Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Праведные женишковцы

6 января, 1999 - 00:00

Иных уж нет на этом белом свете, а те — далече. Отжили
свой век в Женишковцах и улетели с белыми журавлями Матрена и Ульяна, Андрей,
Григорий, Марийка, Севастьян, тетя Ксения... А он, Иосиф, уже давно не
молодой человек, прибыл аж из Риги, идет в ботинках, будто босиком, колючей
стерней своего горького, как полынь, детства. Растревоженная, вбудораженная
память Иосифа зовет из рая незабвенные тени...

НИ ВСТРЕТИТЬСЯ, НИ ПЕРЕКЛИКНУТЬСЯ

«Благодарность к каждому, кто меня спасал, останется в
моем сердце до последней минуты жизни», — говорит, подбирая нужные слова,
66-летний Иосиф Шалита. Он уже знает, что в Иерусалиме неподалеку от Стены
плача растут под палящим солнцем пустыни именные деревья. Каждое олицетворяет
Праведника мира. Сколько же кипарисов и пальм должно быть посажено, чтобы
увековечить память о тех, кто спасал одного только Йосю! «Это должен быть
густой лес», — убежден И.Шалита.

...В тот знойный августовский день мама Хана отправила
Йосю за молоком к Харкавой Матрене Степановне. В те минуты, когда православная
крестьянка доила корову, вооруженные полицаи схватили Хану, ее мужа Моисея,
самую младшую Йосину сестру Женю и повезли в Виньковец, в райцентр. «Услышав
об этом от людей, Матрена не отпускала меня домой целые сутки, приказала
сидеть в кукурузе на своем огороде. Приносила еду и требовала, чтобы никому
на глаза не показывался. Старшая сестра Фаня, когда за семьей пришли, выпрыгнула
из избы через окно, но вскоре ее поймали и расстреляли вместе с родителями
в Виньковцах. О второй моей сестре Марии я ничего не знал вплоть до окончания
оккупации — война застала ее в Хмельницком, где она училась...».

Но где же она, труженица Матрена, которая не могла смириться
с тем, что людей убивают только за то, что они имеют своего Бога? Разве
кузнец, который каждый утро раздувал горн, орудовал молотом в колхозной
кузнице, виноват, что он — Моисей, а его жена — Хана? Кому и что был должен
десятилетний Йося?.. Вероятно, искала и все-таки находила своим умом ответы
на бессмысленные вопросы Матрена, для которой была доступна лишь одна книга
— Библия.

Уже ни встретиться, ни перекликнуться ему, Иосифу, со старой
Матреной...

«ЧУЖАЯ» ВЕРА

Где же он, тот десятилетний чернявый Йося? Сидит и дрожит
в кукурузе, посеянной и ухоженной натруженными Матрениными руками. В эти
же минуты мучается, ищет ответы на свои вопросы отец Николай, женишковецкий
священник... Похоже, что на склоне лет Иосиф Шалита, вспоминая о своем
пребывании среди людей и волков, и сам пытается объяснить для себя все,
что с ним произошло. Говорит об отце Николае, который согревал и кормил
его. И делает вывод: «Благодаря батюшке крестьяне спасали меня. Он напоминал
людям о Божьих заповедях. А также учителя меня спасали — Ермалович Нина
Ивановна, Мельник Павел Епифанович и его жена Надежда, Котлинский и Богуцкая,
Подвальный Яков Михайлович...».

Господи, какие же удивительные, непостижимые повороты событий
и судеб, какие повторения через века и годы происходят под высоким небом!
За пять лет до того, как священнику пришлось напоминать людям о вечных
истинах, сельские активисты здесь же, в Женишковцах, сбросили на грешную
землю крест с церкви, где служил отец Николай. Это уже было второе падение
храма. О первом вспоминает неизвестный летописец: «Ныне существующий в
Женишковцах храм построен в 1764 году взамен прежнего, сгоревшего в том
же году, и освящен в честь Вознесения Господнего».

«Возлюби ближнего...» — доносится из православных, лютеранских,
иудейских, католических и мусульманских храмов.

ТАМ, ЗА СЕЛОМ

Старый Иосиф идет тихой женишковецкой улицей. Туда, куда
десятилетний Йося ушел до рассвета из кукурузы, посаженной Матреной Харкавой.
В лес, в поле, где уже новые скирды. Там лето медленно катилось в осень,
а осень, словно в вечность, тянулась в холодную зиму, которую, казалось,
не перезимовать, наконец — в весну... Там ему пришлось прятаться в скирдах,
на кладбище, в лесу, где любая тень представлялась полицаем с собакой.
Длинные-предлинные были те дни и ночи. Голод, холод и одиночество гнали
его с мест более безопасных в село. Там ему помогали: кто куском хлеба,
кто миской борща, кто фуфайкой, позволяли помыться в бане, согреть замерзшие
руки и ноги, а то и заночевать в сарае.

«В июне сорок третьего меня схватили и отвезли в Виньковец
в гетто, где было человек триста. Гетто охраняли полицаи с овчарками. В
августе начали методически расстреливать людей...». Ему же суждено было
жить, продолжать почти голое родословное дерево: «Когда все спали, мне
удалось залезть на чердак, где я разобрал на краю крыши черепицу, оглянулся
кругом, прыгнул и побежал к Женишковцы», к своим спасителям...

ЖЕНИШКОВЕЦКИЙ МАССИВ

К лесу, который растет в далеком Иерусалиме, все-таки добавится
женишковецкий массив. Маленькие саженцы выстоят под палящим солнцем пустыни.
В тени «старших», то есть ранее посаженных деревьев. Будет в этом факте
определенный и понятный Иосифу символ из его жизни в Женишковцах. Среди
людей, которые спасли парня от волков. Их, людей, которые спасали его,
много, благодарная память о них не дает ему покоя, он считает себя обязанным
назвать всех поименно.

А они, спасая мальчишку, и не помышляли о какой-либо будущей
благодарности. Спасали свои души. А уже тогда, когда быть человеком стало
таким же естественным качеством, как способность дышать, они не выставляли
напоказ свои «подвиги в годы Великой Отечественной войны», ничего и ни
от кого за это не требовали.

И нелюдей Иосиф Шалита не забыл. А как можно забыть?..
Называет фамилию полицая — «выродка, который отличался лютой злобой», вместе
со своей сестрой устраивал на него облавы. Однако среди полицаев был Тернавский,
который сообщал ему через Паюка Андрея о запланированных облавах.

ЗАГОВОР НЕРАВНОДУШНЫХ

«Уже после войны я узнал, что, кроме меня, женишковцы спасли
и мою сестру Шалиту-Гольдштейн Марию, а также Поташник Целю», — говорит
Иосиф Моисеевич. Как же село хранило свою великую тайну, если даже родные
брат и сестра, которых оно спасало в те страшные дни, ни сном ни духом
не ведали, что ходят рядом, теми же самыми тропинками, к тем же самым людям!
Невольно возникает предположение о молчаливом заговоре жителей Женишковец
против организованной бессмыслицы. Однако никакого заговора, сходок и заседаний
в подполье, как писали о подвигах в тылу врага, не было. «Порядочные, искренние
люди отозвались на чужую беду, сами подвергли себя опасности», — делает
простой вывод Иосиф Шалита.

Он вспоминает, что после освобождения села от оккупантов
женишковецкий колхоз «Коминтерн» взял его, сироту, на полное обеспечение,
дал возможность получить образование и материально поддерживал. А дальше?
«После школы поступил в ремесленное училище, получил профессию машиниста
бумагоделательной машины. Служил в армии, после службы поехал в Ригу —
двоюродный брат к себе звал. Сначала работал по специальности, потом ходил
в море ловить рыбу. Но когда женился, решил, как говорят морские волки,
бросить якорь. Устроился на авиационном заводе слесарем по ремонту оборудования,
где и доработал до пенсии. Вместе с Мамонтовой Анастасией Васильевной,
моей женой, вырастили дочь Людмилу, дали ей высшее образование», — завершает
свой рассказ Иосиф Шалита. Хворает — сказываются пережитые страдания и
лишения.

ИМЕНЕМ УКРАИНЫ

Виньковецкий районный суд установил «факт пребывания Шалиты
Иосифа Моисеевича на оккупированной территории». Именем Украины... Этого
судебного решения И.Шалита добился без какой-либо волокиты, «на основании
справки Женишковецкого сельского совета и объяснений свидетелей». В коротком
официальном документе, как в зеркале, отражаются страдания и самоотдача,
добро и зло, любовь и ненависть, память о времени, когда разбрасывали камни,
чтобы потом их собирать.

Там, неподалеку от Голгофы, готовятся сажать деревья...

Михаил ВАСИЛЕВСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ