По церковному календарю, 14 августа, кроме известного праздника Макковеев и первого Спаса, отмечается также День крещения Руси. Первосвятителем традиционно считается князь Владимир Святославович, названный православной церковью Равноапостольным и Святым. В 988 г. он успешно ввел христианство как государственную религию. Но к этому важному в нашей истории событию лежал очень длинный и тернистый путь.
Христианство — как и ряд других современных мировых религий — является одним из направлений духовного поворота в истории человечества, осуществленных Великими Учителями: Буддой в Индии, Лао-Цзы и Конфуцием в Китае, Зороастрой в Персии, греческими философами, иудейскими пророками, — в последнее тысячелетие до рождения Иисуса — периоде, который сегодня ученые называют осевым временем Мировой Истории. До осевого времени господствовали магические религии и Бога искали вне человека; позже — пришли религии, которые признали человека личностью, а Бога — Высшим Духовным Существом.
В начале IV века христианство получило признание в Римской державе. Потом к Христу пришли варварские народы Западной Европы: в 800 г. папа короновал Карла Великого, и была образована Священная Римская империя. На основании христианского мировоззрения начала формироваться новая европейская цивилизация.
Благодаря миссии солунских братьев Константина и Мефодия во второй половине IX века новая вера распространилась среди славян. Сначала братья проповедовали в Моравии. Их ученики вместе с князьями Борисом и Симеоном привели к новому Богу Болгарию. Далее дороги проповедников вели на Русь...
Но по легендам впервые благую весть к берегам Днепра принес апостол Андрей, которому выпал жребий проповедовать в Скифской земле. В летописях сообщается, что он приплыл к киевским склонам и обратился к ученикам: «На сих горах возсияет благодать Божья». Потом апостол взошел на горы, благословил их и поставил крест.
Однако должны были пройти века, чтобы подтвердилось пророчество. Кое-кто из историков допускает, что первым из наших князей новую веру принял не кто иной, как сам князь Кий. Основания для этого дают наши летописи, в которых рассказывается, что основатель Киева ходил к Цареграду и принял от византийского императора «большую честь». В то время византийские императоры часто заключали союзы со славянскими князьями и проводили политику обращения их в свою веру.
Следующим крестился князь руссов Бравлин, где-то около 800 года. В «Житии Стефана Сурожского» красочно описывается, что «с севера пришла рать большая руська» во главе с князем Бравлином и захватила город Сурож. Но с церковью Святой Софии случилось чудо: князя неожиданно парализовало. И только после того, как архиепископ Филарет крестил Бравлина, а руссы возвратили все награбленные драгоценности, наступило его исцеление.
Впоследствии христиане появились и в самом Киеве. К началу IX века относятся первые известия о наиболее давней Варяжской пещере (среди Дальних пещер). Там молились те из варяг, которые за время службы в Константинополе приняли крещение, а потом, возвращаясь домой через Киев, присоединились к княжьей дружине, соблазненные высокой оплатой. Новую веру также распространяли греческие купцы; по всей вероятности, что именно на их средства была построена наиболее давняя церковь Святого Ильи на торговом Подоле.
Первое крещение Руси как государства состоялось во второй половине IX ст., во время княжения братьев Аскольда и Дира. Это вообще был период интенсивной миссионерской деятельности Церкви среди славянских народов, инициируемой Константинопольским патриархом Фотием и римским папой Николаем I. Как раз эти наивысшие христианские иерархи благословили славянскую литургию и славянские переводы Библии, осуществленные Константином и Мефодием.
Хотя, как кажется, толчком к крещению все же был поход Аскольд и Дира на Цареград 18 июня 860 года. Из византийских источников известно, что нападение руссы осуществили настолько стремительно, что столицу Византии спасло только чудо: патриарх Фотий вынес ризы Богоматери, которые хранились во Влахернском соборе, опустив их в воду в заливе, и сразу, как утверждает церковная легенда, поднялась страшная буря, которая разбрасывала ладьи руссов. Пораженный Аскольд признал силу «греческого» Бога, и пожелал принять крещение.
После возвращения домой, князь начал внедрять новую веру в Киеве, построив церковь Святого Николая: по его просьбе патриарх Фотий прислал митрополита. Что во время княжения Аскольда существовала русская епархия, свидетельствует послание Фотия к восточным церквям, где в перечне она упоминается под номером 61.
Однако большого успеха в крещении Руси Аскольду достичь не удалось. В 882 г. антихристианская оппозиция пригласила новгородского князя Олега и с его помощью совершила кровавый государственный переворот: князь Аскольд и его брат Дир были убиты, а все плоды крещения — уничтожены. Это на целые век задержало вхождение нашего народа в круг европейской цивилизации. Тем временем другие славянские народы, приняв мировую религию, уже активно приобщались к общим духовным процессам Европы. Могущественная же Русь оставалась в стороне и по-провинциальному самоуверенно искала свой, особый путь.
Конечно же, долго так продолжаться не могло. По-видимому, киевские властители и сами понимали это, а во время походов на Цареград собственными глазами видели преимущества христианства. Вещий Олег участвовал в осаде столицы Византии в 907 году как союзник князя Симеона, а, следовательно, не мог не отметить, какого могущества и признания достигла Болгария после принятия крещения. Возможно, уже он осознавал неизбежность внедрения новой веры и на Руси. Другое дело, содействовали ли этому обстоятельства в самом Киеве.
Преемника Олега, князя Игоря, кое-кто из исследователей, особенно из церковных, называют внутренним или тайным христианином. Известно, что в 944 г. руссы осуществили удачный поход на Константинополь и ромейский (византийский) император Роман I вынужден был подписать выгодный для Руси мирный договор. Вполне возможно, что со своей стороны он потребовал крещения властителя Руси. Князь Игорь, без сомнения, видел выгоды такого шага, ведь Цареград признавал равными себе только христианские государства. Кроме того, идея империи и неограниченность власти христианского царя не могли не импонировать гордому властителю великой державы. Возможно, тогда же вместе с Игорем новую веру приняла и княгиня Ольга, которая взяла христианское имя Елена.
В глазах воевод и киевских бояр такой поступок был воспринят как измена родным богам. Понятно, Русь заволновалась. Возможно, что и трагическая гибель князя Игоря в Древлянской земле в 945 году связана с выступлением оппозиции. Однако княгине Ольге удалось удержать княжий стол за собой. Она не отреклась от новой веры и, оставаясь христианкой, самостоятельно правила почти двадцать лет в языческом государстве. Этого не удалось даже такому могущественному князю как Аскольд. И она не опиралась на помощь ромеев, как болгарский князь Борис, которому также пришлось подавлять восстание язычников.
Конечно, княгиня Ольга пыталась крестить своих подданных. Однако терпела неудачи. Неудачной была и попытка обратиться за помощью к византийскому императору Константину VII, ради чего она даже ездила в Цареград. Помощь Ольга просила и у германского императора Оттона I. Но приезд христианского епископа только спровоцировал новые волнения в Киеве. Хроники сообщают, что епископ Адальберт вернулся домой уже в следующем году, значительная часть его миссии погибла, да «и сам он едва избежал смерти». Собственно, в Киеве состоялся политический переворот: Ольга была лишена власти, и на княжеский стол наконец сел Святослав, воспитанный воеводой Асмусом в среде дружинников. О христианстве Святослав и слышать не хотел: «Ведь дружина моя над этим смеяться начнет».
Крестить Русь выпало Владимиру — его сыну и внуку Ольги. После нескольких неудачных попыток реформировать местную славянскую религию он обратился к Христовому учению. В 988 г. князь Владимир сам принял новую веру в Корсуне, затем крестил Киев и провозгласил христианство государственной религией. А после того Русь наконец равноправно влилась в общеевропейский Духовный Поток.