Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как и почему действовал «террор голодом»

С какими аргументами пойдем в ООН для признания Голодомора геноцидом?
13 октября, 2016 - 10:41
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Осенью 2018 года исполняется 85-я годовщина Голодомора. Нашим моральным долгом должно стать обращение в ООН с целью подтверждения и признания на международном уровне Голодомора геноцидом украинского народа, как определено в законе, принятом Верховной Радой 28 ноября 2006 года.

Первое обращение в ООН в связи с 75-й годовщиной Голодомора было неудачным по двум причинам: противодействие Российской Федерации и неубедительная аргументация относительно цели и механизма сталинской карательной акции. В 2018 году противодействие РФ будет ослаблено катастрофическим падением ее международного авторитета. Следовательно, шансов на признание Голодомора геноцидом Генеральной ассамблеей ООН станет больше. Остается отбросить ошибочные и найти убедительные аргументы.

Соответствие Голодомора критериям, обозначенным в Конвенции ООН «О предотвращении преступления геноцида и наказания за него» от 9 декабря 1948 г., должно аргументироваться по трем темам:

1 цель террористической акции, следствием которой стал Голодомор;

2 механизм террора;

3 количество жертв.

ЦЕЛЬ ТЕРРОРА ГОЛОДОМ

Ленинско-сталинская национальная политика основывалась на политизировании этничности, а именно:

• признании за лицами каждой национальности, которая составляла большинство населения на территории обитания, статуса титульной нации и наделении некоторых народов конституционными признаками псевдогосударственности;

• коренизации власти в национальных регионах и районах, то есть привлечении местных кадров в управленческий аппарат, использовании языка титульной нации в учебном процессе и средствах массовой информации, содействии развитию национальной по форме, но коммунистической по содержанию культуры;

• государственной регистрации национального происхождения граждан.

Политизирование этничности создавало видимость решения национального вопроса, но в действительности возвращало все нации в состояние первичного этноса. Тех, кто сопротивлялся, репрессировали. Эпицентром репрессий стала Украина, которая оказывала наибольшее сопротивление сначала поглощению новой российской империей в большевистской оболочке, а затем — коммунистическим преобразованиям.

Выступая в Нью-Йорке в период проведения 20-й годовщины Голодомора, автор Конвенции ООН о геноциде Рафаэль Лемкин подчеркивал, что вожди большевиков поглощали украинскую нацию, вталкивая украинцев в многоэтническую советскую нацию. Происходило не только моральное, но и физическое уничтожение: путем ликвидации интеллигенции — мозга нации, духовенства — души нации и экономически независимых от государства хлеборобов — носителей национального духа. В возвращении нации к состоянию первичного этноса, в уничтожении, высказываясь современным языком, гражданского общества Р. Лемкин видел признаки геноцида (Лемкін Рафаель. Радянський геноцид в Україні. — К., 2009. — С. 38—39, 42).

Использованный Лемкиным термин «советская нация» уже после его смерти трансформировался в понятие «советского народа как нового исторического сообщества». Компартийные идеологи предприняли попытку наделить совокупность народов в границах СССР признаками сверхнации — более высокого, как подчеркивалось, сообщества по сравнению с предыдущими (род — племя, союз племен, народность, нация). Однако порабощенные народы не желали оставаться этнонациями с символическими правами в отреставрированной большевиками царской империи, и Советский Союз распался.

Немало тех, кто высказывался относительно Голодомора в Украине и диаспоре, проигнорировали абсолютно четко выраженные в этом докладе Р. Лемкина предупреждения: украинский голод 1932—1933 гг. имел другую природу, нежели еврейский Холокост. Руководители Кремля пытались вогнать украинскую нацию в унифицированное и пронумерованное советское население разнообразными средствами, в том числе террористическими, но не говорилось о полном физическом уничтожении граждан украинской национальности, то есть об этнической чистке. Цель государственного террора, каким является террор голодом, всегда одна: подчинить целое, уничтожая часть целого. Зато целью нацистов было физическое истребление евреев как определенного сообщества — национального, этнического и религиозного.

Тем временем термин «украинский Холокост», под которым понимали Голодомор, стал у нас популярным благодаря своей образности и синонимическому сочетанию Холокоста с геноцидом. Такое словоупотребление закрепляло представление о попытке глав Кремля всегда уничтожать украинцев как этническое сообщество. Распространение этого представления в диаспоре облегчалось тем, что его представители чувствовали себя гражданами стран обитания, с Украиной их связывало лишь чувство этнического родства. Значительная часть граждан Украины тоже имела обостренные этнические чувства, связанные с отсутствием в советские времена гражданского общества (в социальной системе координат) и его соответствия, — политической нации (в национальной системе координат). Некоторые патриотически настроенные граждане и до сих пор возмущаются: почему из внутренних паспортов исчезла графа о национальности?! Когда же перед международной общественностью Голодомор изображали как «украинский Холокост», эффект был противоположный ожидаемому. Ведь в СССР украинцев не преследовали так, как евреев в Третьем рейхе: где нашли, там и репрессировали.

Применяемый против украинских крестьян террор голодом и его следствие — Голодомор были вызваны определенными обстоятельствами места и времени. Здесь нет возможности перечислять все причинно-следственные связи, которые завершились «сокрушительным ударом» (выражение Сталина) по сельскому населению Украины и Кубани. Однако в цепи причин уместно выделить главные звенья. Уделю внимание первой из них: той причине, которая вызвала общесоюзный голод 1932—1933 гг.

Какой коммуносоциализм строили В. Ленин и И. Сталин? Как известно, К. Маркс разделял коммунизм на две фазы: социализм (с распределением материальных благ по труду) и полный коммунизм (с распределением по потребностям). Советские люди, начиная со второго поколения, не знали, что в представлении вождей обе фазы отличались между собой, как считал К. Маркс, только по распределению. По производству материальных благ построенный социализм не отличался от полного коммунизма. То есть это должно было быть общество, лишенное а) частной собственности на средства производства, б) товарно-денежных отношений и в) рынка. Товары должны были превратиться в продукты, а заработная плата должна была насчитываться не в рублях, а в тредах (трудовых единицах). Оказалось, однако, что с рабочими можно было экспериментировать, но с хлеборобами это не удалось. Когда государство начинало реквизировать у крестьян выработанную продукцию, они или прекращали работать, или (в сталинские времена) имитировали труд, и в стране назревал экономический коллапс. В. Ленин предупредил коллапс переходом от резиновой продразверстки, которая длилась два года, к фиксированному продналогу в марте 1921 г. То есть он признал продукцию крестьян их собственностью, ограничившись заблаговременно известным процентом в виде уплаченного государству натурального налога. Сталин перешел к продналогу только в январе 1933 года, то есть после трех лет продразверстки, которые разрушили экономику и вызвали общесоюзный голод. В последующих выступлениях он незаметно отодвигал отмену товарно-денежных отношений и рынка на вторую фазу коммунизма, а в послевоенных томах своих «Произведений» сделал исправление с целью замаскировать марксистские представления большевиков о коммуносоциализме.

Следующее звено в причинно-следственной цепи заставляет изменить привычную хронологию Голодомора. Если мы датируем эту трагедию двумя годами, то только потому, что ее механизм впервые испытали в ноябре-декабре 1932 г. в некоторых селах, поставленных за отставание в хлебозаготовках на «черную доску». В 1932 г. в Украине свирепствовал голод, причиной которого, как и в других регионах страны, были хлебозаготовки. Чтобы не сорвать посевную кампанию, правительство в первой половине года оказало голодающим украинским крестьянам продовольственную, фуражную и семенную помощь. С этой целью Сталин отказался от экспорта некоторого количества зерновых культур и даже приказал закупить ограниченные партии хлеба за рубежом. Эти факты теперь известны, и когда заходит речь о геноциде, наши зарубежные коллеги только улыбаются. Другое дело, что общесоюзный голод 1932—1933 гг. чувствовался в Украине в 1932 г. намного острее, чем в других регионах. В 1930—1931 гг. Украине утверждали такие хлебозаготовительные планы, которых раньше она никогда не выполняла. Можно догадаться, хоть невозможно доказать документально, что это был ответ генсека на ведущую роль украинского крестьянства в протестах против коллективизации и раскулачивания весной 1930 г. Тогда Сталин был вынужден на полгода прекратить коллективизацию и в дальнейшем осуществлять ее в артельной, а не скрыто коммунной форме.

Завышенные хлебозаготовительные планы тоже можно рассматривать как террор голодом, потому что крестьяне оставались без хлеба, голодали и даже умирали от голода. Угроза экономического коллапса на третьем году продразверстки стала очевидной для руководящих кругов партии, невзирая на победные газетные реляции о пуске новостроек первой пятилетки. Некоторые из руководителей, в частности, группа А. Смирнова, осмелились открыто выступить против генеральной линии ЦК ВКП(б) в ее сталинском исполнении. В нашем представлении Сталин выступает как всесильный диктатор, но таким он стал только после Большого террора 1937—1938 гг. и особенно после Второй мировой войны. А тогда он мог лишиться должности генсека, если бы в стране поднялась новая протестная волна. Чекисты уже сигнализировали, что она назревает, соответствующие документы опубликованы.

27 ноября 1932 года Сталин созвал объединенное заседание политбюро ЦК и Президиума ЦКК ВКП(б), на котором поставил вопрос об осуждении группы А. Смирнова. Выступая перед наивысшим партийным синклитом, генсек предупредил, что государство вскоре нанесет «сокрушительный удар» по «некоторым» колхозникам и единоличникам. Речь шла о крестьянах, которые не желали работать на государство без материального вознаграждения, но суть такого удара не раскрывалась. Сталин уже понял, что придется внедрять продналог. Он был уверен, что это прекратит крестьянский саботаж, который вызывал общесоюзный голод при благоприятных для урожаев погодных условиях 1930—1932 гг. В 1921 г. замена продразверстки продналогом доказала свою эффективность. Но он оттягивал замену вплоть до января 1933 года. И именно в январе, маскируясь под уже привычные зимние хлебозаготовки, нанес по крестьянству Украины, Кубани и Нижней Волги тот самый «сокрушительный удар».

Начало. Окончание читайте в следующем выпуске страницы «Украина Incognita»

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ