Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мудрецы о государстве

10 августа, 2006 - 18:13

Феномен государства занимал умы людей, начиная с глубокой древности. Так Аристотель (IV ст. до н.э.) считал, что человек по своей природе — политическое животное и что счастливой жизни можно достичь лишь вместе с другими людьми в ходе совместной, взаимодополняющей деятельности, направленной на общее благо. Ниже приводятся высказывания о государстве мудрецов различных народов и времен (от VI ст. до нашей эры и до настоящего времени).

Аристотель: «По своей природе все люди стремятся к объединению в государстве. Тот, кто первый устроил государство, сделал для людей большое благо».

Конфуций: «Благородный муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот».

Конфуций: «В стране, где есть порядок, будь смел в действиях и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах».

Конфуций: «Не делай соседу того, чего себе не пожелаешь».

Аристотель: «Тот, кто не стремится жить в государстве, — зверь или божество. Человек по природе — существо политическое».

Аристотель: «Справедливость является величайшей из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда».

Аристотель: «За отсутствием в обществе средних граждан неимущие люди подавляют своей многочисленностью, и государство быстро идет к гибели».

Ривароль: «В государстве следует четко различать арифметическое большинство и большинство политическое».

Монтень: «Лучшее государственное устройство для любого народа — это то, которое сохранило его как целое».

Милль: «Достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей».

Плутарх: «Когда Солона спросили, какое государство самое благоустроенное, он ответил: «То, в котором не обиженные граждане преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».

Вольтер: «Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях».

Макиавелли: «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью».

Ларошфуко: «Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном».

Современный мудрец: «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан».

Конфуций: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести».

Гете: «Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, подобен полководцу без армии».

Рестон: «Государственный корабль — единственный, который дает течь на самом верху».

Берне: «Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею».

Вольтер: «Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия».

Тацит: «Чем сильнее падение государства, тем больше у него законов».

Лао-Цзы: «Когда в государстве смута — возникают «верноподданные».

Бердяев: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Наполеон Бонапарт: «В сущности, название и образ правления не имеют никакого значения: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо».

Станислав Ежи Лец: «Каким должно быть богатым государство, чтобы позволить себе из половины населения сформировать полицию, а другую половину содержать в тюрьмах!»

Станислав Ежи Лец: «Подозреваю, что иные правители с удовольствием отрубили бы подданным руки, если бы не нуждались в рукоплесканиях».

Вольтер: «Равенство граждан есть вещь самая естественная, и в то же время это — химера».

Турецкая поговорка: «Пусть улыбка монарха не опьяняет тебя: изо рта его проглядывают львиные зубы».

Народная мудрость соседа: «Любовь к родине не знает чужих границ».

Бальзак: «Отдельная личность не обязана быть мудрее целой нации».

Брехт: «Несчастной есть та страна, которая нуждается в героях».

Брехт: «Государственные перевороты совершаются в тупиках».

Вольтер: «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен».

Бокль: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен».

Байрон: «Тысячи лет бывает не достаточно, чтобы создать государство, одного часа довольно, чтобы оно развеялось в прах».

Байрон: «Просвещенный народ легче вести, но его труднее гнать; им легче управлять, но невозможно поработить».

Вашингтон: «Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать поэму».

Линкольн: «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ».

Гюго: «Короли уходят, а народы остаются».

Платон: «Во всех государствах справедливостью считается одно и то же — то, что полезно для существующей власти».

Ривароль: «Бывают времена, когда правительство теряет доверие народа, но я не знаю времени, когда оно могло бы доверять ему».

Ключевский: «Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшими своими свойствами».

Рейналь: «В конце концов, народы бывают именно такими, какими сделало их правительство».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ