Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Князь-философ

Владимир Василькович, правитель Волыни: «белая ворона» при власти
4 октября, 2007 - 18:54
ПЕРЕПИСЫВАНИЕ КНИГ. МИНИАТЮРА ИЗ РАДЗИВИЛОВСКОЙ ЛЕТОПИСИ / КНЯЗЬ РОМАН МСТИСЛАВИЧ — ДЕД ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬКОВИЧА

«Человечество не увидит лучших дней до тех пор, пока группа… последователей философии не получит политическую власть, или пока те, кто имеет политический контроль… не станут философами.» Эти слова принадлежат выдающемуся мыслителю античности Платону. Даже те, кто не знаком с философией Платона, знают, что он выступал за создание идеального государства и предлагал поставить во главе его философов.

Многие объявляли и объявляют такие взгляды Платона утопией. Однако утопии, как это не парадоксально для их критиков, все-таки имеют способность сбываться. Во всяком случае, частично. И Платоновское идеальное государство не является исключением. Хотя оно и не было реализовано в том виде, в котором планировал его творец, все же его элементы стали реальностью. А мысли об идеальном государстве вдохновляли не одного европейского мыслителя.

Средневековой Европе, в отличие от античной, было не до философии. В то время наблюдалась дезорганизация общественной жизни, общественно-политическая раздробленность. Зато философия почиталась в Арабском халифате — этой исполинской империи эпохи раннего Средневековья. Когда же в Европе начался экономический и культурный подъем, стали формироваться централизованные имперские государства, здесь снова появился интерес к философии. Некоторые правители даже хотели показать себя «философами на троне». Должны сказать: культивирование философии — это индикатор силы общества и государства. Те государства, которые это делают, как правило, являются сильными и богатыми.

Украинцы по большей части не проявляли особого желания культивировать философию. Поэтому у нас философ на троне — явление экзотическое. Почти нереальное. Помните, как мифический Гоголевский Тарас Бульба насмехается над наукой своих сыновей, приехавших из Киевской академии? А они там, между прочим, должны были учить несхоластическую философию в духе аристотелизма.

Но все же у нас были исключения. И, казалось бы, в совсем «неподходящее» время эпохи Средневековья. Имеется в виду князь-философ Владимир Василькович. Но о нем у нас знают мало, очень мало. Его фигура незаслуженно теряется среди князей-вояк — Святослава, Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Данила Галицкого и других. Однако эта фигура заслуживает внимания и уважения. На фоне других древнерусских князей он выделялся нестандартным поведением. В определенном смысле можно сказать, что эта личность опередила свое время, пытаясь внедрить новые подходы в политической, общественной и культурной жизни. Современники именовали его философом. И это не стоит воспринимать как лесть. Владимир Василькович культивировал философию, а свои философские идеи стремился претворить в жизнь. Нация, имеющая такого деятеля, должна была бы его ценить и ставить в пример. К сожалению, мы часто не ценим то, что стоит ценить. Зато превозносим до небес вещи сомнительные.

Жизнь Владимира Васильковича как раз пришлась на сложный период. Его дедом был знаменитый князь Роман Мстиславович, которому удалось объединить Волынь и Галичину. Кроме Волыни и Галичины под властью князя Романа оказалась значительная часть нынешних украинских земель. Он стал важным игроком на европейской политической сцене того времени. Не зря летописец называл его «вечнопамятным самодержцем всей Руси». Однако внезапная его гибель под польским городом Завихвостом в 1205 г. прервала реализацию амбициозных планов этого талантливого и энергичного князя.

Созданное им государство после этого трагического события оказалось в состоянии политического хаоса. Только в результате продолжительной борьбы за «Романово наследство» его потомкам, Данилу и Васильку, удалось вернуть владения отца. Активная политическая деятельность этих князей пришлась на время монголо-татарского нашествия. И хотя Галичина и Волынь избежали опустошительных набегов завоевателей, князьям пришлось признать превосходство ордынцев.

Владимир был единственным сыном князя Василька. Его матерью была Елена, дочь сандомирского и краковского князя Лешека Белого. Т.е. в его жилах текла и украинская, и польская кровь.

Мы не знаем даты его рождения. По всей видимости, это были 40 гг. ХIII в. Впервые летопись о Владимире Васильковиче упоминает в 1258 г. Также в летописи встречаем подробное описание битвы под местечком Небль (Нобель) летом или осенью 1262 г., в которой участвовал Владимир Василькович. Там его отец одержал блестящую победу над литовцами. В том же году Владимир Василькович присутствовал на встрече волынско-галицких князей с польским князем Болеславом. Приведенные факты свидетельствуют, что молодой княжич участвовал в военных походах вместе с отцом. Наряду с военным искусством, осваивал искусство дипломатии. И таким образом учился «быть князем».

В молодом возрасте Владимир женится. Его женой стала Ольга — дочь брянского князя Романа Михайловича. Конечно, в то время между русскими князями браки заключались с определенным расчетом. Учитывались факторы и материальные, и политические. На чувства молодых практически не обращали внимания. Брак Владимира с Ольгой, вероятно, не был в этом плане исключением. И все же между этими людьми были глубокие интимные чувства. Во всяком случае, об этом говорят некоторые летописные сюжеты.

В 1266 г. Владимир Василькович участвовал в битве между польскими и русскими войсками в урочище Ворота. Эта битва трагически закончилась для русских. Но послужила хорошим уроком для Владимира.

Вскоре после этого, в 1269 г., умер его отец, и он стал править в г. Владимире на Волыни. У молодого князя, очевидно, не лежала душа к военному делу. Поэтому он стремился избегать воен, в то же время большое внимание уделяя дипломатии.

Владимир Василькович хотел сосредоточить внимание на внутригосударственных делах. Хотя, конечно, ему приходилось участвовать в важных военных кампаниях. Так, в Галицко-Волынской летописи подробно описывается поход волынско-галицких князей Владимира, Льва и Мстислава на литовские земли зимой 1275—1276 гг. Рассказывается также о походе Владимира в Слоним и Новгородок, который в то время был главным оплотом Литовского государства князя Тройдена, и других походах. И хотя, с военной точки зрения, их трудно назвать удачными, все же Владимир подчинил себе земли на территории современной западной Беларуси (Гроденщины), а также сумел заключить мир с Тройденом.

Основным вектором внешней политики князя был вектор северный. Очевидно, Владимир ставил перед собой цель выйти к Прибалтийским землям. Это дало бы возможность его княжеству непосредственно примкнуть к балтийской торговле, что имело в то время большое значение.

В этом плане интересны отношения Волынского государства Владимира Васильевича с Мазовией. В 1279 г. он совершил поход на Мазовецкое княжество. И его князь Кондрат вынужден был просить мира. Где-то приблизительно тогда Мазовия оказалась в вассальной зависимости от волынского князя. Во всяком случае, с того времени мазовецкий князь на страницах Галицко-Волынской летописи фигурирует как вассал волынских князей.

Закономерно, что Владимир Василькович уделял большое внимание укреплению северных рубежей своего государства. Недалеко от Бреста основал город Каменец, который стал важным оборонным форпостом. И сегодня в этом городке севернее Бреста стоит высокая каменная башня, построенная еще во времена Владимира Васильковича. Летописец приписывает ему и основание Бреста. Конечно, в этом утверждении есть определенное преувеличение. Этот город известен еще с ХI в. Однако он был разрушен во время монголо-татарского нашествия в 1241 г. и утратил свое значение. Владимир Василькович построил здесь новые стены-укрепления, а также поставил оборонную башню, подобную каменецкой. Благодаря этому произошло возрождение города, который снова стал важной составляющей Волынского княжества на севере.

1285 и 1287 гг. стали несчастливыми для волынско-галицких князей. В 1285 г. темник Ногай и хан Телебуга велели им идти вместе с ними на Венгрию. Этим воспользовался польский князь Болеслав Сомовитович, который разграбил села вокруг города Щекарева. Поэтому Владимир и его брат, галицкий князь Лев, взяв в союзники литовцев, ходили войной на Люблинскую землю.

В 1287 г. Телебуга и Ногай решили пойти войной на поляков. Волынско-галицкие князья должны были помогать им. Проходя по Волыни и Галичине, татары опустошили земли, особенно окрестности Владимира и Львова. Волынско-галицкие князья, помогая татарам, со своим войском пошли на Польшу. Основной удар был направленный на Сандомир и Краков. Однако Владимир Василькович уклонился от похода. Дойдя до реки Сян, сказал, что серьезно заболел. Далее князь направился на Волынь. Летописец подает этот «побег» как нежелание князя общаться с монголо-татарами, которых он называл «поганью».

В последние годы жизни Владимир Василькович тяжело болел. Не имея детей, он оформил соответствующее завещание и предпринял ряд шагов, чтобы передать свое княжество двоюродному брату Мстиславу, сыну Данила Галицкого. Существует мнение, что последний стал основателем княжеского рода Острожских.

Умер Владимир Василькович в Любомле 10 декабря 1288 г.

Перед смертью князь раздал немало своих сокровищ нищим людям: «золото и серебро, и камни дорогие, и пояса золотые отца своего, и серебряные, и свои, что после отца своего приобрел, — все он раздал. И блюда большие серебряные, и кубки золотые и серебряные сам он пред своими глазами побил и перелил в гривни; и ожерелья большие золотые бабки своей (Анны) и матери своей (Елены) — он перелил и разослал милостыню по всей земле. И стада он раздал нищим людям — и у кого лошадей нет, и у кого пали они в Телебужину войну».

Из летописи узнаем, что Владимир Василькович много сделал для церквей и монастырей в своем княжестве, в частности во Владимире, Любомле, Бресте, Каменце. Церквям и монастырям он дарил церковную утварь, а также книги. Некоторые из этих книг заказывал переписывать, а некоторые переписывал сам. Такое переписывание было сложным делом и свидетельствовало о высокой образованности князя. Судя по всему, он имел отношение к написанию и редактированию достопримечательности древнерусской письменности — Галицко-Волынской летописи. В самой же Галицко-Волынской летописи его именуют великим философом, который не только пытался познать суть вещей, но и воплощать свои знания в повседневной жизни.

Петр КРАЛЮК, доктор философских наук, проректор НУ «Острожская академия»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ