Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Між царями й судіями»...

«Знаковые» фигуры истории Украины и России глазами Тараса Шевченко
4 января, 2002 - 00:00


Мій любий краю неповинний!
За що тебе господь кара,
Карає тяжко? За Богдана,
Та за скаженого Петра,
Та за панів отих поганих
До краю нищить...

Т. Шевченко

Если представить себе всемирную историю в виде колоссальной мозаики, то быстро бросается в глаза, что есть на этой мозаике фигуры особенные, символические, фигуры-«мифологемы», точное знание о которых заметно уступает специфическому «представлению», «ощущению». В данном случае мы имеем дело не с системой фактов, а с «системой» масок, исторических клише, которые со сменой поколений все больше заслоняют в восприятии народа реальных персонажей прошлого с их часто непривлекательными, мягко говоря, делами и чертами характера. Еще в большей степени сказанное касается тех «творцов истории», которые с огромной силой повлияли на многовековые пути развития нескольких народов, ибо здесь речь идет уже о вопросе национальной чести, свободы и самоуважения. «Священные» стереотипы, «неприкосновенные» маски охраняются в этом случае еще и авторитетом государства. И нужно иметь отвагу и творческий размах гения, чтобы прозреть правду веков и явить эту правду людям. Таким был Тарас Шевченко.

«Знаковые», «навечно возведенные» на пьедестал веков фигуры в русской и украинской истории в эпоху Шевченко уже полностью определились и были канонизированы — это, конечно, Петр I, Екатерина II, в известной степени Богдан Хмельницкий. Трудно было представить другой образ Петра, чем в пушкинской «Полтаве» (1828 г.): «Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры, Он прекрасен, Он весь как божия гроза», Или: «И горд, и ясен, И славы полон взор его!». И даже гениальный пушкинский «Медный всадник» с его беспощадным противопоставлением величественного властителя-государственника и беззащитного, «маленького» человека все-таки оставался в рамках этой традиции: Петр грандиозен.


А теперь, читатель, попробуем оценить величие творческого подвига Шевченко, который чуть ли не впервые (начиная с поэмы «Сон», 1844) подошел к созданию образа императора-деспота, вооружившись в первую очередь чувствами сарказма, иронии и отвращения. Перечитайте еще раз хрестоматийные строки о памятнике Петру (тот же «Медный всадник») в восприятии Кобзаря; они хорошо известны, но нам кажется, что настоящему патриоту Украины не мешало бы вновь освежить их в памяти: «Аж кінь летить, копитами Скелю розбиває! А на коні сидить охляп, У свиті — не свиті, І без шапки. Якимсь листом Голова повита. Кінь басує, от-от річку, От... от... перескочить. А він руку простягає, Мов світ увесь хоче Загарбати. Хто ж це такий?». И поэт читает знаменитую надпись, которую повелела выбить Екатерина II в 1783 г. на памятнике работы Этьена Фальконе: «Первому — вторая».

И до сих пор читателя поражает реакция Шевченко, то, с какой холодной, продуманной ненавистью он комментирует «славные» дела обоих коронованных деспотов (хоть Екатерина II строила из себя «просвещенную»): «Це той Первий, що розпинав Нашу Україну, А Вторая доконала Вдову сиротину. Кати! Кати! людоїди! Наїлись обоє, Накралися; а що взяли На той світ з собою?» (Этот великий шевченковский вопрос — из разряда самых «простых» и вечных...)

Более того, во многом похоже отношение Кобзаря и к основанной Петром прекрасной и ужасной столице империи. Тот же Пушкин относился к Петербургу (а этот город — тоже воистину «знаковый» в истории Украины и России!) неоднозначно: с одной стороны, «Люблю тебя, Петра творенье!», но ведь есть и другие строки: «Город пышный, город бедный, Дух неволи , стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит...» А вот незабываемые петербуржские образы Шевченко, сравним: «У долині, мов у ямі, На багнищі город мріє, Над ним хмарою чорніє Туман тяжкий... » (Не тот ли самый «дух неволи», который так ненавидел гений Шевченко? — И. С. ).

«То город безкраїй, Чи то турецький, чи то німецький, А може, те, що й московський...» «Дивуюсь, Мов несамовитий! Як то воно зробилося З калюжі такої Таке диво ...отут крові Пролито людської — І без ножа».


«Удивление» Кобзаря может показаться сначала «наивным», «детским», но вспомним: это изумление гения, человека высокоморального, который всю жизнь помнил вечные, непреклонные заповеди Божьи: проливать кровь, истязать людей нельзя ни при каких обстоятельствах, Господь не простит, не спасут никакие ссылки на «государственнические» усилия. «Не зовіте преподобним Лютого Нерона» — эти слова Шевченко с намеком на Николая I могут быть с не меньшими основаниями адресованы и Петру, и Екатерине. Ибо, например, у казаков к императору свой страшный счет: «Ти нас з України Загнав, голих і голодних, У сніг на чужину Та й порізав: а з шкур наших Собі багряницю Пошив жилами твердими І заклав столицю В новій рясі...» Вот почему в мистерии Шевченко «Великий льох» вечная кара наложена даже на маленькую девочку — ибо она «Цареві московському коня напоїла», и это после ужасной резни, которую устроило войско Петра в гетманской столице Батурине. И вот почему так же тяжко карается в том же «Великому льоху» другая девочка, которая только улыбнулась царице Екатерине Второй, а не знала, что «тая цариця — Лютий ворог України, Голодна вовчиця!».

Важно подчеркнуть: во всех приведенных строках Шевченко нет и следа ненависти к России, ее народу и культуре. Не будем снова напоминать известные еще со школы факты дружбы и сердечной благодарности Шевченко тем россиянам, которые помогли выкупить его из крепостничества и вызволить из ссылки (Брюллов, Венецианов, Федор Толстой и его жена...) Речь идет о том «духе неволи», для уничтожения которого безоружный поэт «сделал больше, чем сорок победоносных армий» (И.Франко). Тот «дух неволи» поэт видел и в поступках некоторых культовых личностей украинской истории, в частности, Богдана Хмельницкого.


Проблема отношения Кобзаря к знаменитому гетману замалчивалась (причем очень старательно!) в советском литературоведении. Печатались резкие, даже беспощадно грубые стихотворения Шевченко (например, «Якби-то ти, Богдане п’яний»; хотя, в 80-е годы ХХ в. это произведение «как-то» не попадало в канонические издания «Кобзаря»...) А объяснения давались такие: это была одна из форм критики поэтом существующего строя в целом... И все-таки остается вопрос: чем вызваны исступленные строки: «Ой, Богдане, Богданочку! Якби була знала, У колисці б задушила, Під серцем приспала» (и это ведь в стихотворении «Розрита могила» говорит не кто-то там, а сама Украина!) Для объяснения можно писать сотни томов историко- филологических исследований, а вкратце попробуем ответить так: по мнению Шевченко, Хмельницкий виноват в том, что, во- первых, был недальновидным политиком, который поверил московскому царю и присягнул ему. А, во-вторых, был эгоистом, который заботился преимущественно о собственных интересах и благосостоянии приближенной казацкой старшины. Но не все так просто: нельзя пройти и мимо высоких оценок деятельности Хмельницкого, данных Шевченко в «Дневнике» («Гениальный бунтовщик»).

И наконец, Иван Мазепа — еще одна «знаковая» фигура в нашей многострадальной истории. Этой темы Шевченко касается продуманно, очень осторожно, не позволяя себе никаких эмоциональных всплесков (и не потому, разумеется, что боялся обвинений в «мазепинстве» с понятными политическими последствиями — судьба поэта является лучшим доказательством его мужества, — а трудно было, по- видимому, преодолеть существующие стереотипы). И все же показательно: если взять те произведения, где Тарас Григорьевич хотя бы косвенно выводит Мазепу на сцену (например, «Іржавець», «Чернець», где главное действующее лицо — фастовский полковник Семен Палий), то сложно найти там слова осуждения или проклятия в адрес старого гетмана. Есть только слова сожаления: вот если бы все «одностайне стали Та з фастовським полковником Гетьмана єднали»... А вот прилуцкий полковник Гнат Галаган, который первым предал Мазепу и перешел на сторону Петра, однозначно назван в «Іржавці» «поганим»...

81-й «Псалом Давидов» в обработке Шевченко начинается так: «Між царями й судіями На раді великій Став земних владик судити Небесний владика...» Судить за «стяжания», за «невинную кровь» «людей убогих». Несравненное величие Шевченко в том, что он сам взял на себя (своим словом и своим творчеством) эту миссию Божьего Судии неправедных владык. Потому и стал для нас навечно Отцом украинской нации.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ