Основоположница украинской дошкольной педагогики, просветительница, выдающаяся общественная и государственная деятельница Украины София Федоровна Русова родилась 18 февраля 1856 года в селе Олешня Репкинского района на Черниговщине. Ее отец по происхождению был шведом (девичья фамилия Софии — Линдфорс), мать — француженка. Первым знакомством с Украиной для Софийки были песни, которые над ее колыбелью пела няня. На всю жизнь запомнится и отмена крепостничества — глаза у крестьян аж светились. Вскоре отец Софии Федор Линдфорс стал мировым посредником, честно защищал права крестьян. Когда Софийке исполнилось 10 лет, умирает мать, семья переезжает в Киев, где девушка заканчивает Фундуклеевскую гимназию.
В историю София Русова вошла как выдающийся украинский педагог, автор концепции национального воспитания. Однако ее педагогические произведения, мемуары и дневник для широкой общественности в Украине стали доступными только в течение последних десяти лет. До признания перед Софией Русовой была «долгая дорога в дюнах». Музыкальный талант помог ей познакомиться с Николаем Лысенко, благодаря деятельности отца — с украинскими патриотами и семьей Старицких. Уже после смерти отца, продолжая его добрые дела, София с сестрой Марией организуют в Киеве детский садик, первый в Украине.
Когда началось наступление на украинство и прозвучало утверждение царского правительства: «Никакого малороссийского языка нет, не было и быть не может», украинская община решила издать полный «Кобзарь» в двух томах, добавив в известные читателям тексты малоизвестные в связи с запретом цензуры. Поручили эту опасную и почетную работу супругам Русовым, которые должны были выехать в Прагу. Только за границей можно было напечатать запрещенную книгу. Профессор Ф. Вовк подготовил рукописи Тараса Шевченко, которые были куплены у братьев поэта. Деньги собрали у состоятельных украинцев. Это дало возможность Русовым определенное время пожить в Праге, вдохновенно работая над изданием полного «Кобзаря», а потом нелегально переправить книгу в Украину.
Когда для Софии Русовой появилась возможность учиться в Петербургской консерватории, она пожертвовала музыкальной карьерой ради служения людям. «Долю свою я вирішила тоді, зреклась мистецтва, взялась за школу. Скільки разів пізніше я каялася в цьому рішенні, коли буденна педагогічна праця мене не задовольняла, скільки разів я залишала її, шукала задоволення в літературній роботі, але для цього мені не вистачало здібностей, а життя знову й знову в різних обставинах кликало мене до цієї самої «педагогіки», — напишет в своих мемуарах Русова.
В связи с ущемлениями со стороны царизма, невозможностью работать ради украинства, Русовы вынуждены были купить кусок земли и поселиться среди крестьян на Черниговщине в Борзенском уезде, недалеко от железнодорожной станции Доч. С тех пор Русовы жили среди простых людей, занимались собственным хозяйством и просветительской деятельностью, сама же София Федоровна часто оказывала крестьянам фельдшерскую помощь, закончив для этого медицинские курсы. Однако работа мужа как специалиста по статистике требовала командировок. К нему и приезжала София Федоровна с детьми. Связь супругов с членами «Народной воли» привела к аресту. За решеткой Русовы оказывались неоднократно, к подпольной работе впоследствии присоединился их сын Михаил, который также не смог избежать заключения. Жила семья в Одессе, Киеве, позже — в Харькове, куда вынужден был по службе переехать Александр Русов. В этом городе София Русова возглавила возрожденное «Общество грамотности». Благодаря финансовой помощи общества, были изданы произведения Софии Русовой «Сестра Катерина», «Странник Григорий Саввич Сковорода», «Братства на Юго-Западной Руси». Не все украинские патриоты приветствовали это общество и лично Софию Русову, видя в ее деятельности русификацию украинцев. Однако София Федоровна была убеждена, что русский язык также может служить украинскому народу, который должен, используя московскую школу, учиться на этом языке, если родной запрещен. Ибо никакие знания не бывают грузом, они снимают пелену с глаз, пробуждают сознание вообще, «вместе с ним и самосознание каждого народа, каждой нации». Как известно, на этих же позициях стоял Михаил Драгоманов и его сторонники. Такие взгляды не разделяли Борис Гринченко и Олена Пчилка, называя Софию Русову москвофилкой, что, в конце концов, не было полезным для украинского дела в те трудные времена.
Для лучшего присмотра за Русовыми царское правительство переместило супругов в Петербург. Это некоторым образом даже способствовало оживлению не только просветительской и издательской деятельности, которой занималась семья патриотов. В 1905 году именно благодаря Софии Русовой состоялся съезд народов Российской империи, где обсуждались вопросы о самостоятельности их национального развития — как культурного, так и экономического. В следующем году София Русова создала и издает «Український буквар», а в 1910 году редактирует первый украинский педагогический журнал «Світло», который выходил до его запрещения (1914 г.). В это же время София Русова по зову сердца отдается педагогике — преподает в Коммерческом институте, читает курс дошкольного воспитания в Фребеливском институте, а впоследствии принимает участие во всемирном съезде представителей прессы в Брюсселе.
После февральской революции 1917 года София Русова переполнена надеждами на развитие украинской национальной педагогики, она член Центральной Рады, в Министерстве образования Украинской народной республики возглавила отделы внешкольного образования и дошкольного воспитания. Украинская патриотка руководит Всеукраинским учительским союзом, а в педагогической деятельности и творчестве сосредоточивает внимание на создании национальной системы обучения и воспитания. «Намагання усіх народів до забезпечення своєї власної державної і культурної незалежності навертають їх до національної школи, бо усім же зрозуміло, наскільки нація, яка пройшла через таку школу, буде дужчою другої нації, яка її не проходила», — утверждала София Русова.
В начале 1919 года София Русова вместе с украинским правительством была эвакуирована в Каменец-Подольский, Министерство образования разместилось в местном университете. В последние годы украинской государственности София Русова плодотворно работает в Красном Кресте, спасает жизнь многим украинским воинам, находящимся в плену. Во времена советской власти патриотка все еще мечтает о национальном развитии педагогики. Софию Русову приглашали работать в Киеве в Институте имени Бориса Гринченко. Однако ее беспокоило то, как изменилась психология коллег за 1919— 1920 годы: «Ми, старі приятелі, були цілком протилежних думок, i не тільки в політичних, а й в моральних правах. Життя виковувало наче два різні типи українців: обидва патріоти, але один вже пристосований до найтяжчих умов життя, навіть до спільної праці з найлютішим ворогом, а другий — ще зі старими традиціями, зі старим морально- політичним кредо, з яким він їде на евакуацію, на еміграцію, аби того кредо не зректись, не робити жодного компромісу з життям». Среди тех «других» вскоре и оказалась София Русова. Вместе с внучкой Олей она пересечет границу. Только с третьей попытки им удастся нелегально перейти Збруч!
В Праге София Русова основывает Украинский пединститут, возглавляет женский Украинский Совет, принимает участие в разных международных женских конгрессах. В 20-тые годы София Русова издает учебники «Теория и практика дошкольного воспитания», «География. Европа. Внеевропейские страны». Одной из главнейших задач для Софии Русовой была пропаганда идеи независимости Украины, поиск в странах Западной Европы ее сторонников. По ее ходатайству из-за границы поступила помощь голодающим детям Украины.
Все, кто говорит о Софии Русовой в эмиграции, вспоминают слова Симона Петлюры, который был утешен, что теперь она может объехать Европу и рассказать об Украине. Но обратите внимание, что в эмиграцию София Федоровна отправилась уже будучи пожилой женщиной. Положение неоднократно было столь невыносимым, что она даже думала о самоубийстве. Однако вера и уверенность, что ради будущего Украины необходимо жить и действовать, побеждали, и София Русова несла свой крест как Великая Украинка. Общественной и педагогической деятельностью занималась до последних дней жизни. Именно ей принадлежит такое простое и «крамольное» — в оккупированной советской властью Украине — открытие о национальном воспитании: «Кохаючи свою національну культуру, дитина поважатиме і другі нації і цікавитиметься їхнiм життям, навчиться шукати і знаходити у вселюдській культурі ті скарби художні, наукові й моральні, які можуть стати їй найріднішими, бо не нав’язані з боку, а органічно прищеплені до її душі».
До конца своих дней София Русова жила в Праге, где умерла 5 февраля 1940 года. Похоронена на Ольшанском кладбище недалеко от могилы известного украинского поэта Александра Олеся. В родном селе Олешня на Черниговщине известную подвижницу помнят земляки. Здесь создан музей, проводятся научно-практические конференции, посвященные годовщинам со дня рождения Просветительницы, Украинки, Педагога.