В связи с этим главной целью концепции является решение триединой задачи надежного сохранения выдающегося государственного культурного наследия, а именно:
1. Надлежащее сохранение, консервация и умеренная ревалоризация историко-культурной среды как определенной композиционной целостности с выдающимися археологическими памятниками Киевской Руси — остатками аутентичных фундаментов церкви Богородицы Десятинной в контексте сохранения остатков бывшего церковно-дворцового ансамбля киевского детинца с уникальной естественно-ландшафтной окружающей средой Старокиевской горы в целом.
2. Выполнение современной музеефикации и обеспечение соответствующих условий для экскурсионного показа аутентичных остатков Десятинной церкви и всех недвижимых памятников археологии на территории киевского детинца с организацией целесообразного функционального зонирования, благоустройства и озеленения этой заповедной территории и создание удобных маршрутов для экскурсантов и остановок туристических транспортных средств.
3. Достойное празднование судьбоносных событий нашей истории и культуры — за свыше 1020-летний период принятия христианства в Киевской Руси, в первую очередь, построения первого каменного монументального храма — величественной церкви Богородицы Десятинной и чествование исторической памяти, связанной с нахождением там в древние времена мощей первых святых Киеворусской церкви, захоронений выдающихся князей Киевской Руси, а также погибших последних защитников стольного Киев-града в 1240 г. Речь идет и о создании надлежащих условий для проведения религиозных служб граждан. А в доме Национального музея истории Украины целесообразно значительно расширить экспозицию, связанную с особенностями принятия христианства на Руси и создать там соответствующие условия для проведения разных протокольных мероприятий.
Такие мероприятия представляли бы собой достойное уважение потомками примечательных событий нашей истории — негаснущего духовного и культурного наследия Руси-Украины. Они способствовали бы его популяризации и более эффективному культурно-туристическому использованию этого достопримечательного места нашей истории, духовности и культуры и удостоверяли бы его настоящее высокое научное, духовно-культурное значение. Это, возможно, немного бы компенсировало трагические потери национального историко-культурного наследия.
Обстоятельные новейшие исследования, выполненные в 2005—2010 гг. под руководством члена-корреспондента НАН Украины, доктора исторических наук, профессора Г. Ивакина и кандидата исторических наук, доцента О. Иоаннисяна, показали, что Десятинная церковь лишь планировалась как крестовокупольний храм, но в процессе строительства замысел изменили на крестообразную купольную базилику или купольную базилику с трансептом. И исследователи утверждают, что именно такие черты структурной постройки храмов достаточно близки к средневизантийской архитектуре Х—ХІ в. (в первую очередь примером может быть церковь в Скрипе в Бестии).
Поэтому, зная византийские канонические традиции христианского церковного строительства и региональные влияния, можно представить себе вероятный общий вид первого монументального каменного храма Руси. Но, к сожалению, только в общем виде и только вероятный образ, поскольку для реального представления и возможного воссоздания достоверного образа храма отсутствуют в достаточной мере исторические документальные и археологические источники. И тут вспомним выдающегося русского искусствоведа Д. Айналова, который еще в начале ХХ в. после завершения археологических раскопок Десятинной церкви констатировал, что «...первый, наиболее достоверный и знаменитый храм Киева, Десятинный храм, все же до настоящего времени является скорее красивой легендой нашей художественной древности, чем историческим звеном в цепи других звеньев киевского искусства. Раскопки археологической комиссии на месте развалин этой церкви, правда, пролили некоторый свет на архитектуру храма и его украшения, но все же пока лишь письменные свидетельства в связи с данными раскопок могут привести к более ясному представлению об этом храме». Проведены новейшие (2005—2010 гг.) обстоятельные историко-археологические исследования показали, что «... уже никакие исследования не предоставят информации о том, какой вид имела церковь. Ее первобытный вид навсегда останется неизвестным», — это отмечает научный руководитель современных археологических исследований проф. Г. Ивакин. Поэтому полноценно отстроить реставрационно-восстановительными методами достоверный образ древнейшей Десятинной церкви невозможно из-за отсутствия достаточных исторических первоисточников, да и современная культуроохранительная методология это отрицает. И необходимо учесть, что с тех пор значительно изменилась застройка окружающей городской среды вокруг остатков древнейшего храма. И потому возможно лишь виртуально воссоздать ее вероятный (гипотетический) образ, выполняя многочисленные компьютерные версии рекомпозиций ее вероятного первобытного вида. А попытки восстановления в натуральном виде вероятного, то есть гипотетического, образа, летописного храма — были бы фальсификацией «памятника как документа истории и произведения искусства», подделкой бывшей церковной святыни, возможно, неточной копией, а в лучшем случае — символическим образом разрушенного древнейшего храма. Ведь этот выдающийся памятник в трагические времена нашего далекого прошлого был полностью разрушен и потому погиб навсегда. И согласно с современными памятникоохранительными принципами, невозможно точно отстроить древнейший храм как «документ истории», который бы свидетельствовал о своей эпохе и одновременно был аутентичным «произведением сакральной архитектуры и искусства» именно начального периода становления каменного монументального христианского зодчества в Киевской Руси*.
В то же время отметим, что территория бывшего церковно-дворцового ансамбля великокняжеского центра с Десятинной церковью и остатками соответствующих фундаментов как выдающийся памятник археологии со времен разрушения в 1240 г. ордами Батыя и до сих пор находится в запущенном состоянии. Это выдающееся место нашей истории и культуры доныне не имеет должного архитектурно-художественного завершения с эстетически привлекательным обустройством для туристического и экскурсионного показа всех выдающихся памятников архитектурной археологии — бывшего великокняжеского церковно-княжеского ансамбля. Речь идет и об организации надлежащих музейно-экскурсионных возможностей для благоприятного визуально-пространственного обзора уникального природно-ландшафтного окружения и об ощущении сакральности этой, овеянной в легендах, части древнего Киева. Поэтому здесь целесообразно было бы создать надлежащие музейно-экспозиционные условия для соответствующего ознакомления как с отдельными археологическими памятниками, предварительно выполнив их научную атрибуцию, так и для целостного визуально пространственного восприятия всей историко-культурной среды и увлекательного естественного окружения киевского детинца как отголоска глубокой древности. Это даст возможность почувствовать Дух этого Места и загадочную атмосферу бывшего изысканного великокняжеского церковно-дворцового ансамбля с его украшением — церковью Пресвятой Богородицы Десятинной.
На необходимости надлежащего сохранения, музеефикации и достойной охраны этой выдающейся достопримечательности Руси-Украины настаивает сама История и вековечная память многих поколений нашего свыше 1020-летнего христианского существования. Современными международными и национальными культуроохранительными нормативными документами определены условия и требования относительно сохранности и соответствующего музейного показа археологических памятников в привычном для них историко-культурном и естественном окружении. И этих требований необходимо придерживаться, подготовив разные альтернативные подходы, которые предоставили бы возможность определить наиболее целесообразный вариант решения этой проблемы. Известно, что как отдельные прежние выдающиеся архитектурные творения, так и их ансамбли, как правило, связаны с историческими событиями и вековечной памятью о минувших временах, а также о жизнях выдающихся людей, которые связаны с той или иной эпохой развития страны. Церковь Богородицы Десятинная была именно первым значительным каменным храмом — сакральным местом и украшением изысканного комплекса монументальных сооружений великокняжеского дворцового ансамбля средневекового градообразования «города Владимира». И именно своим появлением она олицетворяла судьбоносные события нашей истории — переход от язычества к христианству и учреждению нового цивилизационного развития Киевской Руси. Поэтому невозможно переоценить значение летописной Десятинной церкви как выдающегося сакрального явления в истории и культуре Руси-Украины и как первого монументального церковного сооружения — символа принятия христианства и утверждения государственности Киевской Руси. А знаменательные события в жизни страны и исторические памятники их олицетворяющие, которые были уничтожены в результате войн или стихийных бедствий, надлежит увековечивать установлением памятных знаков, памятников, а в отдельных случаях и созданием соответствующих мемориалов-музеев или целых комплексов на месте тех далеких событий, которые бы раскрывали их значение в истории и культуре страны и рассказывали бы об особенностях жизни общества и деятельности его выдающихся лидеров. Поэтому эти вопросы необходимо рассматривать расширено и целостно как духовно-культурологическую проблему общегосударственного уровня. И после выполнения тщательных археологических и историко-архитектурных исследований и проведения необходимых консервационных работ целесообразно комплексно решить вопрос надежного сохранения и современной музеефикации аутентичных археологических остатков Десятинной церкви и бывших дворцов, параллельно решая многоаспектные культуроохранительные проблемы увековечивания судьбоносных событий нашей истории, культуры и нашей извечной духовности. Также необходимо надлежащее почтение памяти первых святых Киеворусской церкви и великокняжеских захоронений, которые в древности находились в Десятинной церкви. Ведь этот Божий храм был построен на благоверной основе — на крови первых христиан-мучеников — жертв языческих времен, которые впоследствии тоже стали святыми Киеворусской церкви. Здесь же, рядом, около остатков Десятинной церкви, находится и захоронение последних защитников Киева, погибших в трагическое время 1240 г. и тоже нуждающихся в проведении надлежащих религиозных служб.
Поэтому эта сложная культурологическая проблема имеет как духовно-религиозные аспекты, над которыми следует работать совместно с нашим духовенством и религиоведами, так и мемориально-культуроохранительные. Это священное дело потомков уникального историко-культурного наследия стольного града Киева. И в этом смысле появляются вопросы экологии нашей древнейшей культуры и достойного почтения священной памяти о выдающихся культурных победах наших далеких пращуров. И это выдающееся творение Киевской Руси могло бы стать действительно знаковым мемориально-сакральным «местом культурной памяти» современной Украины. И давайте помнить, что «благородство каждой истинной культуры определяется тем, что культура является культом предков, почитания могил и достопримечательностей, связи сыновей с родителями... Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность...» Это сказал еще в начале ХХ в. наш выдающийся земляк, философ Н. Бердяев. «И нам необходимо возродить присущий украинцам еще с глубокой древности культ почитания предков. У нас не должно быть запущенных и забытых могил, особенно наших великих пращуров», — обращает внимание известный украинский ученый-археолог и памятникоохранитель П. Толочко. В течение времени жернова истории стирают из памяти и с лица земли захоронения выдающихся предков древних времен. Но очевидно, что как любовь к родительским гробам и захоронениям знаменитых отечественных пращуров, так и любовь к Богу невозможна без культа и соответствующих церковных обрядов.
Поэтому мемориально-культуроохранительные аспекты этой проблемы предлагается решить следующим образом:
— в нижней подземной части на уровне залегания остатков фундаментов Десятинной церкви необходимо выполнить надежное консервирование аутентичных остатков храма и решить вопрос их современного музейного экспонирования, то есть создать подземный музей аутентичных святостей церковной археологии. При этом необходимо будет там же создать соответствующий климатический центр для поддержания необходимых температурно-влажностных условий для их надежного сохранения и музейного показа. Экскурсанты смогли бы посещать подземный музей с аутентичными остатками Десятинной церкви, проходя через вход со стороны ул. Владимирской — там, где в настоящее время размещена лестница на территорию киевского детинца и к Национальному музею истории Украины. В подземной части целесообразно было бы обустроить крипту (подземную церковь) с посвящением первым христианским мученикам Федору и Иоанну, которые пострадали от язычников еще до крещения Руси. Мощи мученика Иоанна сейчас почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Поэтому их целесообразно было бы перезахоронить в крипте Десятинной церкви, где, по данным археологических исследований, в древние времена находилось их жилье;
— в верхней части на отметке поверхности земли выполнить трассировку абрисов сохраненных еще фундаментов и следов древнейшего храма и гридницы, и только над размерностями фундаментных следов центральной сакральной части древнейшего храма — веками намоленном месте — построить небольшой мемориальный храм как архетип Десятинной церкви**, который генетически связан с византийским наследием и какой бы обеспечивал непрерывность канонических традиций киеворусского христианского зодчества и, таким образом, увековечить знаменательные события нашей истории, — свыше 1020-летний период со дня принятия христианства и построения первого каменного монументального храма — церкви Богородицы Десятинной. И именно в нем могло бы осуществляться почитание памяти первых святых Киеворусской церкви, а также разновременных захоронений наших выдающихся князей и последних защитников Киева 1240 г., и могли бы проводиться разные священнодействия, связанные с этим святым местом нашей истории, культуры и духовности.
При этом предлагается рассмотреть возможные альтернативные варианты по поиску наиболее целесообразного решения этой сложной духовно-культурологической проблемы, которые подробно представлены на компьютерных визуализациях. В то же время, давайте вспомним, как в совершенстве были выполнены еще в 60-е годы прошлого века в России реставрационно-обновительные работы в церкви Покровы на Нерли близь Владимира-на-Клязьме — памятника архитектуры 1165 г. под руководством выдающегося историка М. Воронина (Россия). Там сначала были проведены тщательные археологические исследования территории вокруг застройки и самого храма. Был обнаружен целый ряд данных о его первоначальном виде, найдены фундаменты гульбища-галереи, окружавшие храм с трех сторон на уровне его верхнего яруса, и обнаружены фундаментные следы лестницы на хоры и галереи. Были также получены сведения о существовании в прошлом также и колокольни. На основе всех этих археологических фактов было выполнено несколько вариантов графической реконструкции вероятного первоначального вида храма. Но в связи с невозможностью получения достоверной исторической информации об общем первоначальном виде для натурного выполнения было принято решение — реставрационно-обновительные работы осуществить только на наиболее сохраненном основном объеме храма без восстановления гульбища-галереи и колокольни. Специалисты отмечают целесообразность принятия именно такого решения. И, таким образом, храм сохранил свои исконные формы и в настоящее время поражает гармоничностью пропорций и изысканностью форм.
* Следует заметить, что при полноценном восстановлении утраченных выдающихся памятников отечественного историко-культурного наследия — Михайловского Золотоверхого собора, Успенского собора Киево-Печерской лавры и некоторых других, для их восстановления были сохранены достаточные исторические первоисточники. При этом историческая реконструкция в этих случаях была необходима для продолжения «жизни» выдающегося места, которое имело незавершённый вид, и восстановление этих храмов возвращало этим памятным местам их культурную значимость, компенсируя трагические потери, произошедшие в результате совершённых людьми бед. В то же время, их восстановление не нанесло вреда имеющейся исторической застройке и не исказило градостроительное и ландшафтное окружение.
** Известно, что церковь Богородицы Десятинную называли «Матерью церквей руских». Выдающиеся ученые — историки, искусствоведы (Н. Ильин, М. Воронин, К. Афанасьев и Г. Логвин) отмечали, что именно Десятинная церковь, а точнее её центральная часть, послужила образцом для многих храмов, которые строились впоследствии в Древней Руси. И отметим, что именно центральная часть Десятинной церкви стала «архетипом», то есть начальным звеном в последующем развитии киеворусского каменного монументального зодчества.