В апреле 2009 года вновь разгорелись страсти вокруг церкви Спаса на Берестове, которая, согласно решению Киевского городского совета, переходит в пользование Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Автор убежден, что решение это поспешное и его не следует претворять в жизнь до выяснения некоторых исторических загадок, напрямую связанных со становлением государственности Украины и России. Огромный вклад в государственное строительство внес гетман Украины Иван Степанович Мазепа. И роль легендарного гетмана Украины ничуть не меньше вклада киевского князя Юрия Долгорукого, основавшего Москву. До сего дня Спас на Берестове не открыл своих тайн, и сенсационные находки 1989 года по-прежнему ждут непредвзятых исследователей.
ПЕТРОВСКИЕ СКАЗКИ
По официальной версии, гетман Иван Мазепа умер в ночь с 21 на 22 сентября 1709 года (следует отметить, что у историков нет единого мнения в отношении даты смерти Мазепы) и был похоронен недалеко от молдавского села Варница. В дальнейшем место погребения тела несколько раз переносилось. Решение перезахоронить тело в столице Молдовы —городе Яссы также было пересмотрено из-за опасения выдачи праха господарем Молдовы Кантемиром Петру I. Окончательным местом упокоения И.С. Мазепы стал монастырь св. Георгия на берегу Дуная в городе Галац. Но и тут прах не сохранился, так как якобы могила была разграблена турецкими войсками. В результате честные историки констатируют с горечью, что «до сьогодні могила гетьмана не збереглася». (Ольга Ковалевская, Киев, 2008.). Однако патриоты, вопреки фактам, поторопились перенести «святі останки гетьмана Мазепи в Україну» ,в город Батурин (Микола Шудря. «Лицарі булави». Київ. 2009.). Писатель Богдан Сушинский, инициатор переноса невыявленных останков гетмана Мазепы в Украину, считает, что справки, выданной в мэрии города Галаца, достаточно для идентификации праха великого гетмана и что антропологическим и генетическим исследованием можно пренебречь.
Петровские идеологи злонамеренно прикрепили к личности Ивана Степановича Мазепы ярлык Иуды и труса. Объективный читатель, я надеюсь, понимает, что серебро, золото и другие ценности в руках гетмана Украины были только средством для достижения благосклонности сильных мира сего. Он подкупал российского царя, шведского и польского королей, щедро осыпая их серебром, а стратегическая цель оставалась неизменной — строительство Украинского государства. Задача гетмана облегчалась тем, что база независимости — Печерская лавра, многочисленные церкви и монастыри Украины, казачество были умело им сохранены и продолжали борьбу с российской имперской политикой. Автор убежден, что не стоит украинским историкам пересказывать петровские сказки о бегстве Мазепы с поля Полтавской битвы. Ему высочайшему стратегу и тактику, исход битвы был ясен еще до ее начала. Гениальный гетман с целью ослабления противников столкнул лбами две враждебные Украине военные силы под Полтавой, чтобы не допустить разрушения Киева и Печерского монастыря.
ЛЕГЕНДА
Сам же Мазепа при поддержке митрополита киевского Иосафа Кроковского (1707—1718) возглавил борьбу за независимость украинской православной церкви. Вместе с киевским митрополитом, который неоднократно виделся с гетманом в Борзне, они создали легенду о тяжелой болезни Ивана Степановича и разработали ложный сценарий о будущем «бегстве» в Молдавию. Эта легенда, перекочевавшая из советских учебников в украинские и российские, безнадежно устарела и не выдерживает объективной критики. Поверившие в легенду исследователи, как мне кажется, недостаточно обращают внимание на высшее иезуитское образование украинского гетмана. Оно позволило ему переиграть российского царя в связи с возможным раскрытием тайных договоренностей со шведским королем Карлом XII и безопасно укрыться в Киево-Печерской лавре — идеологическом центре освободительной борьбы против российского самодержавия. За год до Полтавского сражения гетман приказал своим полковникам зарыть в землю все свои сокровища и готовиться к подпольной борьбе. Очевидно, что о своем будущем, семейном серебре и золоте позаботился ранее других. В 1707 г. он приезжал в Киев и давал последние распоряжения, выполняя волю своей девяностолетней умирающей матери. Биограф Зоя Хижняк в статье: «Мати гетьмана Марія Магдаліна Мазепіна» пишет:
«Історики наводять кілька доказів на користь того, що Марія Магдалена була утаємничена в політичні дії гетьмана. Так, на прохання Мазепи вона розслідувала справу з підкинутим листом-пасквілем на гетьмана в Києві, а коли 1707 р. виникла в гетьмана потреба передати таємні листи Андрію Войнаровському до Варшави, він завірив Пилипа Орлика, що найкраще зробить це його мати. Характерно, що Марія Магдалена цих листів не відіслала. Перед смертю передала їх своїй онуці, черниці Марті, щоби та по її смерті віддала їх гетьману. Померла Марія Магдалена восени 1707 р. у Вознесенському монастирі. В останні дні її життя біля неї був син Іван Мазепа, який мешкав у Києві з жовтня до 27 листопада. У листі до московського канцлера Федора Головкіна гетьман писав: «Госпожа мати моя вельми болєзнуєт і до кончини життя свого приближається». Інших даних про останні дні життя Марії Магдалени поки що не виявлено. Дослідники, грунтуючись на наведених рядках із листа гетьмана, пишуть, що саме тоді Марія Магдалена померла. Далі йдуть інші припущення: як ігуменя Вознесенського монастиря вона мала бути похована біля його головної Вознесенської церкви».
Конечно, Зоя Хижняк не сообщает о месте укрытия семейных сокровищ Мазепы, но тайное место, где добывали и переплавляли серебряную руду для чеканки серебряной монеты на Сечи, принадлежало Вознесенскому монастырю, к которому непосредственное отношение имела мать гетмана.
Мать Ивана Мазепы с 1686 года была игуменьей Киево-Печерского Вознесенского монастыря, которому принадлежали лес и серебряные копи в двадцати верстах от города. Эти копи были известны под названием Срібний кіл. «Кил» в переводе с латышского языка означает — чеканка монеты. Место это существует и сейчас между станциями метро «Осокорки» и «Позняки» в Киеве. Сохранилось и название улицы Срібнокільська, и озеро Срібний кіл. Правда, улицу не узнать из-за новостроек. На месте копей сейчас находятся каскад озер и редкие деревья.
КОСТИ ВОПИЮТ, А УЧЕНЫЕ МОЛЧАТ
После поражения шведов под Полтавой и «измены» украинского гетмана неконтролируемый гнев российского самодержца был направлен на Киев и монашество. По указу Петра монастыри обложили непосильными налогами, а монахам строго возбранялось держать в кельях письменные принадлежности и писать. Вознесенский Печерский монастырь и вовсе был разорен и ликвидирован. По словам очевидца того времени , Киев в 1710 году «пуст остался, яко выгнано всех обитателей из Киева и страствоваху от града в град, един другаго чуждаючися —отец детей, дети отца, и мнозех трупы поядаху звери и птицы, псы и свиния. Церкви божественныя опустеша, також и монастыри, и не было ни жертвы, ни приношения, и такое было время, яко ни купити, ни продати, ибо города сталися позапираны, жители изгнаны, и вся яже кто имяще, оставляше и бегаше по пустынях и полях».
Логично предположить, что многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи, ее дочери и знаменитого сына от гнева потерявшего голову Петра. Они перезахоронили тела возле старинной церкви Спаса на Берестове в саркофагах из розового овручского камня. В 1989 году археологическая экспедиция под руководством Виктора Харламова, занимавшаяся поисками могилы основателя Москвы Юрия Долгорукого, нашла эти захоронения с возможным прахом И.С. Мазепы, его матери Марии Магдалены Мазепиной, захороненной по монашескому чину, и его сестры. Харламов безуспешно старался выдать найденные останки за сестру Юрия Долгорукого, а вторые останки — за останки самого основателя Москвы. Во втором каменном саркофаге находился хорошо сохранившийся скелет мужчины, рост которого не превышал 157 сантиметров. Киевские антропологи на базе рабочей группы палеонтологии Центра анатомии Медицинского факультета Геттингенского университета Германии провели рентгенодиагностику костей из саркофага и эндоскопические исследования. Результаты оказались следующими: скелет принадлежит человеку 60—70 лет, низкого роста, грузного телосложения, с большими — широкими и длинными ладонями, страдавшему остеохондрозом и хроническим плекситом (заболевание нервных сплетений). Думаю, читатель наслышан о старческих недугах славного гетмана Украины Мазепы, так что вывод напрашивается сам собой: археологи наткнулись на семейное перезахоронение семьи Мазепы: И.С. Мазепы, его матери и сестры Александры (Олеси), умершей в 1695 году и перезахороненной вместе с матерью и братом.
Хотелось бы надеяться, что правительства Украины и России ответственно подойдут к совместному историческому наследию, каковым является Спас на Берестове, выделят достаточно средств для проведения необходимых исследований и определят, чей же прах покоится на земле Украины: основателя Москвы или героя борьбы за независимость Украинской державы.
БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Путаница с датами смерти гетмана и отсутствие его праха подтверждают упорно живущую легенду о том, что гетман не умер, а инсценировал свою смерть, умело направляя хищных преследователей по ложному следу. Сам же Иван Степанович добрался инкогнито до Киевской лавры и под прикрытием своего союзника киевского митрополита Иосафа Кроковского принял иночество, затем схиму и окончил свои дни в покаянии. Украинские историки данной версией не занимались, и она ждет своих исследователей. В 1718 году Кроковский был вызван в Петербург по делу об измене, заточен в тверской Архангельский монастырь, где при загадочных обстоятельствах скончался 1 июля 1718 года.
ВЕРХОВНЫЙ ПАСТЫРЬ
После известного указа Петра Великого об уничтожении звания патриарха Православной церкви 1721 года и упразднении православной патриархии, российский царь стал называться «верховным пастырем». Верховный пастырь учредил в 1722 г. при Святейшем Синоде должность обер-прокурора, назначаемого из светских лиц. Теперь светское лицо стало руководить церковными делами украинской православной церкви, и она попала под жесткий постоянный имперский государственный контроль. Обоснованием петровских церковных реформ было недоверие к патриарху, митрополитам православной церкви, а также боязнь заговоров: «От соборного правления нельзя опасаться отечеству мятежей и смущения, какие происходят от единого правителя духовного, ибо простой народ не ведает, как различается власть духовная от самодержавной...» — писалось в первой части Регламента собора пастырей Церкви Русской.
Как видим, борьба на религиозном идеологическом поприще была не менее ожесточенной, чем на полях сражений. В данном контексте становится понятным уничтожение Петром I Вознесенского монастыря в 1710 году и строительство на его месте в Печерской лавре «Пушечного дома», а также опустошительный пожар 1718 года, уничтоживший все деревянные сооружения Печерского монастыря, бесценные сокровища искусства и документацию. Таким образом, печерская братия, на мой взгляд, сохранила для истории Украины останки семьи славного гетмана Украины, мудро перезахоронив их у церкви Спаса на Берестове.
Совершенно логично, что уже в наше время, в независимой Украине, улице Январского восстания дали новое имя Ивана Мазепы. Возмущает другое: строительство «Мистецького арсеналу» на заповедной территории Вознесенского храма и древнего города Аскольда, полное пренебрежение к сохранности церкви Спаса на Берестове и найденным захоронениям.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Материал, с которым ознакомился читатель, во многом противоречит «каноническим», общепринятым представлениям о последних месяцах жизни Ивана Мазепы. Очевидно, тут есть немало оснований для полемики, дискуссий, немало спорного (документальная база и источники, на которых основывается версия автора — будем считать его точку зрения версией, — требуют еще солидного уточнения и укрепления). И все же в статье Михаила Волгина имеется один «позитив» — она дает простор для столкновения разных точек зрения специалистов по Мазепе. Этим она и интересна для читателя.