Войны, а особенно агрессивные, развязываемые «мудрыми», «Богом данными», «харизматичными» лидерами государств, готовыми пролить буквально океаны крови, уничтожить миллионы жизней «во имя славы Отчизны», ради того, чтобы «Родина встала с колен», с целью поддержки «угнетаемых соотечественников», «братьев по крови и вере» и т.п. — такие войны, как неопровержимо свидетельствует история, всегда (иногда даже ценой ужасных жертв) приводят к результатам, диаметрально противоположным запланированным. Поражающим примером этого может служить история Первой мировой войны (в 1918—1939 гг. вполне справедливо именуемой в мире Великой). Этот грандиозный катаклизм решительно и в корне изменил будущее десятков европейских государств и народов, в том числе украинского.
Великая Война 1914—1918 гг. как явление глобального размаха стала переломным событием в мировой истории, настоящей гранью между эпохами. Она повлекла крах основополагающих ценностей ХІХ ст., радикальное перераспределение сфер влияния, падения сразу нескольких империй (Российской, Немецкой, Австро-Венгерской, Османской) и появление новых государств на их руинах, незаживающие раны и реваншистские настроения, вызванные послевоенным укладом, углубление гуманитарных проблем. Был беспощадно разрушен привычный уклад жизни десятков миллионов людей по всей Европе, угрожающий размах приобрели деструктивные процессы в хозяйстве, что повлекло ухудшение материального положения людей, голод и массовые мытарства граждан воюющих стран. В то же время произошли кардинальные изменения в психологии людей, сознании целых народов. В полной мере испытал большие страдания в те годы и украинский народ.
Ученые Института истории Украины НАН Украины, осознавая, что лихолетье Первой мировой войны нуждается в глубоких, фундаментальных исследованиях, новом, качественном уровне осмысления, подготовили и издали двухтомник «Великая Война 1914—1918 гг. и Украина». Том 1. Киев, 2013 г. Том 2. Киев, 2015 г. Издательство «Клио». Редакционная коллегия: В.А. Смолий (председатель), Г.В. Боряк, В.Ф. Верстюк, С.В. Кульчицкий, А.Е. Лысенко, Р.Я. Пыриг, А.П. Реент (ответственный редактор), А.С. Рублев, А.А. Удод и др. Первый («авторский», «аналитический») том этого уникального труда, посвященный исследованию важнейших аспектов возникновения и хода войны, ее значению для Украины, состоял из нескольких десятков статей ведущих украинских историков и увидел свет, как уже отмечалось, в 2013 году (см. «День», 20.12.2013). Теперь, когда издан, возможно, еще более интересный второй том («документальный»), который рассказывает о трагедии Первой мировой исключительно языком документов и свидетельств, возникла потребность продолжить наш прежний разговор и поговорить о второй, весьма содержательной части этой дилогии (ее общий совокупный объем — 1500 стр.).
Второй том этого издания содержит 375 письменных и 80 фотодокументов. Из них 252 обнародованы впервые, а 203 документа взяты из предыдущих публикаций, преимущественно первой четверти ХХ ст. (сборники законодательства Российской империи, протоколы заседаний общественных организаций и политических партий, журналы и постановления уездных собраний, стенографических отчетов ІV Государственной думы за 1914—1916 гг., дипломатических материалов послов больших государств, переписки монархов, в частности, Николая ІІ и Вильгельма ІІ в канун начала войны и т.п.). Это все, условно говоря, первая часть тома: международные договоры, дипломатическая корреспонденция, нормативно-правовые акты, делопроизводственная документация структур власти, заявления, обращения и предложения представителей общественности и т.д. Вторую же часть книги составляют источники личного происхождения, созданные преимущественно с частной целью — мемуары, дневники, личные письма тех, кого можно назвать «рядовыми созерцателями войны», на которых упал тяжелый груз военных будней. Хронологически книга охватывает период с марта 1909 г. по март 1918 г., что дает возможность не только посмотреть на события и последствия такого глобального вооруженного противостояния, каким была для Украины Первая мировая война, но и лучше понять причины ее возникновения, представить глубину и трагизм страшных испытаний, выпавших на долю обычных людей.
Во вступительном слове от редколлегии издания отмечается, что «через сто лет после начала Великой войны 1914—1918 г. г. человечество снова и снова обращается к изучению и постижению ее причин, хода и последствий. Именно 2014 год должен был стать годом памяти, окончательного мирового примирения» (а в действительности стал, добавим уже от себя, годом начала подлой путинской «гибридной» войны в Украине). И дальше: «Мы абсолютно убеждены в том, что не столько важно доказывать, кто был виноват в той войне, сколько усвоить ее страшные уроки, сделать невозможным повторение допущенных человечеством ошибок. Первую мировую войну историки называют прологом ХХ века. Прискорбно, но 2014 г. имеет пока все шансы стать прологом ХХІ. Сегодня западный мир и Украина стремятся не акцентировать внимание на событиях войны как факторе разъединения и вражды, не берутся судить победителей и побежденных, пытаются утвердить мнение о неприемлемости обращения к событиям 1914—1918 гг. как аргументам для обвинений в адрес стран, которые в те времена враждовали. Интерес научных сотрудников привлечен прежде всего к освещению обыденности войны, через которую наиболее удачно проявляется человекоцентрический подход. Главное внимание уделено рядовому человеку: солдату, женщине-матери, ребенку, их жизни, ощущениям, личной трагедии».
ПОЛКОВНИК ЕВГЕН КОНОВАЛЕЦ — ЧЕЛОВЕК, СЫГРАВШИЙ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В СОЗДАНИИ УКРАИНСКОЙ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
Об этом говорится, как мы уже отмечали, во второй части тома. Однако, возможно, не меньшее внимание привлекают документы, освещающие «тайну, в которой война зарождалась», то есть международные предпосылки развязывания этой ужасной бойни. И что, собственно, здесь больше всего поражает: и кайзер Вильгельм, и Николай ІІ, и 84-летний император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, и парижское и лондонское правительства — все они публично заявляли о том, что приоритетом для них является сохранение мира, что ни в коем случае нельзя допустить сползание Европы и мира в бездну ужасной бойни. А сами или ничего не сделали, чтобы предотвратить военную катастрофу, которая неумолимо надвигалась, или сознательно приближали эту катастрофу.
И все это прикрывалось красивой системой фраз о «политическом равновесии в Европе», о необходимости защищать «нарушенное право и справедливость», о «бескорыстной политике России, единственная цель которой — помешать установлению гегемонии Австрии на Балканах» (!!), об «интересах сохранения мира, который одинаково дорог для всех государств» и т.п. А что происходило в действительности? Столкновение имперских амбиций, всеобщая мобилизация в ответ на такую же всеобщую мобилизацию государства-оппонента, истерическая агитация в газетах в интересах «защиты Отчизны» от коварного, жестокого врага, который угрожает самому ее, Отчизны, существованию, ее свободе. Можно сделать четкий вывод: все властные политики всех крупных государств несут свою долю ответственности за развязывание Великой Войны. И некоторые из них (например Николай ІІ), втянув свое государство в войну, как оказалось, ступили на путь гибели — гибели своей империи, себя и своих родных и близких. Напрасно 1 августа 1914 года, в день начала этой страшной бойни, в Петербурге, на площади перед Зимним дворцом, десятки тысяч «верноподданных» царя упали на колени после появления монарха на балконе, запели «Боже, царя храни», и сам Николай Александрович Романов, очевидно, искренне верил, что то была явлена несказанная, глубокая любовь к нему всего народа... Случилось не так. Пути истории коварны и капризны.
Есть основания полагать, что даже те читатели, которые уже приобрели определенный «багаж знаний» о Великой Войне, вероятно, найдут для себя в этом издании немало нового и интересного. Перечислим только некоторые темы, которые, с нашей точки зрения, могли бы привлечь внимание любознательных «искателей» исторической истины.
1. Описание боевых действий на украинских землях в годы Первой мировой войны. Читатель может ознакомиться с приказами и распоряжениями главнокомандующих армий основных фронтов, которые были созданы в 1914—1915 гг. на западноукраинских землях; с подробными, развернутыми картами военных действий (Горлицкая операция, «Брусиловский прорыв» и т.п.), с ходом «зачистки тыла» во время отступления русской армии из Галичины в 1915 г., о состоянии дел в военно-морских соединениях, в частности на Черноморском флоте, о донесениях военных руководителей, которые регулярно поступали на имя Николай ІІ, и со многими другими, несомненно, интересными документами — а их, как уже отмечалось, несколько сотен. Отдельно стоит вспомнить о документах, посвященных деятельности спецслужб (разведки и контрразведки) враждующих сторон. Здесь много интересных, информативных документов, значительная часть из которых публикуется впервые. Здесь же рассказывается и о военной цензуре и перлюстрации частной корреспонденции, приводятся данные о роли политической полиции Российской империи в выявлении «неблагонадежных элементов», о деятельности филерской службы и транспортной жандармерии. Приведем в этой связи достаточно показательный фрагмент из протокола заседания межведомственной комиссии по организации контрразведывательной службы в Российской империи, еще от 28 марта 1909 года: «Положение России ухудшается тем чувствительнее, что наше пограничное население в пределах Царства Польского и Юго-Западного края (то есть Украины! — И. С.), а равно и Дальнего Востока, является по преимуществу инородческим, по своей замкнутости и враждебности к нам (очень откровенное признание. — И. С.) это население дает целые гнезда, в которых находят укрытия иностранные шпионы и пока мало доступные для нашего наблюдения».
Одним из, без преувеличения, наиболее интересных разделов тома является корпус документов, рассказывающих о «деятельности» российской оккупационной администрации в Галичине и Буковине (1914—1915 гг.). Вот до тошноты шовинистическое, велеречивое и демагогическое обращение к народу Галичины (украинцам) верховного главнокомандующего российской армии, великого князя Николая Николаевича (датированное 5 августа 1914 г.): «Братья! Творится суд Божий... Как бурный поток рвет камни, чтобы слиться с морем, так нет силы, которая остановила бы русский народ в его порыве к объединению («Русский мир» образца 1914 года. Ничему не научились за 100 лет, только еще больше «утвердились» в своей мании величия и озлобились на весь мир. — И. С.)». И дальше: «Да не будет больше подъяремной Руси. Достояние Владимира Святого, земля Ярослава Осмомысла, князей Даниила и Романа (весьма своеобразный «знаток истории»! — И. С.), сбросив иго, да водрузит стяг единой, великой, нераздельной России... Освобождаемые русские братья! Всем вам найдется место на лоне матери России. Не обижая мирных людей, какой бы они ни были народности, не полагая своего счастья в притеснении иноземцев, как это делали швабы (немцы и австрийцы. — И. С.), обратите меч свой на врага, а сердца свои к Богу с молитвой за Россию, за русского царя».
«Не обижая мирных людей»... Излишне и говорить о достаточно известных фактах массовых незаконных арестов галицких украинцев, ссылках и депортациях, кричащих фактах притеснений и преследования украинского языка. Вот оценка совсем не «мазепинца», не украинского националиста, а руководства Конституционно-демократической партии Российской империи (кадетов), лидером которой тогда был такой известный деятель, как Павел Николаевич Милюков. В резолюции, принятой этой партией в июне 1915 года, утверждалось, в частности, такое: «При оккупации Галиции (оккупации! — И. С.) русская власть должна была бы отнестись с особым вниманием и осторожностью ко всем культурным приобретениям населения, родственного нам по национальности, восточной половины этой провинции. Права оккупационной власти и положение населения к тому же точно определяются международным правом... Эти положения международного права, так же как и соображения простой политической целесообразности, были принесены в жертву узким стремлениям воинствующего русского национализма (напомню: это — кадеты, правоцентристская, безусловно, имперская партия. — И. С.).
С прекращением деятельности прежних учреждений Галиции (после российской оккупации. — И. С.) и с приостановкой конституционных гарантий, которыми пользовалось ее население согласно австрийским основным законам, открылась возможность вмешательства власти в частную и общественную жизнь населения. Этой возможностью русские чиновники, представляющие отбросы русской бюрократии, воспользовались в полной мере. Их поведение совершенно уронило в глазах населения уважение и доверие к русскому управлению, а обрусительские мероприятия националистов поселили в нем ненависть и злобу». Это — не Грушевский, не Шептицкий, не Петлюра, это — кадеты, фактически — Милюков, и речь идет здесь не о 1939, 1941, 1944, 1949 гг., а о 1914-ом.
Действие, как известно из истории, всегда порождает противодействие. Вот выдержка из политической платформы Союза освобождения Украины, возглавляемого Д. Донцовым, М. Меленевским, А. Жуком (25 августа 1914 г.): «Объективная историческая конечность требует, чтобы между Западной Европой и Московщиной восстало самостоятельное Украинское государство. Для украинского народа было бы сие осуществлением вековых его мечтаний и усилий; необходимо сие для постижения и удержания европейского равновесия, есть сие в интересе народов Австро-Венгерского государства, а прежде всего в интересе немецкого народа в обоих государствах. Национально-политической платформой Союза является государственная самостоятельность Украины. Формой правления самостоятельного Украинского государства должна быть Конституционная монархия, с демократическим внутренним устройством политическим, однопалатной системой законодательства, горожанскими, языковыми и религиозными свободами для всех национальностей и вероисповеданий, с самостоятельной украинской церковью». Но здесь уже начинается совсем другой сюжет — реальная политическая (в случае необходимости вооруженная) борьба за действительную государственную независимость Украины, с трагедиями, победами, достижениями, страшными потерями, фатальными ошибками, с невероятным возрождением после поражений...
***
«В современном мире, через сто лет после того, как развернулась Первая мировая война, мы снова сталкиваемся с новыми военными угрозами. Горькие примеры прошлого сегодня приобретают новые формы, есть похожие страницы развития международных отношений, поэтому весомое значение имеет историческая память о прошлых трагедиях, исчезнувших могучих империях, страшных человеческих и материальных потерях. Каждому надо помнить уроки истории, чтобы не допустить непоправимые ошибки сегодня». Так пишут члены редакционной коллегии книги, и с этими словами трудно не согласиться.