Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По ком «звонит колокол» Павлокомы?

Трагедия. Боль. Память
27 июля, 2006 - 19:27
ТЕКСТ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ, УСТАНОВЛЕННОЙ В ОДНОМ ИЗ ВАРШАВСКИХ КОСТЕЛОВ: «ПАМЯТИ ПОЛЯКОВ, ЗАМУЧЕННЫХ В ВОЛЫНИ И НА ЮГО-ВОСТОЧНЫХ ОКРАИНАХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ В 1939—1947 ГГ. УКРАИНСКИМИ НАЦИОНАЛИСТАМИ ОУН УПА С МОЛИТВОЙ, ЧТОБЫ НАЦИОНАЛИЗМ НЕ ВЕЛ К ПРЕСТУПЛЕНИЯМ».ОДНОСТОРОННЕЕ ОБВИНЕНИЕ СОСЕДЕЙ — ПОДХОД ВЧЕРАШНЕГО ДНЯ / УНИКАЛЬНОЕ ФОТО: БОЙЦЫ УПА НА ОТДЫХЕ. СЕРЕДИНА 40-Х ГОДОВ ВОТ КАК ИЗМЕНЯЛАСЬ УКРАИНСКО-ПОЛЬСКАЯ ГРАНИЦА В ТЕЧЕНИЕ 1939-1945 ГГ. ИМЕННО В СТРЕМЛЕНИИ «СКОРРЕКТИРОВАТЬ» ГРАНИЦУ В СВОИХ ИНТЕРЕСАХ КР

Окончание. Начало читайте "День" N119

Отряды НКВД, стремясь спровоцировать и разжечь борьбу между украинцами и поляками (польское и украинское партизанские движения не воевали между собой в соответствии с соглашением), напали на Дынев, притворяясь украинцами. Польское население оказывало вооруженное сопротивление и запросило помощи войска. Войско, в составе усиленного батальона, окружило группу НКВД, которая изображала украинцев, таким образом, что ей угрожало полное уничтожение. Тогда командир отряда, который потерял 30 убитыми и более 60 ранеными, отважился на отчаянный шаг — на деконспирацию. Вызвав командира подразделения Войска Польского, он открыл ему, кем является.

Несколькими днями позже польские села, участвовавшие в обороне Дынева, были пацифицированы УБ**** и НКВД, а их население — вывезено.

А вот другие факты.

Расквартированная в Жешеве по ул. Детзинской инспиративная группа НКВД делает частые вылазки в украинские села и там подстрекает украинцев к борьбе с поляками.

Пойманных бандеровцев, которых согласно договоренности передают советским властям, выпускают, чтобы те мстили невинному польскому населению.

Советские провокации направлены на поляков и украинцев и подбивают их на бесконечные ответные акции.

Что же на это отвечают люди из ПРП и УБ?

Вот как, уничтожая собственный народ, оправдывают преступления:

ЦК Польской рабочей партии (Инструкция №1/25/45-Z): «Ко всем инцидентам на польско-украинской границе следует относиться бесстрастно — можно даже ловко провоцировать инциденты, поскольку наше дело совсем от этого не пострадает. Оружие украинцев направлено исключительно против фашистов из АК/!!!/*****. В сотрудничестве с НКВД не допускать, чтобы войско или милиция вмешивались в этом направлении. Действовать при этом очень осторожно». (Источник: Архив новых актов (Варшава), Фонд: ЦК ПРП, Дело 295/VII, стр. 125—126).

В документе непосредственно не упоминаются события 1945 года в Павлокоме. Но его авторы, представители польского национально-освободительного подполья, четко указывают на настоящих виновников (организаторов) разжигания польско- украинского противостояния, в данном случае на территории тогдашнего Жешевского воеводства. Но почему-то ни во время торжеств в Павлокоме, ни раньше, например в Порицке-Павловке на Волыни, никто из представителей как СМИ, формирующих общественное сознание, так и государственных мужей не упомянул о так называемом третьем факторе, который сыграл немаловажную роль, если не был главным режиссером, польско- украинского противостояния периода Второй мировой войны и первых послевоенных лет.

История открытия памятного мемориала уничтоженным украинцам и «анти-памятника» (иначе его трудно назвать) в Павлокоме может свидетельствовать об одном: определенным силам в Польше легче идти по «отработанной» десятилетиями схеме освещения трудных вопросов истории польско- украинских отношений, нежели пойти путем, который предлагают официальные круги современной Польши устами ее Президента — «наступило уже время, чтобы не скрывать правду»...

Во время торжеств не было предоставлено слово ни одному из уцелевших в те трагические дни украинцев (в Порицке от имени бывших жителей выступал поляк Станислав Филипович), а официальный Киев, по словам председателя Львовской облгосадминистрации Петра Олийныка (Субботняя почта. — № 20, 18 мая 2006. — с. 1—2), знал об антиукраинской надписи на польском памятнике, к которому возлагал цветы наш Президент!...

P.S. Уважаемый читатель! Предлагаемая твоему вниманию статья может показаться несколько критической. Но вызвано это не желанием отрицать необходимость украинско-польского примирения, а как раз наоборот — горячей заботой о его эффективном и по-настоящему партнерском продолжении и углублении. Однако этот процесс, учитывая его особую сложность и болезненность, нуждается во взвешенном отношении всех заинтересованных сторон. Поэтому в этом деле не может быть никаких перекосов или недомолвок (что может восприниматься как попытка унижения партнера), а тем более искажения фактов или легкомысленного подхода отдельных чиновников, с одной или с другой стороны, к трагическим страницам нашей общей истории. Ведь это не будет служить достижению настоящего понимания и взаимного прощения между нашими народами, что является главной целью курса, провозглашенного и осуществляемого нашими президентами. Хотя в Павлокоме и не произошел ожидаемый обмен сакраментальным «Прощаем и просим прощения», но прозвучали глубокие слова общей молитвы: «И прости нам долги наши, яко же и мы прощаем должникам нашим», как свидетельство того, что мы уже умеем и хотим возвышаться над трагическими страницами истории прошлого ради будущего.

ПРИМЕЧАНИЯ:

NB! Польские СМИ, в цитированных публикациях упоминают о «похищении и уничтожении УПА» 11 поляков!!!

* Роля-Жимерский Михал, правильно — Лижвинский Михал (1890—1989), разжалованный и устраненный из армии за финансовые злоупотребления, в 1927—1931 гг. — в заключении. Потом выехал во Францию, где начал сотрудничество с советской разведкой. С 1943 г. в ГЛ, был м. ин. советником Главного Штаба. В 1944 г. — командующим АЛ, а потом — одним из организаторов народного ВП; с 1945 — маршалом Польши, в 1944—1949 гг. министром национальной обороны; в 1952—1955 гг. — в тюрьме; потом, до 1967 года, — заместителем председателя Польского национального банка; в 1981—1986 гг. — член ЦК ПОРП (Маршал Польши — 1945).

** Войско Польское — ВП — военное формирование, созданное на территории СССР на основании решения ЦК ВКП (б). Его основой стала Первая пехотная дивизия им. Т. Костюшко, созданная весной-летом 1943 года в районе Сельца (50 км от Рязани) группой польских офицеров во главе с З. Берлином, который последовательно был командующим сначала польской дивизии, а потом, в меру роста численности, — Корпуса, Польской Армии в СССР и наконец, после объединения с подразделениями Армии Людовой на территории Польши, официально получает название Войско Польское.

*** ЦК ПРП — Центральный Комитет Польской Рабочей Партии. Польская Рабочая Партия (ПРП) создана в январе 1942 года в Варшаве. Ее костяк составляла группа, подготовленная партшколой Коминтерна в Пушкино, которая была десантирована на территорию оккупированной немцами Польши в конце 1941 года с утвержденной И. Сталиным Декларацией и разработанной специалистами Коминтерна под руководством Г. Димитрова Программой, провозглашавшей «прочный государственный союз и дружбу с СССР». С 1948 года — ПОРП (Польская объединенная рабочая партия).

**** УБ — Управление Безопасности (1944—1956) — название составляющих единиц образованной под наблюдением НКВД политической полиции коммунистической Польши на этапе ее становления. Формально должны заниматься защитой безопасности государства, а фактически служили ликвидации любых форм сопротивления насаждаемому коммунистическому режиму: занимались агентурной деятельностью, преследованием и организацией террора против национально-освободительного подполья, которое сопротивлялось коммунистической власти. Главный организатор коммунистического террора в Польше.

*****АК — Армия Крайова — военная организация польского национально-освободительного подполья, которое действовало на оккупированной III Рейхом территории Польши. Под этим названием действовала с февраля 1942 года (до этого, с ноября 1939 г. — Союз вооруженной борьбы). Подчинялась польскому эмиграционному правительству, находящемуся в Лондоне. Цель — вооруженное обеспечение восстановления польского государства в границах, существовавших до сентября 1939 года. В январе 1945 года по приказу своего командующего была распущена, но часть ее членов в 1945— 1947 гг. продолжала национально-освободительную деятельность в подпольных организациях «НЕ» и «ВиН».

Иван КОЗЛОВСКИЙ, кандидат исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ