Фактически незамеченным для широких слоев общества стало возвращение из Киева на Волынь, в Низкиничевский мужской монастырь отреставрированного саркофага, в котором был похоронен основатель этого Божьего дома Адам Кисиль. Но этой акцией не только возвращен из небытия почти утраченный исторический и художественный памятник. Восстановлена и историческая справедливость в отношении почитания праха и памяти человека, который, будучи украинским магнатом по происхождению, но польским сенатором и дипломатом по должности, для украинской культуры и духовности сделал намного больше тех, кто громко называл и называет себя украинскими патриотами...
Игумен Викентий поднял тяжелую крышку — и из темного подземелья повеяло вечностью. За 350 лет своего существования Свято-Успенский храм осел в землю больше, чем на метр; поэтому широкие, но высокие ступени в склеп, где покоится основатель храма, известный политический деятель XVII века Адам Кисиль, немного отходят от положенного позже пола. Приходится осторожно, держась за стену, спускаться вниз...
В небольшом гробу на возвышении то, что осталось от бренного тела: наместник Викентий рассказывает, что это череп и несколько костей. А Геннадий Яковлевич Гулько, начальник отдела миграции, национальностей и религий Волынской облгосадминистрации, вспоминает человека, похвалявшегося, что когда храм в начале 60-х годов прошлого уже ХХ века, как и сотни других на Волыни, закрыли, а склеп-погребение Кисиля осквернили, он играл этим черепом в футбол...
Будучи православным (ибо, как писал он в своем духовном завещании, «в нем шестьсот лет неизменно оставались предки мои»), Адам Кисиль заложил и возвел три монастыря с церквями. Низкиничевский, в котором он завещал себя похоронить, был построен в память о душах родственников (на месте старой церкви, при которой похоронены прадед, отец, дяди магната). Именно это село и было родовым имением украинских шляхтичей Кисилей. Величественная пятибанная Успенская церковь возведена на высоченном холме, с которого открывается вид на всю округу. Рядом построено, но еще не обжито монастырское жилище. Сейчас семеро монахов живут в обычной сельской избе в Низкиничах, примерно за километр от церкви. Низкиничи были первой парафией нынешнего наместника Киево- Печерской лавры епископа Павла. При его благословении и поддержке и удалось осуществить почти немыслимое дело: реставрацию саркофага Адама Кисиля.
За 350 лет храм в Низкиничах не раз подвергался разорениям. Вероятно, здесь приложили руку и шведы Карла ХII, побежденные позже под Полтавой, — они тоже были не прочь осквернить «поляцкие» могилы... Старенький священник из соседнего села Тышковичи, отец Владимир, которого во времена известных коммунистических гонений на церковь перевели сюда из Низкиничей (где храм закрыли), рассказывает и такую легенду «о добром царе». Где-то в двадцатых годах прошлого века в Низкиничи якобы приезжал тогдашний президент Польши. Местные поляки ожидали, что он отдаст «храм Кисилей» католикам. Но президент сказал, что «єстем був православний, нех і бендзє таким!» Все же в тридцатых годах неизвестные открыли запаянный до того саркофаг Кисиля и забрали оттуда его булаву и клейноды (знамена).
А наибольший урон нанесли уже не так давно, в 60-е годы, воинствующие «богоборцы»-коммунисты. Снимки оскверненного саркофага приводят в ужас. Крепкая оловянная крышка, вероятно, били кувалдами, ибо оно совсем вогнуто... Жертвой осквернителей, которые и греха не боялись, стал и скульптурный надгробный бюст Адама Кисиля, вставленный в нишу, обрамленную мраморной композицией в стиле барокко. Воевода изображен здесь в рыцарских латах. От удара об пол храма скульптура раскололась на две части, и большая удача, что львовским реставраторам удалось вернуть ей почти первоначальный вид.
На такую ли память потомков надеялся Адам Кисиль? На стене Успенского храма под скульптурным бюстом на латыни высечен краткий перечень заслуг представителя этого украинского православного благородного рода. «Прохожий! Остановись, читай. Этот мрамор повествует о славном потомке рода Святольда (который получил прозвище Кисиль за военную храбрость и смекалку в начале ХI века от киевского князя Владимира Святославича. — Н.М. ), славу и опору государства — Адама из Брусилова Кисиля, который был кастеляном черниговским, затем воеводой брацлавским и киевским; мужа, отличившегося в боях твердостью и дальновидностью; победителя в боях при Сигизмунде, а при Владиславе — прославившегося в делах против Москвы. Отличился под Хотином против турок, в Пруссии — против шведов...»
Это Адам Кисиль в известном фильме «Огнем и мечом» говорит польскому королю: «Если Польша начнет войну с казаками, мы потеряем государство!» И именно он 14 лет как ловкий дипломат выступал посредником в переговорах между Речью Посполитой и украинским Гетманатом.
Адам Кисиль так и не решил самой главной дилеммы своей жизни: лояльное отношение к польскому шляхетскому сословию в какой-то момент начало противоречить впитанному с молоком матери ощущению принадлежности к украинскому роду и восточной православной церкви. Поляки называли его «здрайцей, гадюкой, хлопом и русином», а украинцы говорили, что «хоч кості в тебе руські, та обросли польським м’ясом».
Все знают Киево-Могилянскую академию — а ее правильнее было бы называть Могилянско-Кисилевской. Как Петр Могила был ее «душой» — духовным основателем, так Адам Кисиль был ее «телом» — как сказали бы теперь, финансистом, меценатом.
С восстановлением несколько лет тому назад Низкиничевского монастыря монашеская братия решила достойно чествовать и своего основателя. По Божьей воле храм хоть и был закрыт в начале 60-х годов ХХ века, но — странное на то время дело! — его не сняли с учета, что окончательно развязало бы руки «воинствующим атеистам». Прихожане разыскали на Киевщине дальнюю — действительно, «десятая вода на киселе» — родственницу Адама Кисиля, но, вероятно, все-таки влиятельную женщину, которая приезжала на Волынь и смогла «остановить процесс».
Привезенный из Киева отреставрированный саркофаг пока что стоит в Успенском храме. Восстановлены и гербы славного рода, и почти уничтоженные батальные сцены на его стенах. Должна быть разъяснена и надпись на саркофаге, ведь похоронен в нем был Адам, а написано: «Николай из Брусилова. Черкасский. Синицкий. Староста. Полковник» (материалы по этой теме есть в фонде Оссолинских в Львовской научной библиотеке). Саркофаг предназначался брату Адама Кисиля, тоже воину и дипломату, погибшему под Винницей от рук казаков Ивана Богуна: польских драгунов утопили в Южном Буге. Ведь тогда знатные люди заранее готовили себе саркофаги...
Впоследствии саркофаг спустят в склеп, положат в него гроб с бренными останками. И хотелось бы верить, что воевода Адам Кисиль окончательно обретет вечный покой...