По-видимому, нет в Украине или мире сознательного украинца, которого бы не беспокоили дела украинского православия. Независимо от того, православный он, греко-католик или неверующий человек. По этому поводу в редакцию газеты «День», в частности, пишут и звонят не только граждане Украины, но и люди из Канады, Италии и даже из Австралии: «Ну, что там у вас? Есть какие-то сдвиги? Есть надежда на объединение?» Но все впустую! Похоже на то, что Верховная Рада консолидируется скорее, чем наше православие. Потому что ситуация с тремя церквями если и меняется, то не к лучшему.
Так, УПЦ Московского патриархата лихорадочно наращивает количество приходов и храмов; ее епископы-украинцы (а их немало) покорно молчат и стараются выслужиться в Русской церкви; под русской, а иногда — откровенно антиукраинской — церковной литературой прогибаются полки в храмах, монастырях, магазинах, киосках. Церковь практикует силовые самозахваты своей бывшей собственности, не считаясь ни с ценностью объектов, ни с общественным мнением (как в чужой завоеванной стране). Яркий пример — известная история в Ботаническом саду.
Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) сегодня фактически не существует — после смерти патриарха Димитрия она распалась изнутри и превратилась в настоящий «мадридский двор» — интриги, разоблачения, коварство, широковещательные декларации и тайные стратегии, обвинения в финансовых махинациях. «Нестроение» в УАПЦ достигло, кажется, апогея, но это обманчивое впечатление, потому что с каждым днем ситуация ухудшается. (На радость противникам автокефалии.)
Некоторое время междуусобицы между иерархами УАПЦ имели келейный характер; сегодня они стали публичными и перешли в стадию, предшествующую взаимным анафемам. Недавно предстоятель церкви митрополит Мефодий (Кудряков) запретил евхаристическое единение с архиепископом Игорем (Исиченко), обратившись к епископату с заявлением: «Своими действиями архиепископ Игорь сеет раздор и раскольнические настроения в церкви, грубо нарушает постановления Вселенских Соборов и Устав УАПЦ»; от архиепископа Игоря требуется «публичное покаяние».
Со своей стороны, архиепископ Игорь обвинил предстоятеля церкви в игнорировании полномочий американского митрополита Константина, в присвоении митрополитом Мефодием титула «Блаженнейшего», в самовольном созыве неканонических собраний и др. Эти прегрешения «поставили митрополита Мефодия вне полноты УАПЦ»; поминание имен митрополита и еще нескольких епископов, его сторонников, на богослужениях прекращено (непонятно, кого теперь будут поминать в церквях УАПЦ — все владыки запрещены одной или другой стороной!)
В это трудно поверить, но в церковную игру иерархов УАПЦ уже «вписалась» пресловутая история с записями майора Мельниченко. Так, Всеукраинское братство Андрея Первозваного УАПЦ «на основе записи разговора Президента Леонида Кучмы» с митрополитом Кириллом (РПЦ) сделало интересный вывод. Оказывается, непризнание правительством страны американского митрополита Константина в качестве главы УАПЦ было инспирировано московским митрополитом Кириллом. Между тем, чтобы знать точку зрения Московской патриархии по этому поводу, вовсе не обязательно обращаться к записям Мельниченко — взгляды митрополита Кирилла на проблемы украинского православия общеизвестны. А что касается подчинения УАПЦ американскому митрополиту Константину, чего добиваются некоторые недальновидные епископы этой церкви, то здесь трудно не согласиться даже с московским митрополитом. Украинцам хватает забот с российским патриархом — зачем им еще американский митрополит?
Но главное в другом — как случилось, что церковь вмешалась в эту грязную историю? Почему соблазнилась? И то не для того, чтобы оказать свое очистительное моральное влияние, а чтобы самой замараться — сыграть на антипрезидентских настроениях и таким образом заручиться поддержкой оппозиции своего «американского» проекта.
Что еще удивляет в истории с американским митрополитом Константином, так это чуть ли не детская наивность некоторых владык, которые искренне верят, что вот-вот, независимо от международной православной коньюнктуры, от очевидного распада тела УАПЦ — независимо ни от чего — Вселенский патриарх так или иначе возьмет эту церковь под свой омофор.
Вернемся на два-три года назад — во времена, когда, казалось, что вот-вот объединятся УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата. Ведь для этого существуют все основания — эти две церкви ничего не разделяет, каждая из них предана идее автокефалии украинского православия, каждая переходит на богослужение на украинском языке, каждая патриотически настроена. Казалось бы, почему не объединиться ради блага страны, ради народа православного? Но оказалось, что все упомянутые основания для объединения — вещи второстепенные. На первом же месте — персональные амбиции, антипатии, страх прогадать, неумение цивилизовано договариваться с партнером. Поэтому сейчас между двумя автокефальными церквями существует противостояние, по- видимому, не меньшее, чем между каждой из них и УПЦ МП (как это ни бессмысленно). Так, недавно Братство Андрея Первозванного (УАПЦ) повторило тезис Московского патриархата — заявило, что не признает каноничность «Филарета-Денисенко» и рукоположенных им епископов и не будет вступать с ними в общение (какие уж тогда переговоры и договоренности!). При этом забыт известный прецедент — представители Вселенского патриархата не считают невозможным встречаться с епископами УПЦ КП и обсуждать с ними церковные проблемы.
«І день іде, і ніч іде, і, голову забравши в руки, дивуєшся — чому не йде апостол правди і науки?»