Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По творческому духу Петр Чайковский был украинцем

Исследуя родословную великого композитора
2 апреля, 1996 - 19:11
ЦЕРКОВЬ В ТОМ СЕЛЕ ВЕРБИВКА, ГДЕ ГЕНИАЛЬНЫЙ КОМПОЗИТОР СОЗДАВАЛ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» / ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

Украина дала мировой культуре много великих имен, которые обогащали своим талантом культуры других народов. Хотя Петр Ильич Чайковский (1840—1893) считается выдающимся русским композитором, но он создавал свою гениальную музыку именно под генетическим влиянием своих казацких корней. Хорошо был ознакомлен с украинским фольклором и очень любил его за мелодичность, глубокий лиризм, который использовал в своих разножанровых музыкальных произведениях.

До недавнего времени в огромной литературе о Чайковском о его украинском происхождении почти речь не шла, а если и вспоминалось, то очень бегло. Исследователи в основном писали о том, что он часто выезжал для работы и отдыха в Украину (Каменка, Браилов, Тростянец, Низы), где любовался ее природой, которая, мол, вдохновляла его на творчество, рождала музыкальные образы. Это частично так. Нужно также учитывать и то, что в заидеологизированный период прошлой коммунистической эпохи восхвалялось все, что создавалось великим российским народом. Чайковский, конечно, в первую очередь обогатил русскую музыкальную культуру. Но возникает вопрос: а если бы у него не было украинских корней, как бы развивался его талант?

Перейдем к конкретным фактам из биографии композитора в плане прохождения службы в российской глубинке деда и отца Петра Ильича, которые помогли уточнить сотрудники Центрального государственного архива Удмуртской республики (РФ). Здесь стоит отметить, что к истории своей родословной сам Петр Ильич иногда относился иронически. В одном из писем он, в частности, писал: «Точно совсем не знаю, кто были мои пращуры (со стороны отца). Мне известно, что мой дед был врачом и жил в Вятской губернии, а поэтому мое генеалогическое дерево теряется во тьме неизвестности...»

Дед композитора (по отцу) Петр Федорович Чайковский родился в 1745 году, в селе Николаевка Полтавской губернии, в семье казака Федора Чайки. Родители отдали его учиться в Киевскую академию, откуда в 1769 году он перевелся для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь. После окончания курса обучения в чине помощника врача был направлен в действующую армию. Принимал участие в русско-турецкой войне 1768—1774 годов, а впоследствии получил чин врача. В 1777 году вместе с полком, в котором служил, переводится в город Пермь, где вышел в отставку. Первым городом гражданской службы Петра Федоровича стал Кунгур, где он несколько лет был местным врачом. В начале 1782 года его переводят на такую же должность в губернский город Вятку в чине штаб-врача.

По всей вероятности, что, учась в Санкт-Петербурге, сын казака Федора Чайки уже назывался Чайковским, как это делали тогдашние украинцы для того, чтобы влиться в имперскую среду. Вспомните, сыновья черниговского казака Розума стали влиятельными вельможами Розумовскими при дворе царицы Елизаветы. По-видимому, Петр Федорович Чайковский быстро забыл в северной столице о своих украинских корнях. Но они позже мощно проявятся в творчестве его гениального внука Петра.

В 1785 году согласно указу Екатерины II в России составлялась дворянская книга. В Вятском крае «столбовых» дворян было мало, а поэтому в книгу записывали и гражданских чиновников. Согласно «Табелю о рангах» Петра I чины не ниже восьмого класса получили права дворянства. Так в Вятскую дворянскую книгу были записаны 127 человек, среди них и Петр Федорович Чайковский.

В том же году штаб-врача Чайковского переводят «на докторскую вакансию в огород Слободской». Вскоре он оставляет медицину и становится дворянским заседателем Вятского верхнего земского суда. А в январе 1796 года его назначают на более ответственную должность — городничего города Слободского. Здесь в семье Чайковских родился сын Илья, отец великого композитора.

Но служить долгое время в Слободском Петру Федоровичу не пришлось. Менее чем через год его назначают городничим уездного города Глазов той же Вятской губернии.

В исповедных записях в книге Вознесенской церкви города Глазова за 1797 год появилась запись о семье Чайковских. Из нее видно, что Петр Федорович был женат на Анастасии Степановне, дочери подпоручика Степана Посохова, который погиб при защите Кунгура во время нападения одного из отрядов Емельяна Пугачева. В Глазов Чайковские приехали большой семьей, в которой было семеро детей. Восьмой ребенок — дочь Олимпиада родилась уже в этом городе, в 1801 году. Как отмечается в архивных документах, семья городничего богатой не была. Чайковские имели в собственности деревянный дом и четыре человека прислуги.

Петр Федорович Чайковский умер в 1818 году и был похоронен в Глазове.

Последний из сыновей городничего Чайковского Илья Петрович Чайковский (1795—1880), отец композитора, после окончания Вятского двухклассного училища тринадцатилетним юношей был отправлен на Ижевский завод, где стал овладевать горным делом. Сначала он работал копировщиком под непосредственным руководством начальника Камских заводов А.Ф. Дерябина.

Вернулся Илья Чайковский в родной Вятский край только через двадцать с лишним лет, став уважаемым специалистом горного дела. В январе 1837 года его назначают горным начальником Камско-Воткинского завода.

По воспоминаниям современников, Илья Петрович отличался необычной чувствительностью и мягким характером. Брат композитора Модест Ильич Чайковский писал о нем: «Доброта или, точнее, всеохватывающая любовь, составляли одну из главных черт его характера. В молодости, в зрелые годы и на склоне лет он совершенно одинаково верил в людей и любил их». В начале 1848 года из-за болезни Илья Петрович вышел в отставку с должности горного начальника Камско-Воткинского завода в чине генерал-майора.

В 1849 году отец будущего композитора был назначен управляющим Алапаевскими и Нижне-Невьянскими горно-металлургическими заводами и семья переезжает в город Алапаевск.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в поселении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, РФ). Его мать Александра Андреевна (в девичестве Ассиер) (1813—1854) — дочь француза по происхождению. Петр был вторым ребенком в семье.

В отличие от отца мать композитора была более строгого нрава и прививала детям трудолюбие, дисциплинированность и ответственность за свои поступки. В большом доме Чайковских постоянно звучала музыка. С пяти лет маленький Петр уже играл на рояле и сочинял свои первые музыкальные произведения. К музыке его всячески поощряла и мать. Она хорошо пела, исполняла произведения классической музыки.

Музыковед Галина Побережная рассматривает взаимодействие контрастных основ в формировании личности композитора, которые сложились вследствие черт, унаследованных от родителей. Носителем характера жесткого, мужественного, организованного в их семье была мать, а мягкого, кроткого, женского — отец. Синтез этих качеств дал прекрасный результат: гармоническое сочетание рациональных и эмоциональных основ, ярко отразились на характере композитора, который отличался большой настойчивостью в достижении цели, трудолюбием и вместе с тем скромностью, тонкой чувствительностью. В этом противоречивость натуры, динамизм личности Петра Ильича Чайковского, который как будто балансирует на грани противоположных сфер, очень существенных для формирования его творческого стиля.

Исследователи также видят в объективных стилево-интеграционных факторах композиторского творчества Чайковского этногеографический, в частности украинский, как довольно ярко выраженный. У него неслучайно была чувствительно-эмоциональная привязанность к украинской интеллектуальной и природной среде. Вспомнить хотя бы дружеские отношения с Николаем Лысенко и активное участие Чайковского в постановке его оперы «Тарас Бульба», концерты в Киеве, Харькове, Одессе, во время которых композитор общался с местными музыкантами и исполнителями. Чайковский во время своих частых поездок в Украину широко ознакомился с ее музыкальной культурой.

Таким образом, происходило активное взаимодействие художника с украинской средой, которая стимулировала реализацию генетической склонности композитора к восприятию украинской музыкальной культуры. Это, бесспорно, наложило яркий отпечаток на его творческую индивидуальность.

Исследователи также отмечают, что украинский элемент оказал влияние на специфическое стилевое качество Чайковского — природу его лиризма. Это становится очевидным, если сравнить специфику лирического качества в русском и украинском национальном отражении: синтез лирического элемента с эпическим в первом случае и открытость, непосредственность, мягкая искренность лирического в его «чистом» выражении — во втором.

Галина Побережная обращает внимание и на глубинные истоки музыкальной стилистики композитора. Она, в первую очередь, в принципе кульминирования, типичном для украинской песни и присущем мелодике Чайковского. Именно в московский период его творчества — период активных контактов с украинским бытом — сформировалась характерная стилевая черта: интенсивный, напряженный взлет мелодии к кульминации, грандиозный захват мелодичных вершин и постепенное рассеивание энергии в своеобразном «мелодичном парении». Хотя, например, тема «Ромео и Джульеты», лирико-патетические подъемы Первого фортепьянного концерта не несут на себе выразительного отпечатка украинской характерности, но свойственная им экспрессивная акцентуация имеет украинский оттенок, потому что именно для украинской песни типичны мелодичные подъемы на возгласах, которые выкристаллизировались на определенном этапе в октавный кульминационный оклик — своеобразный эмоциональный всплеск. Такие места мы можем услышать во многих симфонических произведениях Чайковского, в его балетах.

С 24-летнего возраста Петр Ильич почти ежегодно по несколько месяцев жил в Украине, где написал более 30 произведений, среди которых — оперы «Кузнец Вакула» («Черевички»), «Мазепа», песня-романс «Садок вишневий коло хати», дуэт «На вгороді коло броду» на слова Т. Шевченко. Вообще, он использовал в своих произведениях много украинских народных песен. От чего все это, как не от родовой генетической памяти, украинских корней?!

Полюбив живописное Подолье, Петр Ильич писал: «Поездки в Браилов останутся в моей памяти светлыми воспоминаниями о наиболее поэтических днях моей жизни». До наших дней здесь хорошо сохранился дворец фон Мекк, где создан Музей композитора.

Вообще, Подолье в поездках Чайковского в Украину занимает особое место. Сюда композитора привела долгая дружба с Надеждой Филаретовной, вдовой богатого железнодорожного промышленника Карла Федоровича фон Мекка, который в 1868 году приобрел немалое имение в Браилове, которое перед тем почти двести лет принадлежало семье магнатов Потоцких. Их заочное знакомство приходится на декабрь 1876 года, когда Петр Ильич получил письмо от страстной поклонницы своего творчества. Эта удивительная переписка длилась тринадцать лет.

А в Каменке на Черкасщине Петр Ильич «нашел ощущение мира в душе, которое напрасно искал в Москве и Петербурге». Более 28 лет жизни Чайковского связаны с городом над Тясьмином. Здесь он написал «Лебединое озеро», «Орлеанскую деву», «Спящую красавицу», «Евгения Онегина»... И это не полный перечень произведений, над которыми он работал в Каменке.

Петр Ильич неоднократно посещал Слобожанщину. Особенно ему пришлась по душе усадьба Николая Кондратьева, которая расположена в селе Низы вблизи Сум. Именно здесь он работал над операми «Кузнец Вакула», «Опричник», Второй и Третьей симфониями, создал несколько фортепьянных пьес и романсов. Знакомство молодого композитора с этим прекрасным краем произошло в июле 1871 году. А в Тростянце он написал свое первое симфоническое произведение — увертюру к драме А. Островского «Гроза».

Как видим, огромный пласт бессмертного творческого наследия Петра Ильича Чайковского происходит именно с Украины, потому что отсюда его родовые корни. Земля пращуров позвала его к себе, чтобы он по Божьим установкам в своих гениальных музыкальных произведениях показал красоту и величие украинской души, ее творческую силу, героическую и драматическую историю великого народа, из которого он вышел в большой мир высокого искусства.

Георгий ШИБАНОВ, заслуженный деятель искусств Украины, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ