Друга мандрівна капела» выехала в турне по Правобережной Украине, длившееся до 10 ноября. В конце октября капелляне прибыли в Тульчин, где состоялась встреча со старым другом Гната Васильевича — композитором Николаем Дмитриевичем Леонтовичем, посетившем концерт, на котором исполнялись его произведения. После завершения гастрольной поездки «Друга мандрівна капела» также прекратила свое существование, а культурно-просветительский отдел «Дніпросоюзу» был расформирован.

Одновременно на базе «Першої» та «Другої мандрівних капел» был создан новый хоровой коллектив «Дніпросоюзу», который 15 ноября 1920 года был внесен в систему государственных заведений искусства под руководством Киевского губернаторского политобразования. Весной 1921 года хор был реорганизован в путешествующую единицу под названием «Державна українська мандрівна капела «Думка».

Прошло 85 лет... На Родине Лысенко и Леонтовича процветают «хулиганско-лакейские песни». Степан Васильченко, произведения которого в 1920-х годах были самыми популярными в Украине после Шевченко, известен только узкому кругу специалистов; изучение в школе его произведений, как и большинства украинских классиков, проходит казенно. Хотя сюжеты его произведений актуальны и сегодня — разрушенные села, обедневшие селяне, пришедшая в упадок культура...

А всемирно известный коллектив «Думка», который в 20-х годах давал сотни концертов по Украине, гастролирует в основном за границей.

Лариса СЕМЕНКО, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ