Проезжая по чужой стране, поневоле сравниваешь незнакомый образ жизни со своим, обычным. С тем самым, который дома воспринимаешь как естественный, более того, как единственно возможный. Чаще всего, к сожалению, сравнение не в нашу пользу и в голове постоянно раздается болезненный сигнал тревоги — почему люди могут, а мы нет?
Около варшавского мемориала неизвестному солдату вечный огонь горит в честь поляков, которые отдали жизнь за свободу и славу отчизны на протяжении всей истории существования Польши. Независимо от того, при каком политическом режиме, короле или правительстве это произошло. Почему мы постоянно разделяем своих покойников на различные лагеря?
Почему все тексты, которые встречаешь на улицах польских городов (названия учреждений, коммерческих предприятий, реклама и др.), написаны на польском языке? А мы, с нашим «знанием» английского языка, просто не можем без него обойтись.
Киевляне гордятся своим зеленым городом. Его парки, скверы, зеленые массивы, однако, давно превратились в кусочки шагреневой кожи, которые уменьшаются и уменьшаются под натиском автостоянок, автозаправок, строительных площадок и тому подобное. Исчезают не только парки и лесопарки, но и бесценный киевский рельеф под ними — живописные холмы, которые роднят Киев с такими городами, например, как Рим. Между тем в самом центре Варшавы остаются нетронутыми, несмотря на постоянное развитие города, огромные зеленые массивы, скажем, Лазенковский королевский парк, где каждое дерево — это уважаемая обществом личность.
Почему городской транспорт Варшавы функционирует, как швейцарские часы? Днем и ночью, в праздники и в будни, в центре и где-то на окраине. На всех остановках, на уровне глаз (а не где-то на столбе) под стеклом размещены расписания движения всех маршрутов и я не припомню, чтобы сияющий чистый автобус или трамвай не прибыл точно по расписанию, минута в минуту. Может, именно из-за это там не бывает давки в салонах. Каждая остановка обеспечена схемами маршрутов, часто также картой Варшавы. Названия остановок и номера маршрутов видны издали. Восточному соседу непонятно одно — почему все эти схемы, расписания и стекла никто не бьет, не рвет, не расписывает другими, простите, словами?
На польском транспорте сталкиваешься с аномалией — там не существует такого понятия, как дополнительная оплата за предварительную продажу билетов. Догадаются ли когда-нибудь и наши чиновники, что предварительная продажа облегчает работу транспортной системы и поэтому пассажирам, скорее всего, положена скидка?
В туалеты польских железнодорожных вагонов можно заходить без отвращения — там нет запаха, нет луж по щиколотку на полу, а краны с водой действительно предназначены для умывания. Поляки знают, очевидно, какой-то особый секрет.
Между Польшей и Украиной уже несколько лет идет оживленный обмен товарами и деньгами. Все промышленные станки стоят на польский стороне и бесконченный поток дешевых товаров плывет всегда на Восток. А в обратном направлении плывут наши деньги — миллиарды, которые питают малый бизнес Польши, стимулируют появление новых рабочих мест, формируют средний бизнес. Почему эти потоки никогда не меняются направлениями?
Почему с улиц польской столицы почти полностью исчезла торговля «с рук», «с земли», на импровизированных рынках? Их транспортные узлы, станции метро давно освободились от «осады» толп покупателей и продавцов.
В любую пору года в Варшаве, как и в Киеве, идет оживленная торговля цветами. Только польские цветы выращиваются в Польше — для внутреннего потребления и на экспорт. А «богатая» Украина ввозит разнообразие цветов из Голландии, Эквадора, Гондураса и из той же Польши. Куда там старым аристократам, которые когда-то среди зимы позволяли себе фиалки из Пармы!
Польские зарплата и пенсия многократно превышают те копейки, которые получаем мы. Однако такие важные пищевые продукты, как колбасы и сыры всех сортов, имеют там такую же цену, как у нас (в долларовом эквиваленте). Несколько даже дешевле. Как это получается?
Почему на польской стороне каждый квадратный сантиметр земли тщательно, можно сказать, любовно обработан крестьянами? А пересекая польско-украинскую границу, попадаешь в страну нетронутых сорняков.
Как известно, любознательный слоненок Киплинга ставил много опасных вопросов и согласен был отправиться на конец света, чтобы только получить какие-то ответы. Я тоже.