Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Историческая относительность

31 октября, 2003 - 00:00

В октябре наш близкий сосед Турция отмечает 80-летие того момента, когда с карты мира исчез средневековый оттоманский Султанат, а вместо него появилась Республика Турция. Это было результатом многих факторов — исторического ослабления когда-то могущественной Оттоманской империи, капитуляции в Первой мировой войне, а также борьбы народа за независимость страны, которую государства-победители собирались разделить на несколько частей, то есть ликвидировать. Эта борьба (революция) началась в 1919 году и закончилась освобождением территории страны от оккупационных войск Антанты и подписанием Лозаннского мирного договора (1923), закрепившего современные границы Турции. А 29 октября 1923 года турецкий меджлис (парламент) провозгласил Турцию республикой, которую возглавил Кемаль Ата-Тюрк (это имя — «Отец турок» — дал своему вождю народ). Кемалисты взяли курс на обеспечение экономической и политической независимости страны, на культурные реформы, просвещение и на последовательную секуляризацию государственных институций. И хотя 97% территории Турции находится в Азии, сегодня она является активным членом европейского сообщества, в частности, членом НАТО и кандидатом на вступление в ЕС.

Как ни странно, но в средневековье Оттоманская империя, ее столица Стамбул находились к Украине значительно ближе, чем во времена советской власти. По Днепру и Дону туда ходили набегами казацкие чайки, по Великой степи постоянно сновали послы и купцы, а турецкие войска бывало превращались из врагов в союзников. Железный же советский занавес так плотно отделил нас от мира, что Турция, до которой по морю — рукой подать, превратилась в нечто далекое, нереальное, книжное, полностью отчужденное. (Ну, ничего — сейчас наверстали!)

По случаю 80-летия посол Турции в Украине Бильге Джанкорель пригласил гостей на концерт в Национальной филармонии, в котором участвовала известная турецкая пианистка Гюльсин Онай. Многих присутствующих несколько удивило название симфонической поэмы известного турецкого композитора Джемаля Решита Рея в программе концерта: «Султан Магомет II Завоеватель». Пришлось срочно «вправить себе мозги», чтобы уяснить факт простой и очевидный — султан Магомет II для турок является одной из наиболее выдающихся личностей их истории, таким же героем, каким для Франции является, например, Наполеон или Фридрих II Великий для немцев. И что тогда как для православного мира падение Константинополя стало исторической трагедией, для турок оно и сегодня остается блестящей победой гениального полководца. Или такой пример — славную, с точки зрения россиян Полтавскую битву украинцы всегда будут воспринимать как горькое поражение (соответствующий «переключатель», однако, в головах многих украинцев все еще не щелкнул).

Прежний режим приучил нас смотреть на мир под одним- единственным углом зрения, искоренил из нас осознание «относительности» оценок истории, из-за чего сегодня мы многого не можем понять. Например то, что все так называемые герои мировой истории, — это почти исключительно завоеватели, собиратели великих империй, иными словами — угнетатели и уничтожители других народов, от имени которых история никогда не пишется («Горе побежденным!»). Все же прочие выдающиеся люди — великие ученые, просветители, святые, люди искусства являются только второстепенными действующими лицами на подмостках театра, который зовется историей. Уверена, в частности, что в историческом сознании турок завоеватель Магомет II занимает более высокий ранг, чем, скажем, Кемаль Ата-Тюрк, который много посодействовал созданию и независимости их современной республики, принятию демократической конституции, развитию экономики, выходу из-под абсолютного господства шариата.

Каждая эпоха имеет свои взгляды на историю, свои стереотипы, своих кумиров. И не стоит современному человеку их полностью усваивать, принимать выработанные в средневековье формулы, скажем, жить сегодня «исторической ненавистью». Как живет, например, Русская православная церковь — включая УПЦ — имперской ненавистью к украинским униатам. Ненавистью такой «свежей», словно сейчас ХVI век. Несмотря даже на тот исторический парадокс, что 400 лет назад дела Киевской митрополии отнюдь не касались Москвы и на Унию она почти не реагировала.

Неумение изменить исторические шаблоны портит нам немало крови; например, в отношениях с поляками. К сожалению, мало кто из нас сейчас вспоминает о том, что украинцы отнюдь не всегда были жертвами в том противостоянии и что в течение веков мы таки залили полякам за шкуру сала — достаточно, чтобы иметь ум и охоту простить или, еще лучше, забыть свои обиды. Еще один пример — хрестоматийная и драматическая неспособность многих россиян, даже образованных, интеллигентных и «таких близких» нам по духу людей, понять нашу историческую правду, наше право на независимое от них существование. Так давайте сойдем с того холмика, с которого видим настоящее и прошлое, и посмотрим иногда на мир с точки зрения оппонента. Может, тогда и себя лучше узнаем. Тем более, что некоторые другие народы уже обошли нас в умении примириться со своими «извечными» врагами, создали достойные подражания прецеденты; яркими примерами которых являются хотя бы нынешние отношения Франции и Германии или отношения участников — с разных сторон окопов — гражданской войны в Испании.

Пора, впрочем, вернуться к прекрасному музыкальному вечеру, который устроил для киевлян господин Бильге Джанкорель, посол Турции в Украине. В программу концерта вошла «Романтическая симфония» Михаила Степаненко, Концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и уже упомянутая симфоническая поэма Джемаля Решита Рея «Султан Магомет II Завоеватель». Этот последний опус — весьма интересное произведение, поражающее как темами, так и богатством, красотой, фантазией оркестровки. С удивительным мастерством композитор сочетал здесь турецкие и европейские музыкальные стили, создав блестящую убедительную гармонию Востока и Запада.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ