Определенные надежды, связанные с последними выборами в Верховную Раду, развеялись в первые дни работы новоизбранных депутатов. Особенно из-за планируемых и обсуждаемых стратегий так называемой консолидации парламента, стратегий, которые поражают своей алогичностью. Ну что это такое, скажем, «блок», в который должны войти как «Наша Украина», так и коммунисты? Такой блок можно сравнить разве что со скульптурной химерой, сочетающей черты птицы, ящера, рыбы и еще чего-то неизвестного и противоестественного. Средневековые мастера размещали подобных каменных существ на крышах и внешних стенах соборов, но никогда — внутри, в сакральной части храма.
Даже неполитикам невооруженным глазом видно, что это путь, ведущий в два возможных тупика. Или эти несовместимые составляющие радикально изменят свою сущность и тем самым откровенно пойдут против взглядов своих избирателей. Или, что вероятнее, подобные «рабочие» блоки развалятся, как детские замки из песка. В ближайшее время и без каких-либо землетрясений. После чего опять начнется катавасия, опять будут раскладывать пасьянс, будут пробовать другие варианты, такие же бесперспективные, с точки зрения стабильного сотрудничества и взаимоподдержки (разве мало вариантов можно предложить? Скажем, поочередное председательство представителей всех шести партий на срок, пропорциональный количеству мест в парламенте. Или каждый день бросать жребий и выбирать одного из 450-х. Или обратиться к экстрасенсам и т.д.). А время идет, репутация ВР падает, перспектива плодотворного труда исчезает где-то за горизонтом времени.
Не упоминая даже о высоких идеях и принципах, во всей этой потасовке просматривается какая-то детская беспомощность, полное несоответствие той роли, которую должны играть не только в парламенте, но и в целом в обществе четыреста пятьдесят «лучших людей украинского народа». Наши же гуру, учителя и предводители занимаются тем, что уже несколько недель делят кресла, значение которых гиперболизируется и даже сакрализируется в лучших традициях советской партийной бюрократии. Как известно, именно тогда «Тот, кто сидит в кресле», решал все, а не бессловесное и бездумное большинство. А если посмотреть в другую сторону, в другое время, то кто из людей, интересующихся политикой, может быстро вспомнить имя спикера британского парламента, французского, польского? И сумел ли господин Селезнев повысить рейтинг или влияние коммунистов в Госдуме?
Что ни говори, а у нас весьма самобытные политики, может, даже слишком самобытные для такой институции, как обычный парламент, в котором представители народа объединяются просто на основании близких долгосрочных политико-экономических программ. А не ради избрания председателя Верховной Рады. «Троянская война» между нашими парламентскими блоками почему-то напомнила мне одну чужеземную проблему из совсем другого измерения. Речь идет об Испании — стране рек, которым катастрофически не хватает воды (поспешим, впрочем, напомнить, что у этой страны много других достоинств и преимуществ). Правда, во времена наибольшего мирового могущества католической Испании город Севилья, например, стоящий на двух берегах Гвадалквивира почти в 100 км от впадения этой небольшой (по сравнению с Днепром) реки в Атлантический океан, был морским и даже океанским портом. Но после этого уже прошло несколько веков, и сегодня по Гвадалквивиру курсируют главным образом речные трамвайчики для прогулок.
Река Мансанарес, на берегах которой расположена столица Испании Мадрид, давно огорчает обитателей и администрацию тем, что постоянно исчезает (пересыхает) из-под многочисленных величественных и высоких мостов, переброшенных через нее. Ради того, чтобы обеспечить наличие водной поверхности в черте города под славными мостами, то есть исключительно с «косметической» целью была построена специальная система дамб. Чтобы было на что смотреть с высокого берега, со стороны бывшей королевской резиденции и с мостов. ( NB. У всех свои особенные заботы. У одних есть мосты, в том числе строившиеся во времена Юлия Цезаря, но плохо с реками. Другие все никак не соберутся удовлетворить неотложные «мостовые» потребности хотя бы столицы).
Магистрат города Валенсии пошел другим путем в решении этой сложной проблемы — полностью и окончательно осушил русло реки Турия в черте города и устроил там зону отдыха и спорта — скверы, цветники, спортивные и концертные площадки. На мостах расположились кафе и киоски. Любо-дорого посмотреть на эту несколько странную картину, принимая во внимание сохраненные мосты с фонарями, набережную и лесенки «к воде».
Это несоответствие мостов и рек давно привлекло внимание иностранных путешественников. Один острослов даже позволил себе дать испанцам совет: «Да сделайте, в конце концов, что-нибудь, сеньоры — или как-то наполните реки водой, или продайте свои несравненные мосты тому, кто сможет пользоваться ими по назначению!» Ведь такие мосты при необходимости невозможно даже сжечь за собой — в этом не будет ни смысла, ни логики.