У бывших Золотых ворот, под оригинальным сооружением, для которого трудно подобрать название (технический памятник предыдущей эпохи — «Срез защитного вала с забралами») установлена скульптура князя Ярослава Мудрого. Бедный Великий князь поражает ненатуральной, манерной и анатомически деформированной позой. Так «изыскано» скрутить себя могут разве что провинциальные оперные певцы на сцене. Бронзовая фигура почти уродлива, в частности потому, что слишком велика для маленькой площади. Возможно, она лучше воспринималась бы с большого, собственно, с очень большого расстояния. Экспозиции князя у Золотых воротов оказалось, впрочем, мало — копия головы этого шедевра украшает еще «артистический» Андреевский спуск. Какой художественный совет санкционировал изготовление и установку памятника? В любом случае очевидно — мэтрами руководили рассуждения очень далекие от эстетики, искусства. Речь шла о том, чтобы одной медной фигурой убить двух зайцев. Во-первых, срочно выполнить патриотический долг перед великим пращуром. Тем более, что на него претендует также Москва, — вспомним памятник в Ярославле. А во-вторых, напомнить всем о выдающемся киевлянине, скульпторе Иване Кавалеридзе. Напомнили.
Сомнительным шедевром выглядит также колокольня Михайловского монастыря. На мой вкус — рядом две колокольни в одном стиле (украинское барокко XVIII века) — многовато. Главное, однако, то, что колокольня стала зеркалом и символом печального противостояния, которое уродует сегодня церковную жизнь украинских православных. Если бы не соперничество за первенство, неизвестно, когда и в каком виде мы увидели бы эту колокольню. Помимо всего прочего, на облике сооружения выразительно отразилась эта почти спортивная спешка, с какой ее строили — есть в колокольне что-то от театральных декораций, что-то ненастоящее. Невольно ждешь, что вот-вот с ней что-то случится. (Кстати, стены церкви Богородицы Пирогощи уже облупились.)
Кроме церквей, колоколен и памятников, столица активно украшается банками. (Чтобы у нас было столько денег, сколько банков!) Банки нельзя упрекнуть в некачественности работ или в отсутствии художественного вкуса. Посмотрите, например, на Киевский филиал Национального банка Украины на Контрактовой площади. Там лучшая колокольня в городе, не говоря уже о совершенном ансамбле зданий; уверяю, что внутренний двор банка еще более импозантный, нежели фасад. У меня была возможность познакомиться также с интерьером. Какой высокий вкус, как профессионально сохранен и подчеркнут оставшийся там исторический декор! Материалы использованы только лучшие — мрамор, дорогое дерево различных пород; хрусталь, художественный паркет. Невольно вспомнила облезлые, давно не ремонтированные помещения вузов, школ, научных заведений, больниц. А потом подумала: «Да пусть себе строят — все-таки лучше, чем вывозить деньги за границу». Ведь должно же начаться время, нормальное время, когда такое количество храмов золотого тельца станет ненужным. А красивые, первоклассные здания останутся, будут украшать столицу и принадлежать ей.
Может, наиболее глубоким по содержанию знаком времени станет памятник, который три года назад появился у колокольни Святой Софии. Это могила патриарха Владимира, вокруг которой всегда ощущаешь напряженное, почти видимое магическое поле. Ибо над той могилой на тротуаре словно концентрируются и крутятся в водовороте темные страсти, которые раздирают сегодня наше общество. Вражда между христианами, между Востоком и Западом страны, между партиями, между поколениями, между обществом и властью. И потому кажется, что Украинский патриарх не только будет, но и должен лежать под ногами прохожих до тех пор, пока не стихнет волна раздора. До тех пор, пока к могиле одним крестным ходом придут украинские христиане — всех церквей, конфессий, партий и национальностей.