Великий князь Киевский Ярослав Владимирович Мудрый (годы правления 1019 — 1054) по праву считается одной из самых масштабных личностей мировой истории. Государственный деятель, сумевший укрепить и расширить Древнерусскую державу, громадное значение придавал внутреннему устройству ее. В первую очередь надо отметить настойчивость князя в распространении христианства (летописцы позднего Средневековья называли его «Богохранимым» и «Богомудрым»); в 1039 году была основана Киевская митрополия, подчинявшаяся константинопольскому патриарху (но уже в 1051 году митрополитом был избран ставленник Ярослава Мудрого, киевский церковный деятель и писатель Илларион).
На всю Европу славилась богатейшая библиотека Ярослава Мудрого, кстати, до сих пор так и не найденная. Вечными памятниками благочестия Ярослава стали жемчужины древнерусского зодчества — храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде. В историю всех времен и народов Ярослав Мудрый вошел и как человек, сумевший сполна использовать в интересах державы международные династические связи, скрепленные браками сестры и своих дочерей (к тому же, Ярослав и сам был женат на Ингегерде, дочери шведского короля Олафа, а вторым браком — на византийской принцессе Анне). Он также культивировал развитие грамотности среди своего народа; будучи высокообразованной и культурной личностью, князь пользовался славой первого отечественного законодателя.
Ярослав Мудрый издал так называемую «Правду Ярослава», органически вошедшую в «Русскую правду» — сборник письменных законов на древнеславянском языке, по которым развивалась и, благодаря которым крепла государственность Киевской Руси. Причем в «Правду Ярослава» вошли не только законы уголовного, но и гражданского права, а также некоторые основы семейного кодекса и правонаследования.
Кратко остановимся на особенностях некоторых основных статей Ярославового закона о личной безопасности человека, ее защите и зависимости от социального или имущественного положения человека того времени.
Прежде всего следует заметить, что красной нитью через эти законы проходит мысль, что личная безопасность человека и его неотъемлемая собственность являются главной целью человеческого общежития. Поэтому за лишение права человека на жизнь, то есть за убийство, «Ярославов устав» наказывал очень строго, а порой и жестоко. Приведем примеры этих статей закона:
1. Уже в первой статье говорится, что, «кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью, а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами в казну». При этом взыскиваемая сумма в гривнах того времени (по нашим ориентировочным расчетам на сегодняшний день это соотношение равно 1:5000, т. е. 1 гривна XI века эквивалентна 5 тыс. гривен XXI века) зависела от того, какое положение в обществе занимал убитый. Так, например, «за голову боярина княжеского, тиуна (владельца) земли, тиуна государственными конюшнями или граждан именитых» в казну взыскивалось 80 гривен; «за княжеского отрока или члена младшей дружины, повара, конюха, купца, приказчика или слуги боярского и за всякого свободного человека — 40 гривен (одна вира); за убиение жены — 20 гривен (полвиры).
2. За убийство раба прямой платы (виры) не было; но кто убил его безвинно, должен был платить господину раба так называемый урок или цену убитого, которая была следующей: «за тиуна (приказчика) сельского или старосту княжеского и боярского, за ремесленника, дядьку или пестуна и за кормилицу — 12 гривен; за простого холопа (раба) боярского и людского — 5 гривен; за рабу — 6 гривен и верх того в казну 12 гривен продажи, дани или пени».
3. Отличалось наказание и в зависимости от исходного состояния убийцы и убитого и дальнейшего поведения убийцы. Так, например, «кто убьет человека в ссоре или в пьянстве и скроется, то вервь или округа, где совершилось убийство, платит за него пеню», которая называлась в таком случае дикою вирою и равнялась 40 гривнам. Если убийца не скроется, то с округа или волости взыскивалась половина виры. А другая половина — с самого убийцы.
«Ежели убийство сделается безо всякой ссоры, то волость не платит за убийцу, но выдает его на поток» — или в руки государю — «с женою, с детьми и с имением». Естественно, по сегодняшним меркам последний абзац закона был очень жестоким и несправедливым, но в те времена жена и дети ответствовали за вину мужа и родителя, ибо считались его собственностью.
4. Строгими были законы и меры наказания за всякое нарушение порядка, так как это считалось оскорблением самому государю, блюстителю общей безопасности. За всякие действия с проявлением насилия, по законам, определялось платить особую пеню. Так, например, «за удар мечем необнаженным или его рукояткою, тростью, чашею, стаканом, пястью — 12 гривен; за удар палицею и жердью или за всякий толчек и за рану легкую — 3 гривны, а раненому 1 гривна на лечение».
5. Более суровые были штрафы за нанесение человеку повреждений на разных частях тела. Так, «за повреждение ноги, руки, глаза, носа виновный платит 20 гривен в казну, а самому изувеченному 10 гривен; за выдернутый клок бороды или выбитый зуб — 12 гривен в казну, а самому битому — 1 гривну; за отрубленный палец — 3 гривны в казну и раненому 1 гривну». Бралась пеня и за угрозу мечем (1 гривна), но если меч был использован для обороны, то человек не подвергался никакому взысканию, даже если и ранит своего противника.
6. Не менее строгими были законы и за самовольное (без княжеского повеления) наказание именитых людей (огнищан) или земледельцев и простого человека (смерда). Так, в первом случае обидчик платил князю 12 гривен, во втором случае — 3 гривны, а битому в том и другом случае по 1 гривне. Платили штрафы, и существенные, и господа за своих холопов, если те избивали свободного человека и скрывались — в этом случае, если господин не выдает своего холопа, с него взыскивалось 12 гривен.
7. Весьма своеобразными были законы о роли свидетелей и свидетельских показаний в суде. Так, если на княжеский двор, где обыкновенно «судились» дела, «придет истец окровавленный или в синих пятнах, то ему не нужно представлять иного свидетельства». Но если «нет знаков, то представляет очевидцев драки, и виновник ее платит 60 кун» (1 гривна=25 кунам). И далее: «ежели истец будет окровавлен, а свидетели покажут, что он сам начал драку, то ему нет удовлетворения».
В заключение следует напомнить, что представляли собой суд и судьи во времена Ярослава Мудрого. Главой правосудия считался князь, а княжеский двор — местом проведения суда. Но, как правило, государь поручал свою власть тиунам и своим отрокам, а чиновники, которым надлежало решать уголовные дела, назывались варниками, и каждый судья имел помощника или отрока, метельника или писца. Они брали «запас» от граждан и пошлину с каждого дела. Для объезда своей волости каждому варнику или его писцу давали лошадей. Для решения судебного дела истец должен идти с ответчиком на «взвод» перед 12 гражданами, т. е. «присяжными», которые разбирали обстоятельства дела «по совести», а судья определял меру наказания.
«Правда Ярослава» составляла наиболее давнюю часть «Русской правды». И уже в «Правде Ярославичей», которая была составлена после смерти Великого киевского князя, нашла отражение юридическая практика, выкристаллизовавшаяся еще при жизни Ярослава Мудрого.