Павел Платонович Чубинский известен как непревзойденный народовед, собиратель духовных сокровищ украинского народа, как экономист, поэт, автор слов Государственного Гимна Украины. Его «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край» и сегодня не утратили своей научности и актуальности. В молодые годы он активно участвовал в общественном движении, распространял идеи борьбы против царского правительства. За такие «благотворительные» намерения больше чем на шесть лет был отлучен от Украины и заслан на «перевоспитание» в Архангельскую губернию. Там получил авторитет большого организатора науки и неутомимого исследователя Северного края. Большой вклад внес он в развитие науки и в Украине.
Вернувшись из ссылки, с мандатом Русского географического общества (РГО) Чубинский в 1869—1870 гг. организовал три этнографических экспедиции. Причем решение о снаряжении экспедиции в Юго-Западный край в РГО вызрело давно. Еще в сентябре 1862 года было выделено 10 тыс. руб. на ее содержание. Но тогда в Российской империи не нашлось настоящего организатора и руководителя, пока не взялся за это дело Чубинский. Еще раньше, в 1853 году, вице-президент РГО Н.Н. Муравьев предложил открыть в Киеве Отдел географического общества для научного исследования края. И только через 20 лет, 13 февраля 1873 года, при деятельном участии П. Чубинского Отдел был открыт и заработал как научное учреждение. Следовательно, вскоре исполнится 140 лет с той поры. Это повод, чтобы вспомнить праведные труды П. Чубинского, за которые он дважды удостоен серебряных и дважды золотых медалей и Уваровской премии Петербуржской академии наук.
ВМЕСТО ОРДЕНА — ЖЕЛАННАЯ ВОЛЯ
1869 год принесли целый ряд неожиданностей для Павла Чубинского. Он давно рвался покинуть холодный Архангельск и выехать в любую губернию Российской империи, чтобы избавиться от опеки вездесущего и коварного жандармского полковника Локса, который прибегал к фабрикации доносов и «строчил» их министру внутренних дел, чтобы «насолить» деятельному чиновнику Чубинскому, которого уважало высшее губернское начальство.
А здесь после пятимесячной научной экспедиции по семи северным губерниям и написанного отчета его вызвали в Петербург для личного доклада в президиуме РГО. Именно по ходатайству этого научного учреждения ему суждено было навсегда покинуть Архангельскую губернию, где провел свыше шести лет ссылки. В Петербурге он был желанным человеком не только в Географическом обществе. Великий князь Алексей Александрович собирался в поездку на Север и, прежде чем отправиться в дальний путь, хотел узнать об этом крае от людей бывалых. Встреча с Чубинским и рассказ последнего оказались настолько интересными и полезными, что Великий князь подарил ему бриллиантовый перстень.
Не меньше поразил доклад П. Чубинского о производстве хлеба, льна и торговле льном в северных губерниях Европейской России и членов президиума РГО. Отчет составлял около трехсот страниц печатного текста. Ученые отметили проведенную исследователем работу и одобрили ее к печати.
Между тем, пока Чубинский был занят отчетом в географическом обществе, архангельский губернатор Сергей Павлович Гагарин, который очень уважал П. Чубинского, послал ходатайство министру внутренних дел о награждении его орденом св. Станислава второй степени с императорской короной. Но там опомнились и признали нецелесообразным награждать орденом лицо, поднадзорное полиции. Вместе с тем для поощрения служебной деятельности вместо награды министр внутренних дел обратился к царю за Высочайшим разрешением освободить Чубинского от полицейского надзора. Это предложение было одобрено. В письме-ответе начальнику Архангельской губернии министр генерал-адъютант Тимашев сообщал: «Государь император милостиво позволил освободить Чубинского от надзора полиции для того, чтобы он, находясь в настоящее время в Петербурге, не возвращался на место службы в Архангельскую губернию. О такой Высочайшей воле я сообщил С.-Петербургскому обер-полицмейстеру для объявления Чубинскому».
Почти два месяца П. Чубинский находился в столице. Они были для него успешными и, можно сказать, самыми счастливыми. 11 марта его уволили с должности государственного служащего, разрешили проживать на территории Украины. 27 марта 1869 года он избран действительным членом РГО, которое уже в середине мая по Высочайшему разрешению возложило на него обязанности руководителя экспедиции в Юго-Западный край для этнографических и статистических исследований. А впрочем, добавилась еще одна приятная новость к предыдущим: в 1869 году в Петербурге вышел его «Очерк народных юридических обычаев и понятий по гражданскому праву в Малороссии», написанный еще в студенческие годы и построенный на украинском этнографическом материале, как кандидатская диссертация. Упомянутый труд не остался незамеченным, и президиум РГО наградил автора серебряной медалью.
Это была вторая серебряная награда молодого ученого за его научные труды. В Петербурге Чубинский выяснил географические границы проведения будущей экспедиции и поспешил в Украину, как сын к родной матери. Здесь его тепло встретили родные, друзья, товарищи. По воспоминаниям Ф. Вовка, личность П. Чубинского была окружена своеобразным ореолом. Каждый из единомышленников стремился увидеть известного бориспольца. Первая встреча состоялась на квартире В. Антоновича, где молодые громадовцы увидели не очень высокого, крепкого, склонного к полноте человека, которому на вид было под сорок лет (Чубинскому тогда было всего тридцать. — А.З.), с большим носом, толстыми губами, темной бородой и лучезарными большими глазами. Своим видом скорее напоминал цыгана, чем украинца. Говорил сильным, зычным голосом, который больше подходил для площади или большой аудитории, чем для интимной беседы в маленьких комнатах В. Антоновича. Рассказывал друзьям о своих отношениях с архангельским начальством, об успехах в географическом обществе. Через минуту сыпал шутками и добродушно рассказывал анекдоты и разные бывальщины о своих похождениях в качестве поднадзорного путешественника и статиста. Особенно весело поведал о снятии с него полицейского надзора, о полной свободе проживания по всей Российской империи, кроме Архангельской губернии, из-за чего у него взяли подписку о запрещении въезда на ее территорию.
ПО УКРАИНЕ — ЗА СОКРОВИЩАМИ
С прибытием П. Чубинского в Киев вопрос проведения экспедиции приобрел четкие очертания. В «Губернских ведомостях» трех губерний и в «Епархиальных ведомостях» Каменец-Подольской губернии опубликованы программы, согласно которым предусматривались исследования Юго-Западного края. Кроме того, копии этих программ разосланы учреждениям и лицам, которые могли бы сообщить нужную информацию. В план исследований входила вся многогранная жизнь и быт народностей края.
«Отправляясь в экспедицию, — писал П.Чубинский, — я изложил комиссии, которая снаряжала экспедицию в Западно-Русский край, мнения, которыми я считал обязательно руководствоваться во время изучения доверенного моему исследованию Юго-Западного края. Сначала я указал на расширение границ исследования, не ограничиваясь административными пределами Юго-Западного края, а приобщить сюда южные районы Гродненской и Минской губерний, западные Люблинской и Седлецкой и северо-восточную часть Бессарабии. Комиссия утвердила этот район исследований». Такие намерения обусловлены тем, что исследователь пытался охватить именно те районы, где больше всего проживает украинцев.
Когда предварительная подготовка была проведена, Чубинский пригласил в помощники Ивана Чередниченко и летом 1869 года отправился с ним в путь, объехав за пять месяцев 36 уездов. Вторая экспедиция началась зимой 1869-го, третья — летом 1870 года. Всего было охвачено исследованиями 56 уездов. Собранно огромное количество материалов: обрядовых песен записал около 4000, крестины, похороны записаны в нескольких местах, свадьбы описаны более чем в 20 местах, сказок записано около 300. По программе говоров сделаны записи больше чем в 60 местах, из книг волостных судов выбрано около 1000 решений. Почти повсюду делались записи о заработной плате, о характерных занятиях, урожайности, о влиянии крестьянской реформы на экономический быт народа, о торговле лесом, табаководстве, шелководстве, виноделии и другом.
Успешной работе экспедиции способствовали многие культурно-общественные деятели, в частности М. Драгоманов, В. Антонович, Н. Лысенко, А. Русов, Н. Костомаров, А. Кистяковский, В. Симиренко. Многочисленными корреспондентами были учителя, земские статисты, священники, мировые посредники. За два года напряженной и изнурительной работы собран и упорядочен богатый по содержанию и широкий по географическим меркам фольклорный, этнографический, языковой и статистический материал, который вошел в 7-томное издание под названием «Труды этнографическо-статистической экспедиции в Западно-Русский край».
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВЕРИЛ В СЕБЯ
Закончив такую важную для науки работу, П. Чубинский не сидел на месте. Чтобы иметь заработок, во второй половине 1870 года переехал в Городище (в настоящее время Черкасская область), устроился на работу в администрацию фирмы «Братья Яхненко и Симиренко», где должен был изучить процесс сахароварения и собирать статистические сведения сахарных заводов. Вместе с тем продолжает подготовку собранных этнографических материалов. Как человека с большими организаторскими способностями его избрали секретарем Киевского отдела Русского технического общества. На новой должности много времени проводит в деловых поездках. Но бурлящая энергия души и ума порывает его к реализации новых планов, связанных с открытием в Киеве Юго-Западного отделения РГО для улучшения изучения края. В письме от 25 января 1872 года к авторитетному ученому, члену-корреспонденту Петербуржской академии наук М. Максимовичу просит обратиться к генерал-губернатору князю А. Дондукову-Корсакову с просьбой быть покровителем отделения и заверяет: «Если я беру на себя инициативу по этому делу, то только потому, что я верю в свою энергию».
В этом убеждал Чубинский и в письме с его подписью к генерал-губернатору, который в свою очередь хлопотал перед высшими кругами Петербурга об открытии в Киеве отдела как научного учреждения. Старания Чубинского не пропали даром. Разрешение получено. 13 февраля 1873 года состоялось официальное открытие Юго-Западного отдела РГО с участием самого генерал-губернатора А. Дондукова-Корсакова, который объявил отдел открытым и заявил о своей готовности способствовать его деятельности. Председателем был избран усердный просветитель края Г.П. Галаган, а управляющим делами — П. Чубинский. В речи он отметил изучение трех этнографических типов — малороссиян, поляков и евреев, а следовательно, экономическую роль и значение каждого из этих элементов, поэтому следует «отказаться от свойственного в нашей жизни раздражения, особенно там, где история породила ненормальность жизненных явлений. Мы будем изучать так, как изучают патологи подобные явления в человеческом организме». В конце П. Чубинский призывал собравшихся работать в интересах страны, «откуда пошла земля русская». Из собравшихся на первом заседании 17 членов 10 были членами Киевского общества. Благодаря своему авторитету и организаторскому таланту П. Чубинский убедил высоких правительственных чиновников в важности открытия отделения РГО, что в свою очередь легализовало работу Киевского общества и всех тех, кто горел желанием работать в интересах родного края. Ф. Вовк по этому поводу вспоминал: «Открытие Юго-Западного отдела легализовало в крайнем случае больше половины того, что мы делали до этого поневоле под видом «тайного общества» Киевской общины». Даже работа над составлением словаря украинского языка проходила лишь на «тайных собраниях». Теперь же все можно было делать легально, не прячась по квартирам.
Отдел открыл ворота в широкий мир научных исследований. Была проведена перепись населения Киева, издан «Кобзарь» Т. Шевченко, отмечен ученый М. Максимович и изданы его работы в трех томах, записан репертуар народного певца Остапа Вересая и издан отдельной брошюрой, основана библиотека, музей.
Члены отдела активно впряглись в работу по изучению края. Свои научные исследования произносили и обсуждали на заседаниях Отдела, рекомендовали их к печати в «Записках», два тома которых были подготовлены и изданы. Наиболее значимой и ответственной была подготовка к проведению ІІІ Археологического съезда в Киеве, работа которого проходила 14 августа — 3 сентября 1874 года. Это было первое ознакомление научного мира с Украиной, традициями ее народа, с научными достижениями интеллигенции. В работе съезда приняли участие, кроме ученых Российской империи, научные работники Франции, Англии, Италии. Для них были проведены экскурсии на раскопки курганов в с. Гатное (ныне Киево-Святошинский район), посещение древних городищ вдоль Днепра от Вышгорода до Трахтемирова. Для многих ученых это было первое знакомство с древней историей Украины. Рефераты киевских ученых, живые песни и декламации кобзаря Остапа Вересая и искреннее гостеприимство вызвали незаурядный интерес к нашему краю. На этом высоком собрании свои рефераты прочли члены Юго-Западного отдела: В. Антонович «О новонайденных серебряных монетах с именем Владимира», Ф. Волков (Вовк) «О малорусском орнаменте», П. Житецкий «О Пересопницком евангелие ХVI ст.», «Малорусские думы», Н. Константинович «О курганах Черниговского уезда», П. Иващенко «Следы языческих верований в южнорусских шептаниях», П. Лебединцев «О Софийском соборе», М. Левченко «О сохранении памятников старины на юге России», Н. Дашкевич «Болоховская земля и ее значение в русской истории», И. Лучицкий «О малорусской демонологии». На закрытии съезда его почетный председатель граф А. Уваров выразил мнение о том, что проведение такого выдающегося научного форума было бы невозможным без настойчивого труда местных ученых. Исследователь Федор Савченко, анализируя ситуацию, в которой проходил съезд, и участие в нем местных ученых, сделал такой вывод: «Он был блестящим проявлением той научной организованности, тех достижений со стороны научного центра «Старого Общества» — Отдела Географического общества в Киеве— что именно тогда достиг свого наивысшего расцвета».
Съезд произвел хорошее впечатление и на зарубежных гостей. О выходе брошюры «Остап Вересай» напечатали отзывы как русские, так и зарубежные газеты. Широкую огласку в печати получил первый том «Записок Юго-Западного отдела» — плод коллективного труда, который стал заметным событием в научной жизни Украины.
Важным участком работы П. Чубинского стала подготовка к Парижскому географическому Конгрессу и выставке, где Украина была представлена на международной арене во всех географических широтах. Большинство экспонатов для выставки взяты из музея. Те, которых не хватало, предоставили любители этнографии. Словом, выставка, подготовленная при непосредственном участии П. Чубинского, имела большой успех, и в 1875 году он был награжден золотой медалью. Вся работа Отдела расценивалась врагами украинства М. Юзефовичем и В. Шульгиным как сепаратистская деятельность, и после критических публикаций на страницах газеты «Киевлянин», прямых доносов, после Эмского указа Отдел в 1876 году был закрыт. Его деятельность продолжалась лишь около трех лет, но он был и остался в истории первым научным учреждением, которое осуществляло изучение широких слоев жизни населения Украины, ее материальных и духовных ценностей.