Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Памяти расстрелянного Всеукраинского собора...

15 июня, 2006 - 19:31

Вскоре исполняется 85 лет со времени Всеукраинского церковного собора в Киеве, который на короткое время возродил автокефалию Украинской православной церкви. Автокефалию, потерянную в 1696 году в результате незаконного соглашения между Москвой и Константинополем — тогда Москва просто-напросто купила у Царгородского патриарха Дионисия Украинскую церковь за «30 сребреников». И вот спустя несколько веков — в 1921 году — Собор украинцев провозгласил воссоздание Украинской независимой (автокефальной) православной церкви. Митрополитом воскрешенной Церкви тогда был избран активный деятель и апологет украинской православной автокефалии священник Василий Липкивский.

Василий Липкивский (1864— 1937) родился в семье священника в Галичине; окончил Киево-Могилянскую академию с ученой степенью «кандидат богословия». В1892 был возведен в сан священника; с 1903 года — заведующий Киевской церковно-учительской школой; отстранен от этой должности «за украинофильство» и назначен настоятелем Соломенской церкви в Киеве. Активную церковно-политическую деятельность о. Василий начал еще в 1905 году, за что находился под «постоянным надзором». А в 1917 году Липкивский сразу оказался в центре событий, связанных с автокефалией Украинской православной церкви.

В мае 1919 года, уже при советской власти, о. Василий Липкивский отслужил в Киеве первую в Украине службу Божью на украинском языке, а также активно участвовал в обновлении Украинской церкви, за что был лишен сана. Вскоре он возглавил подготовку к Всеукраинскому церковному собору, — несмотря на то, что весь епископат Украины (московские епископы) категорически осудил идею этого Собора. Но, как писал позже Липкивский, «Всеукраинский церковный совет решил не считать русский епископат своими архипастирями и не обращать внимания на его запреты». В подготовке к Собору участвовала едва ли не вся Украина — повсюду собирались местные соборы, выбирались делегаты, обсуждалась повестка дня. Несмотря на голодный год и опасное железнодорожное сообщение, в Киев съехалось более 400 делегатов со всей Украины. Подавляющее большинство представляло крестьянство, учительство, было 60 священников, а также выдающиеся представители украинского общества — Николай Левицкий, академик Агафангел Крымский, проф. Василий Данилевич и другие. И не было ни одного епископа!

Самой важной и сложной проблемой Собора, работавшего в св. Софии Киевской, было отсутствие украинского епископата. Поэтому нужно было определиться относительно того, был ли Собор полноправным и каноническим? Присутствовал ли на нем Христос, говорил ли на Соборе Дух Святой? Ведь все дальнейшие соборные постановления и деяния должны быть обязательными для всей Украинской церкви. С первым докладом на Соборе выступил протоиерей Василий Липкивский. Вот тезисы из его доклада: «1) Все верные, прибывшие на собор, являются не частными лицами, а избранниками-представителями своих церковных общин. Их голос — голос общин, избравших их. Поэтому на Соборе будет слышен голос всей Украинской церкви. 2) Все члены Собора собрались для решения дел Христовой церкви в Украине; следовательно, тут присутствует сам Христос. 3) Все члены Собора исполнены верой, что Украинской церковью руководит Дух Святой и что их тут собрала «благодать Св. Духа». 4) Поэтому у Собора есть все условия для того, чтобы быть каноническим. 5) Московские епископы не прибыли на Собор потому, что они не считают себя членами нашей Церкви или не считают себя избранниками этой Церкви. А ничто так не отводит благодать Св. Духа, как тщеславие, гордость, господство над братьями». После внимательного обсуждения тезисов отца Василия Собор признал свое собрание каноническим и правомочным голосом всей Украинской церкви.

Самым сложным для Собора был, конечно, вопрос об образовании епископата УАПЦ. На основании исторических данных Собор декларировал, что в апостольские времена не существовало епископской высвяты, что, например, апостола Павла высвячивали на апостольство пророки, которые не были епископами, и что апостол Тимофей был высвящен «возложением рук священников». Потому что благодать Св. Духа присуща вообще не епископам, а Церкви в целом, то есть общине верных. Поэтому Украинская церковь имеет полное право возложить на избранника свои руки и обратить на него благодать Св. Духа, как это было в апостольские времена. Именно Всеукраинский церковный собор высвятил возложением рук всего духовенства своего первого епископа-митрополита Василия Липкивского и избрал его главой УАПЦ. Таким образом, первый Всеукраинский церковный собор сформировал украинскую иерархию и утвердил главные основы жизни Украинской церкви — ее автокефалию, отделение от государства, соборность и родной язык в церковных службах.

Собор имел общеукраинский резонанс, особенно среди киевской интеллигенции. В селах также наблюдалось большое волнение: в Киев отправлялись целые процессии — услышать украинский богослужебный язык, увидеть «свою, народную» иерархию, почувствовать «новую благодать». Через два месяца после Собора только в Киеве было высвящено более 200 священников и столько же дьяконов.

А в октябре 1927 года, под угрозой ареста и ссылки, участники Второго Всеукраинского собора проголосовали за переизбрание Липкивского. Еще через три года состоялся — по приказу ГПУ — ликвидационный Собор, на котором Церковь заставили вынести резолюцию: «Автокефалия стала символом национально-политической петлюровской самостийности». Начались аресты, расстрелы. Как указывал в 1965 году архиепископ Мстислав Скрипник, тогда погибло 30 епископов, 3000 священников и сотни тысяч верующих.

Последние годы своей жизни Василий Липкивский находился под постоянным надзором репрессивных органов, несколько раз был арестован. В октябре 1937 года его очередной раз арестовали и приговорили «тройкой» при Киевском управлении НКВД СССР к немедленной казни. Место его погребения неизвестно. В 1997 г. Собор УАПЦ под председательством патриарха Димитрия Яремы причислил Василия Липкивского и других церковных мучеников 20-х годов к лику святых.

В последние годы своей жизни Липкивский написал: «ГПУ «пустило в расход» цвет нашей Церкви и поставило надежную стражу у их могил. Но мы верим, что они все же воскреснут, и никакая стража их не остановит. Но когда? Перед Господом 1000 лет как один день, и один день как 1000 лет...».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ