Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Младший сын Богдана

Юрий Хмельницкий «прятался» от кровавых междоусобиц эпохи Руины в Ирдынском монастыре под Смелой
8 апреля, 1996 - 19:38
НАЙДЕНЫЙ В ПОДЗЕМЕЛЬЯХ ИРДЫНСКИХ ПЕЩЕР ПРЕСТОЛЬНЫЙ КРЕСТ ВРЕМЕН ЮРИЯ ХМЕЛЬНИЦКОГО

Несчастливый младший сын великого Богдана прошел тернистый путь от казацкого гетмана и архимандрита православного монастыря к изменнику отцовских идеалов и врагу украинского народа. Родную Черкасщину Юрий Хмельниченко буквально залил кровью во время двух «чигиринских походов» турецкой армии. В конце концов, никому не нужный и проклятый современниками, он был казнен самими турками за нечеловеческую жестокость к своим подданным.

ЗАГАДКА ИРДЫНСКИХ ПЕЩЕР

Известный на Смелянщине краевед и пропагандист зеленого туризма Сергей Тимофиев как-то вместе со своими друзьями случайно натолкнулся на остатки Ирдынского монастыря во время одного из туристических походов. Они осторожно исследовали подземный тоннель, а позже провели раскопки.

— Почти полностью заваленный вход, перед которым возвышалась огромная куча мусора, а дальше заросли из деревьев и кустов, — вспоминает Сергей Петрович, который сегодня возглавляет центр туризма и краеведения Смилянской райгосадминистрации. — Любопытство победило, и мы, вооружившись спичками и карманными фонариками, отправились на «экскурсию» по лабиринтам пещеры. Преодолев путь в несколько метров, по глыбам обваленной глины и переплетению паутины, мгновенно остановились пораженные. В холодной темноте пещеры огонек фонаря осветил келью, на стенах которой висели иконы, в пещере — остатки от обгоревших свечей. Рядом лежал букет из свежих цветов. Все это напоминало действующую церковь. Мы были озадачены — что значит эта церковь, кто ее обустроил, какая связь может быть между пещерами ХVІI века и нашим временем?

Там, под землей в монастырских кельях, есть какая-то удивительная энергетика, которая осталась нам в наследство от многих поколений монахов, признается пан Сергей.

Кстати, первым среди научных работников обстоятельно исследовал территорию монастыря (а это почти 15 гектаров) граф Алексей Александрович Бобринский еще в конце позапрошлого века. Составленная им схема подземных ходов свидетельствует о том, что они протягивались на сотни метров. Однако дойти до конца и выяснить, куда вели прорытые монахами тоннели, не удалось ни графу, ни современным краеведам — на пути этому стали многочисленные завалы.

Во время раскопок археологи нашли в подземельях два престольных креста, псалтырь 1900 года, несколько ценных икон, среди которых, — новгородского письма, утверждает Сергей Тимофиев.

Сегодня продолжается реставрация пещер Ирдынского Виноградского Успенского монастыря с помощью всех небезразличных верующих и содействия работников отдела культуры и туризма Смилянской райгосадминистрации.

МОНАСТЫРЬ, ЛЕПРОЗОРИЙ, ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА

— Сама природа создала здесь необычное место, — убежден Сергей Тимофиев. — Представьте себе — среди древнего леса раскинулась огромная впадина, а посреди нее расположен холм, такой себе купол. Вроде бы громадная чаша, внутри которой на возвышении появились три церкви — Троицкая, Успенская и Николаевская. Они достояли до 20-х годов прошлого века, когда их разрушила Советская власть. А первое упоминание об этом монастыре датировано еще 1625 годом.

Монахи монастыря занимались натуральным хозяйством — земледелием, садоводством, скотоводством, пчеловодством, а также торговлей. Кстати, одно из названий монастыря — Виноградский — происходит от того, что местные монахи выращивали виноград разных сортов. В 1909 году здесь даже был построен небольшой кирпичный завод, хотя современные археологические находки дают основания утверждать, что кирпич собственными силами здесь изготовляли еще в ХVІІІ веке.

Последний, самый трагичный период существования монастыря приходится на советские времена. В 20-е годы ХХ века монастырь несколько раз грабили. Официально его закрыли 7 августа 1923 года, но еще в 1924 году там жили десять монахов. А в 1927 году монастырь отдали под лепрозорий. Во время Великой Отечественной войны все его здания были разрушены. В наше время, на территории прежнего монастыря расположен филиал областной психиатрической больницы.

ОН СЛУЖИЛ ГОСПОДУ ПОД СМЕЛОЙ

— Юрий Хмельницкий действительно был монахом Ирдинского монастыря под Смелой, — рассказывает Сергей Тимофиев. — После смерти своего славного отца он не смог удержать гетманскую власть, а потому на казацком совете в Корсуне передал булаву своему шурину Павлу Тетере. Это случилось в 1662 году.

Ища одиночества и душевного покоя, Хмельниченко решил посвятить себя Богу. Он постригся в монахи Ирдинского Виноградского Успенского монастыря под именем Гедеона, дослужился до чина архимандрита. Но потом опять начал бороться за власть. И в этом Юрию помогли турки.

Османская империя пыталась захватить южные и центральные районы Украины, а потому и использовала младшего сына старого гетмана и славное имя Хмельницких, чтобы заручиться поддержкой значительной части казачества и посполитых, считает пан Сергей.

— Турки похитили Юрия Хмельниченко из монастыря и отвезли в Стамбул. Вместе с турецкой армией он появился в Украине и начал претендовать на гетманскую булаву. В планах Юрия было получить независимость родной земли и от Москвы, и от Польши при военной помощи турков. Но это ему так и не удалось. Поскольку Хмельниченко пришел в Украину с исконными врагами веры Христовой, подавляющее большинство населения не поддержало его. Он начал издеваться над соотечественниками и соратниками и, в конце концов, трагически закончил свою жизнь — гетманенка казнили сами турки, — грустно констатирует Сергей Петрович.

РАЗОРИЛ ЧЕРКАСЩИНУ, ОПИРАЯСЬ НА ЯТАГАНЫ ЯНЫЧАР

История безжалостно расставляет все по своим местам. Особенно это видно на примере бурной жизни младшего сына Богдана Хмельницкого.

В начале 1663 года в Чигирине собрался генеральный совет, который избрал гетманом Павла Тетерю. Кое-кто на совете предлагал оставить гетманом Юрия Хмельницкого, но большинство казацкой старшины недвусмысленно высказалось против этого: «Пусть идет к черту, если с нами не хочет жить, а испугавшись, клобуком покрывает голову. Мы найдем такого, что сам будет держать наши вольности».

Однако Юрий вновь появился на политической арене. Когда польский король Ян-Казимир отправился в поход на Левобережную Украину, то в Белой Церкви его вместе с гетманом Павлом Тетерей, казацкими старшинами и духовенством встречал и Хмельницкий. Именно он, «уже как архимандрит», приветствовал короля специально написанной речью.

Поход Яна-Казимира и Тетери на Сиверщину провалился. На Правобережной Украине вспыхнули новые восстания, которые Тетеря жестоко подавил, одновременно расправившись с реальными или потенциальными конкурентами в борьбе за гетманскую булаву. В этом ему помогли поляки, расстреляв Ивана Богуна и Ивана Выговского. Тогда же арестовали и Юрия Хмельницкого.

Его взяли в Городище, когда он возвращался в монастырь от своей сестры. Бывшего гетмана отослали сначала во Львов, а оттуда, согласно королевскому приказу — в крепость Мальборк в Пруссии. Здесь он просидел в заключении вплоть до подписания Андрусивского перемирия Польши с Россией в 1667 году. Тогда Юрия перевели в королевский двор в Варшаве, но оттуда он вскоре сбежал. И уже в конце 1667 года Хмельницкий опять появился в родном Чигирине, где был гетманом Петр Дорошенко.

В кровавом водовороте междоусобной борьбы за гетманскую булаву между Дорошенко и Михаилом Ханенко бывший монах под Уманью попал в плен к белгородским татарам. По требованию султана Мухаммеда IV Юрия Хмельницкого привезли в Стамбул и посадили в крепость Едикуле. Почти десять лет пробыл в заключении несчастливый сын великого Богдана.

Лишь после отречения Дорошенко от гетманской булавы правительство Оттоманской Порты освободило своего пленника, провозгласив его гетманом и приказало выступить с турецкими войсками на Украину. Как свидетельствовала турецкая хроника Рашид-Эфенди, Юрий Хмельницкий «был приглашен к великому визирю, одетый в бархатный колпак и шубу, подшитую соболями». Кроме того, ему были вручены булава, бунчук, хоругви, бубен, печать и письменная привилегия от султана на право владения правобережной частью Украины. Интересно, что свои документы Юрий Хмельницкий подписывал так: «Юрий Гедеон Венжик Хмельницкий, князь Украины».

В июне 1677 года он с небольшим отрядом сторонников в составе многотысячной турецкой армии Ибрагим-паши вступил на украинскую землю. В начале августа турки стали лагерем под стенами Чигирина, но после многодневной осады и штурма отступили от города. Удачнее для Османской империи был второй чигиринский поход (июнь-август 1678 года). Когда, после многодневного штурма, сожгли Чигирин, визир Кара-Мустафа отправил Хмельницкого завоевывать другие районы Правобережья.

В своих универсалах к жителям Канева и Черкасс «руський князь» приказывал повиноваться ему, а также обвинял в опустошении правобережных земель московские войска. Реальность своей власти Юрий Хмельницкий продемонстрировал в Каневе, уничтожив с помощью турков непокорный город. Это произвело гнетущее впечатление на людей, а потому вскоре захватчикам сдались Черкассы, Корсунь, Мошны и Жаботин.

В течение 1680 года Хмельницкий находился в разрушенном Чигирине, потом перебрался в Немиров. Там непутевый потомок великого гетмана, как называют Юрия некоторые историки, встретил тяжелую ненависть подольского населения. Хмельницкий все чаще искал забвения в вине и разгульной жизни. Болезненно подозрительный и жестокий, он начал расправляться даже со своими ближайшими сподвижниками. От обдирательства Юрия страдали практически все слои населения.

На Хмельницкого посыпались жалобы, что обеспокоило турецкую администрацию в Украине, которая вовсе не желала вспышки нового восстания. Поводом для устранения Хмельницкого с политической арены стала история с еврейским купцом Оруном, который вел грязные дела, — скупал украинских девушек для гаремов султана и паши, а затем их выгодно продавал. Когда Юрий узнал, что сын Оруна женился, не оплатив обусловленного перед этим налога, то послал янычар для расправы. Орун успел убежать, но янычарам удалось схватить его жену. Ее Хмельницкий и приказал замучить.

В результате жалобы Оруна каменецкому паше, а затем и самому султану в начале июня 1681 года Юрия Хмельницкого отозвали в Турцию. Говорят, что по пути в Стамбул он был казнен. По одним данным, его задушили на Турецком мосту в Каменце-Подольском, по другим — казнили в Стамбуле.

Анатолий КОТОВ, журналист, Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ