Феномен государства занимал умы людей, начиная с глубокой древности. Так Аристотель (IV ст. до н.э.) считал, что человек по своей природе — политическое животное и что счастливой жизни можно достичь лишь вместе с другими людьми в ходе совместной, взаимодополняющей деятельности, направленной на общее благо. Ниже приводятся высказывания о государстве мудрецов различных народов и времен (от VI ст. до нашей эры и до настоящего времени).
Аристотель: «По своей природе все люди стремятся к объединению в государстве. Тот, кто первый устроил государство, сделал для людей большое благо».
Конфуций: «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот».
Конфуций: «В стране, где есть порядок, будь смел в действиях и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».
Конфуций: «Не делай соседу того, чего себе не пожелаешь».
Аристотель: «Тот, кто не стремится жить в государстве, — зверь или божество. Человек по природе — существо политическое».
Аристотель: «Справедливость является величайшей из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда».
Аристотель: «За отсутствием в обществе средних граждан неимущие люди подавляют своей многочисленностью, и государство быстро идет к гибели».
Ривароль: «В государстве следует четко различать арифметическое большинство и большинство политическое».
Монтень: «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое».
Милль: «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей».
Плутарх: «Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором не обиженные граждане преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Вольтер: «Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях».
Макиавелли: «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью».
Ларошфуко: «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном».
Современный мудрец: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан».
Конфуций: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести».
Гете: «Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, подобен полководцу без армии».
Рестон: «Государственный корабль — единственный, который дает течь на самом верху».
Берне: «Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею».
Вольтер: «Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия».
Тацит: «Чем сильнее падение государства, тем больше у него законов».
Лао-Цзы: «Когда в государстве смута — возникают «верноподданные».
Бердяев: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».
Наполеон Бонапарт: «В сущности, название и образ правления не имеют никакого значения: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо».
Станислав Ежи Лец: «Каким должно быть богатым государство, чтобы позволить себе из половины населения сформировать полицию, а другую половину содержать в тюрьмах!»
Станислав Ежи Лец: «Подозреваю, что иные правители с удовольствием отрубили бы подданным руки, если бы не нуждались в рукоплесканиях».
Вольтер: «Равенство граждан есть вещь самая естественная, и в то же время это — химера».
Турецкая поговорка: «Пусть улыбка монарха не опьяняет тебя: изо рта его проглядывают львиные зубы».
Народная мудрость соседа: «Любовь к родине не знает чужих границ».
Бальзак: «Отдельная личность не обязана быть мудрее целой нации».
Брехт: «Несчастной есть та страна, которая нуждается в героях».
Брехт: «Государственные перевороты совершаются в тупиках».
Вольтер: «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен».
Бокль: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен».
Байрон: «Тысячи лет бывает не достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах».
Байрон: «Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать; им легче управлять, но невозможно поработить».
Вашингтон: «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму».
Линкольн: «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ».
Гюго: «Короли уходят, а народы остаются».
Платон: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же — то, что полезно для существующей власти».
Ривароль: «Бывают времена, когда правительство теряет доверие народа, но я не знаю времени, когда оно могло бы доверять ему».
Ключевский: «Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшими своими свойствами».
Рейналь: «В конце концов, народы бывают именно такими, какими сделало их правительство».