Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Имеют ли право украинские православные на автокефалию?

3 августа, 2006 - 18:33

Украинские православные сегодня составляют — по численности — наибольшую поместную церковь во Вселенском православии. Даже Русская православная церковь на территории собственно России (если не считать ее заграничных епархий, которые существуют на всех континентах) уступает украинскому православию. Как всем известно, по численности населения и территории Украину трудно отнести к малым государствам, а история ее христианства насчитывает более тысячи лет; некоторые поместные церкви (например, Русская православная церковь) сформировались на целые столетия позже. Стоит вспомнить и то, что включение Киевской митрополии в состав Московской церкви произошло не так давно — в 1686 году. Трудно также отрицать, что «малороссы» привнесли в жизнь московского духовенства грамотность, интеллект, любовь к книге и образованию. Это признают и российские историки. И неизвестно, как развивалась бы российская церковь и, вообще, русская культура без этого влияния. Сейчас Украина — большое независимое общепризнанное государство. По древним неписаным православным законам она имеет все основания — ВСЕ! — иметь свою независимую (автокефальную) церковь, а не входить в состав церкви соседней страны на каких бы то ни было замечательных условиях.

Так почему же именно украинцам, носителям древней православной традиции, в этом категорически отказывают? Кто имеет право препятствовать нам на пути к автокефалии? Разве мы не свободный народ, имеющий право свободного выбора, — в том числе и статуса Церкви? Всем совершенно понятно сопротивление так называемой церкви-матери — Московская патриархия помогает Кремлю всеми доступными (и недоступными) средствами в становлении очередной Российской империи, в которой сама РПЦ получит, наконец, вожделенную роль «Третьего Рима». Но почему так хлопочут об удушении украинской автокефалии другие церкви Вселенского православия? Даже те из них, дорога которых к независимой церкви была сложной, трудной и длительной, — как сегодня у нас.

Как известно, недавно в Киев приезжали — в связи с 40-летием епископского служения предстоятеля УПЦ митрополита Владимира — представители некоторых автокефальных церквей Вселенского православия. По настоянию («инициативе») Московской патриархии они обратились к Президенту Украины Виктору Ющенко и к другим структурам власти с политическим «Обращением» — с целью «защитить» УПЦ МП от посягательств Киевского патриархата. Другими словами, «защитить» церковь, которая так гордится неисчислимым количеством приходов и имеет влиятельных «защитников» на всех ступенях украинской власти.

В упомянутом «Обращении» имеются весьма интересные пассажи, например, такой: «Избавившись от тоталитарного атеистического ига советского прошлого, Украина не смогла, к сожалению, избавиться от его негативных последствий, в частности, грубого вмешательства светской власти в церковную жизнь». Тут весьма трудно понять, о какой светской власти идет речь — об украинской или российской? Потому что вмешательство Московской патриархии в украинские церковные дела намного превышает слабые попытки украинских властей как-то урегулировать православный конфликт в своей стране. (А можно ли представить себе, что кто-то из Украины — светский или духовный — пытается воздействовать на Русскую церковь!).

В «Обращении» выражаются сожаления по поводу «раздела украинского общества». Возможно иностранные владыки не знают, что вина за этот раздел в значительной мере ложится на политиков, в частности — на политиков российских. Сколько их, мелких и крупных, приезжало к нам во время каждых выборов (а также — без всякого повода) — агитировать, распалять, разъяснять, разделять! Хотя добровольцы с Украины никогда не ездят в Россию, чтобы агитировать за провозглашение автокефалии Украинской православной церкви. А то, что «раскол вредит Украине, ее международному имиджу», это святая правда — раскол действительно нам очень вредит. Ну зачем, скажем, планировать принятие Украины в Европейский Союз, если на ее территории прочно обосновалась «пятая колонна» — эмиссары Российских православных братств, около церковные лекторы, епархиальные епископы- украинофобы и др.

Особо стоит остановится на том, о чем не упоминает «Обращение»: там нет ни намека, ни слова о перспективах УПЦ (МП) стать действительно автокефальной Украинской церковью — со всеми вытекающими из этого правами и последствиями. Похоже, этот вопрос окончательно (до Второго пришествия) снят с повестки дня Московской патриархии и ее послушных сателлитов во Вселенском православии.

А насчет того, что церковь УПЦ Киевского патриархата самовольно вышла из-под юрисдикции Московской патриархии («при активной поддержке светской власти, с грубым нарушением священных канонов»), то советуем некоторым побывавшим у нас иностранным владыкам вспомнить историю становления автокефалии своих собственных православных церквей. Неужели, например, митрополит Некресский и Еретский Сергий Грузинской православной церкви забыл историю своей церкви, одной из древнейших христианских церквей в мире (IV век)? Забыл о том, что в 1811 году, после присоединения Грузии к России, грузинская церковь полностью потеряла самостоятельность и превратилась в экзархат московской церкви? И что только через сто лет, сразу после Февральской революции, грузинское духовенство и миряне провозгласили независимость своей церкви. Вопреки воле Московского патриархата, который разорвал тогда все отношения с «бунтовской» церковью. В течение целых 26 лет Грузия оставалась «неканонической» и непризнанной и только во время Отечественной войны удостоилась автокефалии (по приказу Сталина). Сегодня же владыки этой церкви приезжают в Киев и осуждают Украинскую церковь за стремление к независимости от зарубежной Московской кафедры (по меньшей мере, подписывают «Обращения»). Период длительного «неканонического» существования переживала не только Грузинская православная церковь. Ненужно далеко ходить — московская церковь с 1448 го по 1589 год не имела статуса автокефальной!

«Обращение» к властям Украины завершается призывом: «Не потворствовать действиям раскольников ... Просим принять все возможные меры для урегулирования в правовом русле церковного вопроса на Украине». На этом месте также возникает большой вопрос: «Принять меры? А как же быть с провозглашенным выше невмешательством светских властей в дела церковные?». Что-то тут не стыкуется, уважаемые владыки!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ