Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Поэма в камне — воспоминание о золотом веке Чернигова

15 августа, 2003 - 00:00

В истории и культуре Восточной Европы Чернигов занимает уникальное место. Только здесь сохранился целый ряд памятников домонгольской эпохи, последовательно представляющих все этапы более чем 200-летнего периода развития архитектуры Киевской Руси.

Эта прекрасная вереница образцов строительного искусства начинается Спасо-Преображенским собором, который был заложен князем Мстиславом Владимировичем в 1030 году в качестве главного сооружения столицы могущественного Черниговского княжества, земли которого достигали Оки, Дона и Азовского моря. Расположенный на территории бывшего детинца, Спасский собор много веков был главным святилищем края, в нем хранились чудотворные иконы, останки святых и князей. Планировочно- пространственное решение собора не имеет аналогов среди храмов Киевской Руси. Здание является комбинацией византийского крестово-купольного храма с элементами романской базилики — внутри сооружение имеет четыре пары колонн, одна из которых расположена в алтарной части. Вполне возможно, что Мстислав пригласил для строительства храма архитекторов из Тмутараканского княжества, где он княжил до триумфального возвращения в Чернигов. Этим мастерам были знакомы конструкции, у которых есть немало аналогов в Малой Азии и в Закавказье.

Внутренняя высота сооружения в самой высокой точке купола достигала 30 метров, и для своего времени собор без всякого преувеличения был чем-то необычайным, фантастическим и невероятным. Камень на Руси использовался для строительства не так широко, как в Западной Европе; простые люди ютились в маленьких жилищах полуземляночного типа, а храм в то время не только доминировал над всем городом, но и был виден с внешней стороны городских каменных стен.

Собор был построен из природного камня (песчаника) и плинфы (крупного кирпича). Такая комбинация строительных материалов получила название «смешанной» техники — opus mixtum. Толченая керамика — цемянка — добавлялась к известковому раствору и кладка приобретала розовый оттенок. Фасады украшались кирпичными орнаментами: меандрами, лентами и крестами. Первоначально стены собора не были оштукатурены и благодаря этим украшениям имели очень нарядный и изысканный вид (сейчас они защищены штукатуркой от влаги). В течение веков храм несколько раз перестраивали, в конце ХVIII века были достроены два конических шпиля, придающих зданию сходство с польскими костелами.

Внутренние стены собора были украшены фресками, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней. Из первоначального убранства интерьера остались только шиферные парапеты, украшающие второй ярус здания. Достоин внимания иконостас храма, изготовленный в конце ХVIII века в барочном стиле с элементами классицизма из ста липовых колод. Его детали позолочены. Это произведение искусства осталось почти невредимым, а поскольку старых иконостасов в украинских церквях сохранилось очень мало, сегодня он представляет большую художественную и культурную ценность.

Принципиально другое инженерное решение — также уникальное для сооружений Киевской Руси — было использовано в строительстве (в первой четверти ХII века) Ильинской церкви, прилепившейся к склону Болдиной горы. В отличие от Спасо-Преображенского собора, в котором для поддержки верхней части здания использовались колонны, Ильинская церковь в свое время была единственным бесстолпным храмом Поднепровья. Барабан ее единственного (на то время) купола опирался непосредственно на паруса, своды треугольной формы, которые передавали его вес стенам. Такая конструкция храма обусловила его очень маленькое внутреннее пространство. Вот почему иконостас, изготовленный в 1774 году в стиле позднего барокко — рококо — имеет ломаный план: это дало возможность разместить на нем максимально возможное количество икон.

Рядом со Спасским собором стоит Борисоглебский собор, заложенный в 1120 году князем Давидом как княжеская усыпальница. Сыновья великого киевского князя Владимира Борис и Глеб были убиты во время междоусобицы по приказу их брата Святополка Окаянного; позже они были причислены к лику святых Русской православной церковью как мученики за единство страны. Борисоглебский собор является типичным крестово-купольным храмом. Это означает, что купол и барабан, на который он опирается, передают вес на четыре колонны, которые находятся внутри здания. Именно эти четыре колонны определяют организацию внутреннего пространства сооружения — виртуально в его план вписывается крест.

Высота сооружения в самом высоком, среднем, нефе до свода маковки — 25 метров. Храм построен исключительно из древнерусской плинфы, природный камень здесь не использовался. Плинфа изготовлялась из белой каолиновой глины; в отличие от кладки Спасо-Преображенского собора, кладка Борисоглебского собора вполне современная — порядовая: один ряд плинфы клался на другой. В то время княжества постоянно вели междоусобные войны, и церкви часто становились последней надеждой и крепостью горожан; поэтому толщина стен здания была 1,5—2 метра. Для оборонных же целей делались и окна-бойницы. В плане Борисоглебский собор близок к романскому стилю — он поражает своей монументальностью, спокойствием, мощью.

Собор часто перестраивали, он сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны. Сегодня этот храм представляет самое типичное культовое здание особого черниговского архитектурного стиля того времени и является одним из немногих сооружений, которые были отстроены почти до их первоначального вида.

Самой интересной чертой и важнейшим элементом здания являются резные капители, завершающие его внешние полуколонны. Только в трех княжествах Киевской Руси использовали резной камень; черниговские барельефы — лучшие и имеют большую художественную ценность. На капителях изображены фантастические животные и растения, сплетенные в сложный орнамент. Такие образы напоминают о языческом периоде. Речь идет о так называемом зверином стиле в искусстве, который широко использовался при изготовлении ювелирных украшений для скифских царей. Сегодня образцы звериного стиля можно увидеть в убранстве зданий XII века в Южной Франции.

В 1701 году во время земляных работ неподалеку от собора был найден серебряный языческий идол. Историческую ценность этой находки сложно переоценить. Ведь до нашего времени дошел только один языческий идол, изготовленный из камня, его нашли в 1848 году в Западной Украине на реке Збруч. Сейчас Збручанский идол хранится в Краковском музее, но есть весомые основания считать его подделкой. К превеликому сожалению, Черниговский идол навсегда утрачен: из его серебра для Борисоглебского собора были изготовлены царские врата, иконостас которых не сохранился.

Ворота весом 50 кг были отлиты в Южной Германии в городе Аугсбург по эскизу неизвестного черниговского художника. В центральной части каждой створки изображения, соответственно, святых Бориса и Глеба, выше и ниже — образы четырех евангелистов. В самом низу изображены пророк Исайя и царь Давид, в верхней части — Богоматерь и архангел Гавриил, на самой верхушке — благословляющий Христос, а по центральной оси сверху донизу расположены изображения десяти царей Иудеи. Самую нижнюю же часть врат украшает герб гетмана Украины Ивана Мазепы. Царские врата являются бесценным шедевром искусства, который дошел до нас почти неповрежденным.

В интерьере Борисоглебского собора хранится самый интересный памятник Чернигова, его символ и талисман — белокаменный рельеф, оригинально украшавший западный портал сооружения. Он изображает Черниговского Зверя — фантастическое существо с головой собаки, парой лап, птичьими крыльями и обвитым лозой чешуйчатым туловищем, которое заканчивается змеиным хвостом.

Логично завершает серию памятников киеворусского строительства его самая ценная жемчужина — церковь Параскевы Пятницы, возведенная на рубеже XII и XIII веков около городской рыночной площади и названная в честь святой покровительницы торговли.

История церкви необычна. До значительного повреждения авиабомбой во время Второй мировой войны она была «одета» в барочные формы и выглядела на первый взгляд как храм XVII века. Сразу же после изгнания немцев из города началось тщательное изучение ее остатков с целью дальнейшего восстановления. Результат исследований был сенсационным — исследователи-археологи нашли храм, воплотивший высшие достижения древнерусской архитектуры домонгольской эпохи. Долгое время считалось, что собственно русская архитектура начала развиваться только в XIV веке после монголо-татарского нашествия, когда наши архитекторы отошли от византийских традиций. Но изучение ровесницы «Слова о полку Игоревом» — Пятницкой церкви — показало, что процессы становления национальной архитектуры проходили на полтора столетия раньше. Церковь, таким образом, была восстановлена в ее первоначальном виде.

Византийский стиль, доминировавший в первых русских культовых сооружениях, основывался на богатом и поразительном интерьере, задачей которого было убедить людей в преимуществах христианской веры. Позже ситуация изменилась: верующие шли в церковь, чтобы быть ближе к Богу, чтобы пообщаться с ним. Храмы приобретали близкие к человеческому телу пропорции. В то же время архитекторы стали уделять значительно больше внимания экстерьерам сооружений. В Европе эта тенденция проявилась в переходе от романского стиля к готике. Храмы утратили сходство с оборонительными башнями, они устремились ввысь, их высота начала в полтора-два раза превышать горизонтальные измерения. Внешние стены утратили романскую монументальность и благодаря красивой пропорциональности стали создавать радостный, изысканный и возвышенный образ.

Церковь Параскевы Пятницы является крестово-купольным храмом, стремящимся ввысь. Ее размеры в плане относительно невелики — 12х10,5 м, с абсидой — 15х10,5 м, однако внутренняя высота от пола до высшей точки купола составляет 27 м. Она на два метра превышает высоту своего «предшественника» — Борисоглебского собора. Устремленность здания ввысь усиливается тремя ярусами.

Архитектурные черты, впервые появившиеся в Пятницкой церкви, получили дальнейшее развитие в русском, украинском, румынском храмовом строительстве. Пятницкая церковь возведена намного раньше всех московских шатровых церквей XVI века. На нее очень похожа московская церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в селе Коломенском, которая является первым шатровым каменным сооружением Московии. В русской архитектуре закомары превратились в кокошники. Закомара — это конструктивный архитектурный элемент, внешняя дуга свода. Кокошник же является элементом сугубо декоративным, это плоская пластина, по форме схожая с лепестком цветка или с головным убором русских женщин (отсюда и название).

И еще одна интересная и важная деталь. В строительстве сооружения прекрасно использованы декоративные возможности кирпича, орнаментальная кладка Пятницкой церкви является ранним примером декора, который позже получил развитие в Новгороде и Пскове.

К сожалению, интересный процесс развития древнерусской архитектуры прервался из-за татаро-монгольского нашествия. В 1239 году Чернигов взял штурмом хан Менгу, двоюродный брат хана Батыя. Город был настолько разграблен и опустошен, что только через четыре столетия «вырос» до территории, которую занимал в начале ХIII века.

Политическое, культурное и экономическое возрождение бывшего княжьего града, как и всей Левобережной Украины, началось только в эпоху Гетманщины — ограниченной украинской автономии в составе Российской империи. Но восстановить былую славу ни Чернигову, ни всему Сиверскому краю уже никогда не было суждено.

Сергей КОЛЕСНИК, Чернигов. Фото Виктора КОШМАЛА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ