Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Маски или лица?

27 июля, 2001 - 00:00

Общеизвестны слова Шекспира о том, что все люди — актеры на сцене жизни. Добавим только, что, как в любом театре, эти актеры могут быть талантливыми или бездарными. Одни срастаются со своей — выбранной или вынужденной — маской, на других она сидит криво или вовсе не соответствует роли.

Маски, маски, маски. Вот один наш влиятельный и красноречивый политик. Он часто появляется на экранах ТВ и всегда говорит на удивление правильно. У него очень телегеничное лицо, всегда освещенное благожелательной улыбкой. Как-то довелось мне увидать этого сладкого демократа вне телевизионного экрана. Если бы не знала наверняка, что это именно он, — не узнала бы. Вместо маски, с которой чуть ли не капало лампадное масло, — тщеславное, утомленное презрением к окружающим лицо большого пана. Как тяжело было ему выдерживать общество плебса! (Доживем ли мы когда-нибудь до того, чтобы нами правили люди, маски которых — выражение лица, манера разговаривать — не зависели бы от обстоятельств или собеседника? И не менялись бы до конца спектакля?)

Сегодня на телеэкране мы часто видим не только светских, но и духовных политиков. Все они носят стандартную маску благостного благочестия — тихие кроткие голоса, постоянные ссылки на Святое Писание, моральные установки для нас, грешных. Если бы не знать, какими методами некоторые из этих владык или батюшек защищают интересы своей церкви, или как они штурмуют спорные — но ведь святые — храмы! И какие слова употребляют в пылу баталий! Не слабее тех, которые раздаются в коридорах власти. А как часто приходилось наблюдать мгновенное изменение маски на лице владыки, когда во время благостного разговора с корреспондентом его некстати прерывал служка!

Вспоминается маска весьма образованного и прогрессивного московского журналиста N., заслужившего уважение украинского читателя своими попытками осветить различные аспекты сложных религиозных проблем. А со стороны православных фундаменталистов — шумное осуждение, которое можно считать незаурядным знаком отличия. Однако экзамена под названием «Римский Папа в Украине» маска этого журналиста не выдержала. Уважаемый господин N., что, Бога ради, вы имели в виду, когда писали о том, как «натерпелись киевские православные от католиков»? Именно киевские? О каком времени шла речь? До Переяславской Рады? Хотя, кто знает... Бывают обстоятельства, когда человек вынужден прятать свое лицо за совсем чуждой ему маской.

Иногда кажется, что христианское лицо той или иной церкви — это только парадная богослужебная маска. Приходилось ли нам быть свидетелями того, чтобы в важных делах какая- нибудь православная церковь руководствовалась словами Исуса Христа: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите; и какой мерой меряете, такой отмеряют и вам». Именно такого примера сегодня недостает обществу, политикам, каждому из нас. Вместо этого мы уже который год должны наблюдать «космические религиозные войны» без перемирия и пощады. (Недавно пригласили на переговоры в Цюрих «неканонических» епископов, так должны были перед всеми и каждым извиняться за этот христианский акт.) Что поделаешь — какое общество, такая и церковь. (Обратное также верно.)

Или взять другие слова Святого Евангелия: «И когда приветствуете только братьев ваших, то что же особенного делаете? Разве и язычники не так делают?» Вспомним, как недавно «приветствовали» верующие УПЦ одного высокого гостя. Римскому Папе и Католической церкви это не причинило особого вреда. А сколько душ православных было искалечено бессмысленным антагонизмом, сколько нормальных человеческих лиц изуродовано масками ненависти. (Дошло до того, что в ящики для пожертвований в католических храмах эти, извините, христиане бросали записки с неприличными словами и угрозами.)

Обратили ли вы внимание на тот феномен, что подобная злобная и фанатичная публичная позиция («многошумная и широковещательная», как говорил когда-то царь Иван Грозный) сегодня свойственна только одной конфессии Украины — православной? (Простите, — еще Великое Белое Братство ненавидит всех вокруг . ) Другие церкви, у которых, разумеется, также имеются свои внутренние и внешние проблемы, уже давно знают, чего нельзя делать, чего нельзя говорить вслух в ХХI веке. И только доминирующие в стране православные — из всех христиан — все еще живут в средневековье и азартно охотятся на ведьм всех мастей, сначала создавая их собственными руками.

Может создаться впечатление, что автор выступает против общественных масок. Это не совсем так. Часто бывает, что чувства или инстинкты личности расходятся с ее разумом. Тогда, хочешь не хочешь, приходится надевать маску. Я очень уважаю тех людей, которые при всех обстоятельствах успевают вовремя сменить импульсивно-агрессивное обвинение на цивилизованно-христианское: «Извините, пожалуйста!»

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ