Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

И сквозь века течет Орель

13 апреля, 2001 - 00:00

Чистой слезой среди степей приднепровских светится река Орель. Прозрачностью украинской души отражается в куполе неба орельская вода — исконный код бытия народа. Берега Орели — освящены Божьим светом, они — заросшие эндемиками крылья души Украины. Вода и степь коснулись друг друга и заиграли миллионами космических оркестров — мгновение стало вечностью. В микронах и атомах капель воды магическими знаками записаны знания и опыт, архитектура души воинов и пахарей, рыбаков и охотников, рождавшихся, живших и отходивших в вечность на берегах Орели.

«ОРЕЛЬ-РЕКА, РЕКА-ОРЕЛЬ, ВОДА ТВОЯ ТЕЧЕТ ЗВІДКІЛЬ?»

Орель впадает в Днепр между Ворсклой и Самарой. Истоки реки возле с. Ефремовки на Харьковщине, устье (с 1967 года) в предместье Днепропетровска. Длина Орели составляет 384 км, площадь бассейна — 10820 кв. км. Своей рекой ее по праву считают и харьковчане, и полтавчане, и днепропетровцы: на расстоянии 141 км русло совпадает с административной границей между Харьковской и Полтавской областями на правобережье и Днепропетровской — на левобережье.

Орель питает 28 притоков длиной свыше 10 км. Вслушайтесь в поэтику их названий: Чаплинка, Журавка, Заплавка, Бузовка, Орчик, Берестовая... Кстати, о происхождении названия самой Орели. Одна из легенд гласит: жили когда-то по соседству Змей и Запорожец. Не поделив межу, затеяли бой. Казак победил и, запрягши Змея в плуг, пропахал пограничную борозду, по которой и потекла речка Орель. Некоторые толкователи ищут аналогию с тюркским словом «Ерель», что означает «и здесь, и там» и характеризует извилистость речки. В Ипатьевской летописи определено географическое положение места победной битвы князя Мстислава над половцами в 1152 году — «на Угле и на Самаре». Там же говорится про «место, нарицаемое Ерель, его же Русь зовет Угол». Под названием Угла, Ariel, Арелъ река фигурирует на старинных картах с XVI века.

ЗЕЛЕНАЯ ВЕТВЬ НА БОЛЬНОМ ДЕРЕВЕ

Широкая котловина Орельской долины сформировалась еще в период таяния ледников за счет мощных потоков воды. Днепровское обледенение оставило после себя в окраинах поселка Царичанки замечательную память и украшение ландшафта — гору Калитву. Именно здесь остановился язык ледника, который будто исполинский бульдозер сгреб и нагромоздил пласты и отложения. В оврагах и обрывах, изрезавших чело Калитвы, и сегодня можно найти характерные признаки обледенения: моренные валуны, плиты палеогеновых алевритов и т.п.. В ХХ веке два серьезных рукотворных фактора существенно повлияли на гидрологический режим Орели. При строительстве Днепродзержинской ГЭС естественное устье реки было перенесено от села Шульговки на 49 км ниже. Отсеченный отрезок старого русла превратился в самостоятельную реку с обратным течением. В 1970—1981 годах по левобережью Орели выстроили канал «Днепр-Донбасс», который 22 раза пересек русло, что привело к значительным изменениям площади бассейна, перераспределению поверхностного стока, спровоцировало кое-где подъем поверхностных и подземных вод и подтопление населенных пунктов.

Периферийное географическое положение речки относительно индустриальных центров определяет высокую степень сохранения естественных комплексов в ее долине. На фоне масштабных трансформаций среды в степном Приднепровье (естественные экосистемы сохранились здесь на нескольких процентах территории) долина реки — настоящий оазис, коридор жизни, зеленая ветвь на больном дереве. Среди местных жителей бытует даже мнение, что Орель самая чистая водная артерия Европы. К сожалению миф этот не соответствует действительности.

ПАМЯТЬ СТОЛЕТИЙ

Орель во все времена играла заметную роль в истории населения юга Украины, служа пограничьем между кочевниками Степи и оседлыми племенами Лесостепи. На рубеже ХIХ—ХХ веков раскопки в долине Орели начал Д. И. Яворницкий. Наиболее плодотворно археологи поработали на Приорелье в 1970—1975 годах. Их подгоняло строительство канала, угрожавшее уничтожением большинства курганов. Руководил раскопками киевский археолог Д. Я. Телегин. Как итог — целый калейдоскоп находок — неолитические и мезолитические стоянки, поселения и могильники неолита, эпохи бронзы, скифско- сарматских и раннеславянских времен вплоть до периода Киевской Руси. Часто среди находок из одного пункта выделялись керамика и орудия труда из разных эпох, что неопровержимо свидетельствовало — здесь бурлила жизнь, долина Орели была плотно заселена.

Как это часто бывает, самую яркую археологическую находку в 1973 году случайно обнаружили школьники из села Керносовка на месте распаханного кургана. Найденная ими каменная антропоморфная стела вошла в научный оборот под названием керносовского идола. Датируется она III тысячелетием до н. э. Археолог Лариса Чурилова, ссылаясь на священную книгу древних ариев «Ригведу», интерпретирует статую как образ верховного арийского бога Индры — демиурга, хранителя жизненных благ, покровителя воинов и пастухов. Это памятка мирового ранга, которую можно сравнить с такими знаменитыми древностями как египетские сфинксы, каменные исполины Острова Пасхи.

После опустошительного татаро-монгольского нашествия заселение территорий, получивших название Дикого Поля, связано с возникновением и развитием казачества. Под его защитой на берегах Днепра и его притоков начали основываться украинские поселения. Возникали они на основе казацких зимовок. Роскошные степи, вековечные дубравы, левады, лиманы, озера привлекали запорожцев. С именами первопоселенцев связаны названия современных поорельских сел — Лычковое, Котовка, Козырищина, Ковпаковка, Гупаловка... Две административно-территориальных единицы Запорожской Сечи — Орельская и Протовчанская паланки существовали в долине Орели в конце XVIII века. Кош основал их с целью противодействия захвату северных окраин Вольностей имперской Россией.

По правому крутому берегу Орели по приказу царского правительства в 1731— 1742 годах была сооружена Украинская укрепленная линия длиной свыше 400 км. Тянулась она от Днепра до Северского Донца сплошными двойными валами. На ее строительстве работало до 30 тысяч крестьян и козаков. Вдоль линии размещалось 18 крепостей и 140 редутов. Оборонительные возможности фортификаций дополняли естественные факторы — крутогорье, заболоченные и поросшие лесом заплавы. Сооружение Линии было наибольшим антропогенным вмешательством в природу края в течение ХVIII—XIX столетий. С течением времени линию поглотили села. Лишь на небольших промежутках она сохранилась в виде эродированных валов.

Ярким свидетельством таланта и высокой культуры украинского народа во все времена были церкви, часовни, монастыри. На левом «татарском» берегу Орели против городка Нехворощи стоял один из духовных центров Запорожья — Нехворощанский Успенский монастырь, построенный в 1714 году. Он владел мельницей, лесом, рыбными озерами, слободами Гупаловкой и Чернетчиной. За монастырскими валами располагались соборная и трапезная церкви, кельи, хозяйственные сооружения. Богомольцами и монахами монастыря были казаки-запорожцы. Вместе с разрушением Сечи пришел в упадок и монастырь — в 1786 году он был ликвидирован, соборную церковь перенесли в Чернетчину, с годами исчезла поставленная на ее месте часовенка и другие монастырские здания. По статистическим источникам начала ХХ века только от Перещепино до Шульговки (устья Орели) в поорельских селах существовало 28 церквей, главным образом деревянных. От большинства из них разве что фундаменты остались: уничтожая храмы, советская идеологическая машина боролась за человеческие души.

Окончание читайте на след. стр. «Украина Incognita»

Петр ЧЕГОРКА, издатель и редактор экологического журнала «Свята справа», г. Верховцево, Днепропетровской области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ