В январе отмечаем два великих события христианской священной истории. Это Рождество — рождение или воплощение — основателя христианской религии Иисуса Христа и день Богоявления (Крещения), с которого началось его земное служение. После того, как Иоанн Предтеча окрестил тридцатилетнего Иисуса водой, Сын Божий 40 дней провел в пустыне, а потом ходил по земле Палестины — проповедовал слово Божие, насыщал голодных, исцелял больных, помогал бесправным и формировал первую христианскую общину из своих учеников-апостолов. Служение длилось три года и три месяца, а 7 апреля 30 года в пятницу Иисус из Назарета умер на Голгофе. (Кстати, эти три года земной жизни Иисуса Христа демонстрируют полное противоречие с его учением тех взглядов, которые отбрасывают или отодвигают на второй план социальное служение церкви в современном мире.)
Два тысячелетия назад история сделала первый шаг в новое измерение действительности, изменила курс. Ведь даже атеисты и адепты других религий не могут отрицать, что христианство стало одним из наиболее существенных факторов и составляющих того, что сегодня мы называем западной цивилизацией. Кто может сказать, какой была бы история Запада, а значит и мира, без христианства? И кто кого создал — христианство новую цивилизацию или наоборот? Не бывает ли так, что когда какая-то часть человечества по неизвестной причине (историк Лев Гумилев называет ее «пассионарностью» — взрывом общественной активности, «страстности», в частности, появлением «пассионарных» личностей) начинает энергично перестраиваться, то в первую очередь она создает себе новых богов? Кто может сказать? Как бы там ни было, но зарождение в лоне иудаизма новой религии — христианства — логично связывать с дальнейшим постепенным упадком древней языческой греко-римской цивилизации.
Один из интересных исторических парадоксов состоит в том, что мир — ойкумена — первого века новой эры совсем не заметил и не зафиксировал тех драматических и судьбоносных событий, которые разворачивались в далекой римской провинции Палестине. Не заметил ни Рождества, ни нового учения, ни чудес, ни трагической смерти на кресте. И это несмотря на все Сивиллины книги, оракулов, авгуров, а также пророчества Пятикнижия. Жители римской империи, современники евангельских событий, никогда не слышали даже такого имени — Иисус Христос. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические и философские произведения, а также официальные документы, которые дошли до нас с того времени. В частности, в переписке канцелярии Понтия Пилата с Римом, где тогда правил император Тиберий, имя Иисуса из Назарета не упоминается. Ни одного слова не написал о нем и известный иудейско-римский историк Иосиф Флавий (родился в 37 году), хорошо осведомленный о событиях в Палестине, о чем свидетельствуют его сохранившиеся произведения.
Феномен «молчания первого века» беспокоил уже ранних христианских историков. Некоторые из них не могли удержаться и «поправляли» дело — вставляли в произведения древних авторов тексты с упоминанием об Иисусе Христе и его учении. Такие вставки есть, например, в старославянском переводе «Иудейской войны» упомянутого выше Иосифа Флавия, у римских историков Светония и Тацита. Было сфабриковано также несколько «Донесений прокуратора Иудеи Понтия Пилата императору Тиберию». Объяснение «молчания», между тем, может быть простым и прозаичным — люди, даже самые мудрые, часто не замечают того нового, что рождается и зреет на их глазах, вокруг них. Особенно на стадии «инкубационной» фазы развития. Или пренебрежительно воспринимают это новое как что-то незначительное, не достойное их внимания.
Мы стоим на пороге III тысячелетия. Чем является для нас эта «круглая» дата? Еще одной очередной зарубкой на однообразной линейной шкале времени или переходом в качественно новое измерение бытия? Измерение, которое только рождается на наших «слепых, слепых, слепых» глазах. Возможно все вокруг уже наполнено знаками — не мистическими, а совершенно материальными — будущего, которое уже наполовину здесь. А мы их не замечаем. Простой пример. Ученые 50-х годов не смогли предвидеть мир-2000, хотя жили среди его видимых атрибутов; они не спрогнозировали даже широкое распространение компьютерных сетей, Интернета. Поэтому и не удивительно, что мудрые римляне «пропустили» явление христианства.
Что касается меня, то в пришествии нового века до сих пор вижу только один хороший знак — в СМИ стало меньше одной «заговоренной» темой. Заканчиваем говорить о будущем, начинаем жить в нем, — писать на его страницах. Страницах не белых, а, как это всегда бывает, уже частично заполненных нашим прошлым. Какую историю мы напишем?