Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О первородстве и чечевичной похлебке

4 ноября, 2004 - 19:13

Как известно, у библейского праотца Авраама был только один сын — Исаак. Когда тому исполнилось сорок лет, то взял он себе в жены Ребекку-арамеянку, родившую ему двух сыновей-близнецов. Священное Писание рассказывает, что дети Исаака начали соперничать и драться между собой еще до своего рождения. Первым родился мальчик с красноватой кожей, покрытой волосами, которого назвали Исав. За ним вышел из утробы матери его брат, рука которого держалась за пятку Исава. Этому младшему — на несколько секунд — сыну Исаака дали имя Иаков.

Мальчики выросли. Исав стал опытным неутомимым охотником, а младший Иаков больше любил сидеть в роскошных шатрах, чем охотиться на дикого страшного зверя. Отец очень любил старшего сына — за храбрость, за то, что тот постоянно приносил в шатер добычу и потчевал родителей вкусной едой. Именно старшему сыну Исаву Исаак собирался отдать не только большую часть своего богатства, но и права на будущее — дети и правнуки Исава должны были войти во владение той землей, которую обещал дать роду Авраама Бог (речь идет о Земле Обетованной). Иаков же и его потомство были обречены всегда подчиняться воле потомков Исава и зависеть от них. Вышло, однако, по-другому, ибо Ребекка, мать близнецов, больше любила младшего льстивого Иакова, чем охотника Исава, и сделала все, чтобы его возвеличить.

Однажды случилось так, что как только Иаков сварил себе пищу, с охоты пришел очень уставший Исав и попросил Иакова: «Измучен, обессилен я тяжким трудом. Накорми меня, брат, поделись своим обедом!». Хитроумный Иаков моментально решил воспользоваться слабостью брата и предложили: «Давай договоримся так — я угощаю тебя обедом, а ты за это отдаешь мне свое первородство. Хочешь?». Исав чувствовал себя больным, натруженные ноги едва держали мощное тело. Забыв обо всем, он подумал: «Наверное я умираю. Зачем мне это первородство? Какая разница, что будет с моими внуками и праправнуками, которых еще и на свете нет?». И произошло — Исав отдал младшему брату свое первородство, а с ним — будущие права на будущую Землю Обетованную своих будущих потомков. За это он получил, здесь и сейчас, а не в каком- то там туманном «завтра», один обед: Иаков дал своему голодному брату хлеба и чечевичной похлебки.

Издревле эта трансакция — обмен своих священных и законных прав на миску похлебки — известна всему человечеству. Ее причинами были, очевидно, не только и не столько усталость и болезнь Исава, но в первую очередь его недальновидность, легкомысленность, нежелание нести обязанности, всегда неотъемлемые от прав. А умников, которые чересчур хорошо знают, как использовать подходящий момент, хватало всегда. Иногда даже кажется, что им помогает Бог, как Он помог хитрому Иакову. Наверное, как раз потому, что древний Исав не очень-то и ценил свое первородство, как это случалось со многими другими людьми, которые жили до и после него.

История и традиции рода, кодекс чести своих предков или уважение к наследственой профессии теперь редко играют в жизни человека важную или хотя бы заметную роль. Словно все мы кто знает когда отдали кому-то чужому весь этот «хлам прошлого», поменяли его на чечевичное варево для какого-то давно забытого мгновения своей жизни. Более того, мы снова и снова перепродаем — кому угодно — свои права на те духовные сокровища, которые накоплены многими поколениями наших предков. И всегда за то же самое варево — даже когда не очень голодны.

Но вернемся к Священному Писанию. История с продажей первородства не дошла до старого отца, и он продолжал считать Исава своим главным наследником. Шли годы; Исаак состарился, ослеп и, чувствуя приближение смерти, призвал сына своего первородного Исава и попросил у него последней милости: «Возьми оружие свое — колчан свой и лук свой и выйди в поле и поймай мне добычу охотничью. И приготовь мне пищу вкусную, которую я люблю — чтобы благословила тебя душа моя перед тем, как умереть».

Эти слова услышала жена его Ребекка и решила сделать так, чтобы последнее благословение досталось не старшему Исаву, а ее любимому сыну Иакову. Так и произошло. Пока Исав был на охоте, Ребекка приготовила вкусную пищу, переодела Иакова в одежду Исава и дала ему в руки блюдо с едой. Пошел Иаков к слепому беспомощному Исааку и представился ему как «Исав первородный». Сначала у отца были некоторые сомнения но, в конечном счете, он поверил ему и торжественно сказал: «Пусть тебе служат народы, и народы пусть тебе поклоняются! Будь господином для братьев своих, и пусть тебе поклоняются сыновья матери твоей. Кто тебя проклянет — да будет проклят, а кто благословит тебя — будет благословен!»

Так Иаков дважды обманул своего брата — сначала отнял у него право первородства, а затем — отцовское благословение. (Обманы в этом мире — самое легкое дело! Традиционно им верят значительно чаще, чем правде.)

Только вышел от Исаака счастливый Иаков, как вернулся с охоты Исав; он вошел в шатер отца и тут оказалось, что он опоздал. Узнав об этом, старый Исаак заплакал, но изменить ничего не мог — в давние времена отзывать произнесенные благословения или, кстати, проклятия было невозможно. (В нашем мире — почти так же). Только и сказал сыну Исаак: «Со своего меча будешь жить и будешь служить ты брату своему». А потом все-таки дал надежду: «Однако если хорошо позаботишься, то избавишься от ярма его с шеи своей …»

История, о которой рассказывает Библия, случилась где-то за 1500 лет до Рождества Христова. Но и сегодня многие люди постоянно готовят чечевичное варево для своих ближних; и многие соблазняются им. А сколько оборотней в чужих одеяниях ходит по земле и заседает в роскошных шатрах!

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ