Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто нами правит?

30 ноября, 2006 - 20:01

«Человек по природе своей существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства — либо недоразвитое в моральном смысле существо, либо сверхчеловек; таких людей и Гомер осуждает, говоря «без рода, без племени, вне законов, без очага». Такого человека можно сравнить с изолированной пешкой на игровой доске» (Аристотель, IV ст. до н. э.).

В свое время ученый грек из древней Стагиры — Аристотель, учитель Александра Македонского, описал все возможные формы государственного управления (монархия, тирания, аристократия, демократия, охлократия), отметив преимущества и недостатки каждой. С того времени мало что изменилось под солнцем — видимо потому, что сущность «кратии» (от греческого «власть») зависит от неизменной человеческой природы, а не от внешних исторических факторов. Это, конечно, не означает, что особенности тех или иных политических укладов не зависят от эпохи, истории государства, от национальных особенностей того или иного народа и др.

Воспользуемся определениями Аристотеля и присмотримся (отнюдь не претендуя на профессиональный анализ) к современному политическому укладу Украины. Не нужно быть специалистом, чтобы догадаться, какой тип власти у нас господствует. Это охлократия, установившаяся с первого дня существования государства Украина. В переводе с греческого «охлократия» означает «власть толпы». Однако эта классическая схема управления в Украине была нарушена — власть здесь захватил не народ, не его выдающиеся представители, а именно толпа так называемых «демагогов» (политиков, которые «зарабатывают» себе популярность за счет лживых обещаний). Они используют переходный период страны ради одного — разбогатеть любой ценой, и именно эта «великая» цель руководит всеми поступками «демагогов», независимо от того, что происходит в стране. Всех их общество хорошо знает — с помощью устройств, называемых в древней Греции «телевизорами». Куда и когда не взгляни — они везде суетятся. А люди, при лучших обстоятельствах формирующие коллективный разум, совесть, культуру страны, отодвинуты не то что в тень, а в кромешную тьму.

Как отличить рядового охлократа от обычного нормального человека? Для этого нужно учитывать определенные стойкие признаки, выдающие его, как говорится, с головой. Ниже подаем перечень характерных видовых черт украинского демагога (он же — охлократ); некоторые его черты совпадают с описанными Аристотелем, остальные — украинского происхождения (приобретение современной цивилизации). Неуважение к ценностям народа, в обществе которого охлократ живет. Это, так сказать, идейный цеховой признак, ради которого истинный охлократ может пожертвовать чем угодно (только не деньгами — это святое!). И чем больше кого-то или что-то ценит народ, тем с большим пылом и последовательностью охлократ пытается это очернить, растоптать, уничтожить. Причинами могут быть такие факторы, как комплекс неполноценности или подсознательное чувство опасности и чужого.

Невежество. Когда охлократ позорит ту или иную уважаемую народом личность или талант, то в большинстве случаев он заслуживает амнистии, потому что, как правило, «не ведает, что творит». Потому что когда человек никогда не слышал, скажем, концерта «Скажи ми, Господи, кончину мою» или пение Борко, то как он может уважать Бортнянского или ни с чем в мире не сравнимую уникальную украинскую мелодику (одно из лучших достижений человечества)? Или оценить уровень исполнения в Национальном театре оперы и балета «Реквиема» Верди? Для охлократов все это лишь «сотрясение воздуха», — у них другие критерии, другие требования к «музону». Святотатство. Эта черта охлократов особенно ярко проявляется в украинском телепространстве в дни всеукраинского траура. Видимо, нет в мире другой страны, где телевиденье с утра до вечера «плясало бы, пело бы и скакало бы» в дни, когда страна поминает погибших земляков — в войнах, в Чернобыльской катастрофе, в Бабьем Яру, и в другие подобные дни. А подумал ли кто-нибудь, какие жестокость и цинизм воспитываются на этих примерах в детях? Но кого это волнует? Для телестудий это немалые рекламные деньги, для заказчиков-охлократов тоже деньги. Все довольны!

«Отсутствие памяти» относительно собственных публичных заявлений и обещаний. Свойство современных демагогов забывать сегодня то, что было публично сказано или обещано ими вчера вечером, нуждается в особом внимании как общества, так и лечебных учреждений. Потому что, возможно, здесь речь идет об анестезии памяти. Но скорее всего, украинские охлократы уверены, что памяти нет у народа, и именно это дает им приятную возможность болтать все, что хотят и когда хотят — самоуверенно и с самоуважением! Но ведь часто речь идет о таких обещаниях, от которых зависит человеческая жизнь?

Равнодушие к кодексу чести связано у наших политиков- охлократов с предыдущим симптомом — с отсутствием памяти. Здесь присутствует то, о чем моя бабушка говорила: «Плюнь ему в глаза, а он говорит — Божья роса!». Человек, непричастный к публичной политической жизни, может лишь разводить руками, слушая «обмен мнениями» политиков из различных партий. Были времена, когда подобные оскорбления и обвинения заканчивались дуэлью; когда от стыда люди совершали самоубийство, шли в монастырь, сбегали от позора за границу и др. Наши же стойкие оловянные политики-солдатики глотают оскорбления и криминальные обвинения едва ли не с аппетитом! Плюнул на кого-то, утерся сам и с победной улыбкой пошел дальше — искать следующего «интеллигентного собеседника».

Отсутствие юмора. С нарисованной выше картинкой могло бы примирить одно: чувство юмора, умение прикрыть поражение шуткой, холодной иронией, а главное, обидно и в то же время вежливо «уничтожить» противника, как это практикуют парламентарии других стран. Но мы до сих пор не дошли, и, судя по менталитету сегодняшних охлократов, еще не скоро и дойдем до таких тонкостей. Но тогда это будут (будут ли?) совсем другие политические деятели, политическая жизнь, а политический уклад будет называться тогда не «охлократией».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ