Де Залізняк, душа щира,
Де одпочиває:
Тяжко! важко! Кат панує,
А їх не згадають»
(Т. Шевченко «Гайдамаки»)
Национально-освободительная борьба украинского народа всегда занимала особое место в истории Украины. Одной из таких героических страниц является «Колиивщина» — освободительная война под предводительством Ивана Гонты и Максима Зализняка 1768 г. Оставляя в стороне трагизм тех событий, акцентируем наше внимание на поисках родины Максима Зализняка.
Историкам немного известно о раннем периоде жизни Максима. Существуют дискуссионные вопросы по определенным вехам его биографии. В частности, места рождения, происхождения, политического статуса в ходе восстания и конечной цели повстанцев, дальнейшей судьбе после приговора. Мы ставим цель, рассмотрев справочную литературу и проанализировав взгляды историков и краеведов на биографию Максима Зализняка, выяснить его место рождения, происхождение и возраст. Целью этой публикации является анализ историографии и источников, посвященных месту рождения М. Зализняка для выяснения поставленного вопроса.
Справочную историческую литературу в зависимости от трактовки места рождения М. Зализняка можно разделить на несколько групп. Часть специалистов однозначно утверждает, что Максим Зализняк родился в с. Медведевка Чигиринского района Черкасской области.
Другая часть исследователей, в силу неопределенности места рождения М. Зализняка, занимает двоякую позицию, указывая существование двух различных сведений о месте рождения М. Зализняка. Можно отметить здесь такие труды: Українська радянська енциклопедія, Довідник з історії України, Украинский Советский Энциклопедический словарь, Довідник історії України и др.
Рядом с двумя указанными населенными пунктами встречаем упоминание, как о месте рождения Максима Зализняка, таких населенных пунктов Украины, как с. Мельники (сов. Чигиринского района), с. Алексеевка (сов. Бобринецкого района Кировоградской области), с. Пыковцы (бывшего Бердичевского уезда).
На еще одной, «ивковской», версии рождения Зализняка не останавливается ни один справочник. Среди этих сел стоит отметить с. Алексеевку. Впервые этот населенный пункт фигурирует как родина Максима Зализняка у известного исследователя Запорожья А.О. Скальковского. Он в своем труде «Наезды гайдамак на Западную Украину в XVII в.» говорит: «На речке Громоклей, в бобринецком уезде Херсонской губернии, где теперь село Алексеевка, жил старый запорожец Григорий Зализняк, бывший куренной товарищ и полковой есаул, который до 1755 г. сидел зимовщиком на речке Суре, Кодацкой паланки, а потом переселился туда. Из двух сыновей младший Максим заступал его в войске в Тимошевском курене. Запорожцы того куреня говорили, что он был родом из Польши, из села Пыковец и только что, в 1740 или в 1750 г., прибыл на Запорожье. Но все соглашались, что Максим Зализняк был казак храбрый, умный, грамотный и долго служил в военной пушкарской команде». «Алексеевскую» версию полностью повторил Д. Мордовцев, а через сто лет В. К. Чернецкий.
Вышеупомянутая «алексеевская» версия, бесспорно, имеет право на существование, но без документального подтверждения связи с. Алексеевка именно с М. Зализняком — героем Колиивщины — она остается на уровне предположения...
Научная мысль уверенно отбросила Алексеевскую и другие версии и остановилась на двух вышеупомянутых: или село Ивковцы, или местечко Медведевка. Со всей остротой вопрос места рождения Максима Зализняка был поднят еще на заре нашей государственности — в 1993 г., когда общественность отмечала 225-летие с начала Колиивщины. Именно тогда в с. Медведевка был установлен памятник одному из руководителей гайдамацкого движения Максиму Зализняку. Расхождения в трактовке места рождения М. Зализняка привели к недоразумению в отношении места установления монумента предводителю Колиивщины. Жители как. с. Медведевка, так и с. Ивковцы Чигиринского района ревностно настаивали на установлении памятника именно в своем населенном пункте. Жители обоих сел и сейчас вспоминают те ссоры...
А в с. Ивковцы на средства сельской общины в центре села был построен постамент из силикатного кирпича и установлен гипсовый бюст Максима Зализняка работы выдающегося культурного и общественного деятеля, скульптора, живописца, графика, народоведа, народного художника Украины, лауреата Государственной премии Украины им. Т. Шевченко, широко известного в Украине и далеко за ее пределами заслуженного скульптора Украины Ивана Макаровича Гончара.
На первый взгляд ситуация выглядела как борьба амбициозных претензий отдельных населенных пунктов. Но, несмотря на местные амбиции, вопрос места рождения М. Зализняка остается невыясненным и поныне. Когда мы снова обратимся к исторической научной литературе, то сразу становится понятно, что данная проблема так и остается неразрешенной. Выходят в свет всe новые труды, посвященные истории Украины XVIII в., и в них продолжают «кочевать» различные данные о месте рождения Максима. Наблюдается и явление умалчивания сведений о месте рождения Зализняка (очевидно учитывая спорность вопроса).
В трудах историков, краеведов и публицистических произведениях вопрос о месте рождения Максима Зализняка трактуется по-разному. Часть ученых останавливает внимание на с. Медведевка:
Кость Гуслистый в труде «Коліївщина (історичний нарис)» на стр. 21 в отношении М. Зализняка отмечает: «Он был крестьянином из местечка Медведевка на Чигиринщине. После смерти отца, когда Максиму исполнилось 13 лет, он пошел на Запорожье, где некоторое время было батраком, потом... рабочим-батраком в Очакове».
Котляр М.Ф. в труде «История в жизнеописаниях» на стр. 215 говорит: «... Развитие событий на первый план выдвинуло Максима Иевлевича Зализняка. Историкам не много известно о раннем периоде его жизни. Во время допроса в Каргопольском карабинерном полку (июнь 1768) на вопрос: «Как тебя зовут, чей сын и прозванием, и какой веры и с какого звания, где жительство имееш?» он отвечал: «Зовут меня Максимом Иевлев сын, Зелезняк, веры греческого исповедания из мужиков, жительство прежде имел я польской области Чегиринской губернии в местечке Медведовке, а потом по смерти отца пошел в Запорожскую Сечь тому уже назад пятнадцать лет, ...в турецком городе Очакове находился в шинковом промысле».
Д. Дорошенко в «Нарисі історії України» на стр. 257 пишет: «Во главе этого восстания стал Максим Зализняк. Он был родом из крестьян местечка Медведевки, стал запорожцем...».
Б. Сушинский в публицистическом труде «Козацькі вожді України. Історія України в образах вождів та полководців XV— XIX ст.» на стр. 602 говорит о Максиме Зализняке следующее: «... Родился он, как предполагают, в 1740 году, в селе Медведевке на Черкасщине. Родители его были бедными крестьянами, но может быть, кто-то в его роду в свое время был казаком...».
В труде «З-під булави під корону, друга половина XVIII ст. Історія України в прозових творах і документах», у ред. В.А. Смолия и А.И. Гуржия на стр. 376 говорится: «Максим Зализняк родился в 1740 г. в имении Медведевка на Чигиринщине, 13-летним парнем пошел на заработки на Запорожье, на рыболовные промыслы. Впоследствии стал казаком Пластуновского куреня».
Известный исследователь Колиивщины И.Ю. Храбан в труде «Спалах гніву народного (Антифеодальне, народно-визвольне повстання на Правобережній Україні у 1768—69 р.р.)», также поддержал «медведевскую» версию. По понятным причинам мы приводим только часть трудов.
В монографии исследователя гайдаматчины Петра Мирчука, представителя украинской диаспоры, «Коліївщина: гайдамацьке повстання 1768 року» обстоятельно исследуются вышеназванные версии. Рядом с приведенными версиями упоминается, что «запорожцы Тимошевского куреня говорили, что Зализняк родом из Польши, из села Пиковцы и только что в 1740—1750 г.г. прибыл на Запорожье». Что касается этой версии, то есть с. Пыковцы, то даже на первый, беспристрастный взгляд, можно говорить об искаженной транскрипции села «Ивковцы». Хотя село Пыковцы мы встречаем в труде Л. Похилевича «Сказание в населенных местностях Киевской губернии» в Бердичевском уезде, а в «Списке населенных мест Киевской губернии» за 1900 г. встречаем Пыковцы еще и вблизи Умани.
Село Ивковцы признается местом рождения Максима в трудах ряда исследователей.
Так, Скальковский А.О. в «Історії Нової Січі або останнього коша Запорожського» говорит: «атаман же куреня Тимошевского засвидетельствовал, что в войске был запорожец Максим Зализняк, сын женатого запорожца родом из польского села Ивковцы; около 1757 года прибыл он на Сечь и был принят в общество вышеупомянутого куреня. Сначала был юнцом по разным зимовкам, после в команде гармашей (артиллеристом). Часто пропадал без вести, и тогда все были уверены, что он «ходил в пехоту», т.е. гайдамачил в Польше. Говорили также, что он жил послушником в Межигорском монастыре, а чаще всего прятался в лесах возле Лебединского и Мотронинского монастырей. Здесь он, по пересказам запорожцев, получил благословение от лебединского архимандрита на истребление поляков и евреев. В 1762 году шнырял аргатом на днепровских промыслах или шинковал (продавал водку) в Очакове. Когда пошел в Польшу и как собрал ватагу? Этого ни в курене, ни в коше никто не знал.
Голобуцкий В.А. в труде «Запорожское казачество», на с. 395 пишет такое: «2 июля 1768 г. на запрос Коша в личности Зализняка атамана Тимошевского куреня Василий Корж сообщил следующее: «Щислясь при курене Тимошевском родился польской области села Ивковец Максим Желизняк с приходу своего годов с пять находился на зароботках в услужении....»
Продолжение следует