Одной из важных фигур нашей истории является князь Владимир Святославич. В сознании многих украинцев — это креститель Украины-Руси. Не прочь его «приватизировать» и наши соседи. Например, россияне считают Владимира своим князем. А с 2002 г. он объявлен (это ж надо такое!) небесным покровителем войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не прочь сделать Владимира своим и белорусы. Автору приходилось встречать такую версию, что по линии матери этот правитель был белорусом. То есть и сегодня идет своеобразная борьба за князя Владимира Святого.
Конечно, деятельность князя имела отношение и к территориям, которые в настоящий момент составляют Россию и Беларусь. Однако Владимир большую часть своей жизни провел на землях украинских, княжил он в Киеве, здесь же и был похоронен. И, похоже, родился на украинской земле.
По поводу рождения князя существуют разные мнения. В «Повести временных лет» место его рождения не указывается. Зато Никоновская и Устюжская летописи говорят следующее: дескать, Владимир родился в Будутиневеси. Туда отослала его мать Малку (Малушу) княгиня Ольга. Как известно, будущий креститель Руси был незаконнорожденным — сыном князя Святослава и ключницы княгини Ольги. Из этого же летописного сообщения также выплывает, что село (весь) Будутино принадлежало княгине Ольге, а затем, после ее смерти, было подарено какой-то церкви святой Богородицы. То же о рождении князя Владимира писал и российский историк В.Татищев, опираясь на летописи, которые не дошли до нас.
Закономерно, возникает вопрос, что это за село Будутино, где оно находится. В русской исторической литературе была попытка доказать, что Будутино — это село Будник (сейчас урочище Буденик) под Псковом. Однако серьезных подтверждений, которые бы доказывали эту версию, нет.
В последнее время украинский исследователь Ю.Дыба выдвинул версию, что Будутино — это современное волынское село Будятичи, которое является околицей города Нововолынска. Действительно, Будятичи принадлежат к древним селам. Первое письменное упоминание о нем относится к середине XV ст. Рядом с ним находятся другие древние села, в частности Низкиничи — поместье рода Киселей, которые происходили от киевского воеводы Свенельда, возглавлявшего инициированный Ольгой карательный поход на древлян. Кстати, Низкиничи происходит от давнего слова низкиня, то есть низкая, малая. А, как известно, мать Владимира летописцы именуют Малкой. Возможно, название этого села происходит от имени матери Владимира.
В упоминании о рождении Владимира, как отмечалось, указывается, что село Будутино было передано после смерти Ольги церкви святой Богородицы. В документах же XV ст. Будятичи и его околицы связывались с Зимненским монастырем Успения Пресвятой Богородицы, что близ этого села.
Будятичи находятся в междуречье рек Буг и Луга. Археологические раскопки свидетельствуют, что здесь еще до возникновения Древнерусского государства существовали протогосударственные образования. В частности, археологи откопали Зимненское городище, которое было столицей волынского протогосударства. А что такое протогосударство существовало, удостоверяет арабский автор Абуль-Хасан Али Аль-Масуди (896—956). В своей книге «Луки золота и рудники самоцветов» он пишет следующее: «[Славяне] принадлежат к разным племенам, которые ведут между собой войны и имеют над собой царей. Часть из них придерживается христианской религии, в частности учения яковитов. У другой части нет божественного писания, и они не придерживаются ни одного религиозного закона, ведь вообще ничего о таких законах не знают. Вспомним эти племена. Одно из племен когда-то в давние времена имело царя, который назывался Маджаком, а само племя называлось валинана. В древние времена это племя имело власть над всеми другими славянами, ведь имело своего царя, которому повиновались цари всех других племен». Есть основания считать, что под племенем валинана понималась Волынь. Как видим, в сообщении Аль-Масуди говорится также о том, что часть славян приняла христианство. Известно, что христианство в западной части Волыни, в частности в междуречье Буга и Луги, распространилось еще в конце ІХ ст. В интересах этого свидетельствуют как некоторые письменные источники, так и археологические раскопки.
Нечто интересное могут нам поведать топонимы этого региона. Здесь есть небольшое село с названием Руснов. Один из приселков Будятичей зовется Русовичи. Возможно, этим топонимам дали название русо-киевские поселенцы, отправленные князьями Киева на подконтрольную территорию. Ведь известно, что Русьской землей в древности именовали прежде всего Киевщину.
Деяния человека, как известно, «программируются» в детстве и юности. Детство Владимира, очевидно, прошло на Волыни. По крайней мере до 8—10 лет он жил здесь. И само волынское происхождение обусловливало логику многих поступков князя.
Прежде всего это касается принятия христианства. Чтобы принять эту религию, выбрать ее среди других вер (традиционного язычества, мусульманства, иудаизма и т. п.), Владимир должен был ознакомиться с ней, почувствовать к ней сантимент, благосклонность. Это не могло случиться в Новгороде, где он княжил во времена отрочества и юности. Ведь этот город был оплотом язычества. Не зря дядя Владимира Добрыня после крещения киевлян вынужден был крестить Новгород «огнем и мечом». Завоевав Киев, Владимир сначала имел проблемы с местными христианами — они фактически стали его врагами. Поэтому князь попробовал возобновить в Киеве языческие культы. Однако через каких-то восемь лет Владимир обратился к христианству.
Конечно, при выборе веры князя сработали разные факторы. Но, нам кажется, не последнюю роль могли здесь сыграть воспоминания детства. Вполне вероятно, в детстве будущий правитель Руси мог ознакомиться с христианством, которое имело распространение в Западной Волыни. И случайно ли то, что буквально через четыре года после крещения киевлян Владимир учреждает одну из первых епархий Руси именно на поприщах Волыни? Ему также приписывают построение здесь храмов, в частности Васильевской церкви в городе Владимире (современный Владимир-Волынский).
С князем связывают и основание стольного града Волыни — города Владимира, названного в его честь. В действительности же городское поселение здесь существовало еще до рождения будущего властителя Руси. Близ города было упоминавшееся Зимненское городище. Город Владимир можно считать продолжением этого давнего поселения, которое, кстати, находилось близ села Будятичи. Наверное, для князя важно было назвать своим именем главный город Волыни, который он мог знать еще с детства. Стоит также отметить, что Волынь во времена Владимира становится важным регионом Древнерусского государства. Это и один из центров христианизации, и культурный центр, и ворота на Запад.
О волынском происхождении князя свидетельствуют также его военные походы. Став киевским князем, он в 981 г. осуществил первый поход в волынском направлении — завоевал Перемышль и Червенские города. Последние находились на Побужье — рядом с малой родиной Владимира. В 983 г. он воевал против ятвягов, которые жилы на Полесье и часто своими походами докучали Волыни. Военные кампании Владимира против соседей Волыни — белых хорватов, предков галичан — тоже, вероятно, стоит объяснить волынским эпизодом в его жизни. Как видим, князь уделял много внимания присоединению соседних с Волынью территорий, пытаясь сделать безопасным для жизни этот край.
С нашей точки зрения, приведенные летописные свидетельства относительно рождения Владимира, факты его биографии дают основания говорить о волынском происхождении этого выдающегося правителя Киевской Руси. Именно это происхождение и объясняет немало моментов его биографии.