Поселок Потуторы, который находится на юго-западе от Бережан (современная Тернопольская область), и невысокая, всего только 399 метров над уровнем моря, гора Лисоня, до Первой мировой войны неизвестные практически никому, кроме разве что жителей Бережанщини, в 1916-м стали символом героизма и побед. С Лисоней связана одна из грандиозных битв на территории Галичины, в которых участвовал Легион Украинских Сечевых Стрелков.
Кто-то возразит, мол, что могли сделать такого героического полторы тысячи воинов в то время, когда российская императорская армия организовала масштабное наступление на позиции Южной Армии государства Габсбургов? Но, минуточку, разве не является героизмом то, что эти полторы тысячи смельчаков смогли спасти от разгрома целую армию цесаря, а заодно и турецкие соединения?
Итак, август 1916 года, Восточная Галичина. Австро-венгерские войска под давлением российской армии отходят на Запад. Империя Габсбургов только начинает приходить в себя после июньского наступления русских, так называемого «Брусиловского прорыва», который позволил российской армии продвинуться вглубь фронта почти на 200 километров. А здесь еще 14—15 августа российская армия наносит серьезное поражение 35 Стрелковом полку, разбив заодно и 2 сотни УСС. Австрийское командование принимает тогда решение расформировать полк Украинских Сечевых Стрелков на 2 отдельных куреня. 16 августа 1-й курень Омеляна Лысняка занял позиции между Потуторами и урочищем Дикие Поля, 2-й курень был расположен в Посухове в резерве. Но уже в конце месяца он соединился с 1-м куренем и двинулся в направлении горы Лисоня. Сечевые стрелки, которых возглавлял теперь полковник Антин Варивода, заменивший на этой должности Г. Коссака, должны были скоординировано действовать вместе с частями 55-й дивизии Южной Армии.
2 сентября части российской армии смогли частично захватить позиции 35-го Стрелкового полка. Если бы не помощь 1, 2, 3 и 4-ой сотен 1-го куреня УСС и 310-го мадьярского полка, русские непременно бы захватили высоту. Но во время массированного контрнаступления вечером 4 сентября австро-венгерским войскам удалось возвратить потерянные, казалось бы, позиции. Все ужасы тех событий описал в своей книге „Бої коло Потутор» В. Дзиковский, который некоторое время работал в Центральной управе УСС.
Цена этих боев для Сечевых стрелков была слишком высока — 81 человек погиб, 293 получили ранения, еще 285 попали в плен к русским. Значительная часть из них оказалась в лагере для военнопленных в Царицыне.
Уже через несколько дней после незначительной доукомплектации курени УСС были переведены на позиции на восточные окраины Потутор. Вскоре, 29 сентября, российские войска развернули наступление на Бережаны. 30 сентября артиллерийский обстрел уничтожил части 129-й бригады на горе Лисоня. После недолговременного штурма горы, русские заняли позиции 308-го мадьярского полка. Фронт между Лисоней и Потуторами «упал». Российские войска начали наступление в направлении Посухова долиной реки Золотая Липа. Здесь их и остановили части Украинских Сечевых Стрелков. Но имея преимущество в живой силе и вооружении, русские начали окружать сечевиков с трех сторон с намерением «замкнуть кольцо». Образовался своеобразный «живой котел». Командование австрийских войск не смогло оказать сечевикам помощь, австрийская армия отступала и ничего не могла сделать. Из «котла» под Потуторами удалось вырваться немногим. Только часть Г. Труха смогла выйти из окружения, остальные, оказавшись в кольце, были, казалось, обречены на гибель. Однако российская армия не уничтожила остатки сечевиков физически, а взяла в плен. Сечевые стрелки были направлены в лагерь в Царицын, откуда они выбрались только в 1917—1918 годах. Многие из них потом пополнили ряды Армии УНР и Украинской Галицкой Армии (УГА).
Тогда, в октябре 1916, российские части не смогли полностью уничтожить группировку австрийских войск только благодаря победе УСС. Но эта победа дорого стоила украинцам: полк потерял почти 700 бойцов, тогда как в начале сентября в его рядах находилось 47 старшин (офицеров) и 1685 стрелков. Те страшные и героические страницы истории описали и такие известные украинские военачальники, как куренной С. Горук, сотники А. Мельник и Р. Сушко — будущие деятели Украинской Военной Организации и Организации Украинских Националистов, старшины Ф. Черник и В. Кучабский. Бессмертной славой себя покрыл и командир 1-го куреня УСС Омелян Лысняк, один из наиболее выдающихся украинских военачальников начала ХХ века. После боев на Лисоне и под Потуторами он попал в плен к русским, вернулся в 1918 в Галичину, где практически сразу взялся за создание Украинской Галицкой Армии. В 1919 он — командир Золочевской военной округи, а потом — командир 3-й бригады УГА. Принимал участие в польско-украинском конфликте, потом вместе с частями Армии УНР вел бои против большевиков и белогвардейцев. С 1921-го года оказался в эмиграции в Чехо- Словакии, потом переехал в Австрию. В 1946 году его схватили сотрудники НКВД и вывезли в СССР. Дальнейшая судьба неизвестна, хотя поверить в то, что после застенков НКВД и ГУЛАГа он смог выжить, практически невозможно. Впрочем, есть данные, что после заключения и ссылки он вернулся в Вену. Но эта информация нуждается в тщательной проверке.
Правду о борьбе сечевых стрелков в Украине начали узнавать в конце 80-х. Тогда же благодарные жители Бережан при участии национально ориентированных кругов украинского общества поставили на Лисоне Крест скорби и славы в память о погибших сечевых стрелках. А в 1991 украинские молодые патриоты из скаутской организации «Пласт» организовали в той местности патриотический лагерь. Он получил название «Лисоня». Основателем этого лагеря был Иван Михайлович Гавдида, в скором будущем — «отец» всеукраинской общественной организации Молодежный Националистический Конгресс. С 1998 года «Лисоня» становится уже организационным лагерем МНК, в который каждое лето съезжаются сотни молодых патриотов со всей страны.
В августе 2003 Иван Гавдида погиб при невыясненных обстоятельствах. Отдавая должное основателю самого массового украинского лагеря патриотического направления, решением Центрального Провода Молодежного Националистического Конгресса в 2004 году лагерь «Лисоня» получил имя Ивана Гавдиды.
«Лисоня» стационарный лагерь. Он продолжается около 10 дней и отличается насыщенной программой и жесткой дисциплиной. За грубые дисциплинарные нарушения, такие как употребление спиртного, участника сразу отправляют домой. Здесь также существует своеобразный «штрафной батальон». Те, кто попадают в него, имеют возможность исправить свой «залет». Но ценой значительных усилий. «Штрафники» выполняют исправительные работы, в основном это — уборка территории, заготовка «горючего» и тому подобное. А для тех, кто проявляет себя образцовыми лагерщиками, существует интересная программа. В нее входит путешествие (поход) на 30—40 километров, «полоса препятствий», занятие по боксу, для любителей игровых видов спорта — соревнование по футболу и регби, отработка казачьей манеры боя «лава на лаву» и многое другое. В программу включена также и теоретическая часть —тематические лекции. Среди последних наибольший интерес вызывает лекция о боях на Лисоне. Теперь лагерь является одним из старейших в Украине и, вероятно, самым массовым.