Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Православные» спецподразделения,

или «Отряд Монахов Особого Назначения»
4 августа, 2005 - 18:48

27 июля православное информационное агентство «Русская линия» (Русская православная церковь) опубликовало на своем интернет-сайте очерк Андрея Полынского «Отряд Монахов Особого Назначения». Упомянутый материал сначала воспринимается как провокация или, скорее, как фельетон, целью которого является компрометация православия. Скорее всего, так оно и есть, но только вот редакция сайта об этом, очевидно, не догадалась. Андрей Полынский рассказывает о том, как ревностно христолюбивые монахи всемирно известной Троице-Сергиевой лавры заботятся о «трудных подростках» обоих полов, приютив их за стенами лавры. Оказывается, что монахи дают им не только еду и приют — ведь «Не хлебом единым жив человек!», и учат не только Евангельским заповедям да молитвам (между прочим, об общем или производственном образовании автор не упоминает). Тогда в чем состоит эта наука?

Оказывается, монахи готовят бывших воришек и бродяжек к будущей взрослой жизни довольно оригинально: преподают им теорию и практику одной из самых престижных современных профессий, чем далеко не всякий благотворитель может похвалиться. Речь идет о том, что подростковый клуб при Троице-Сергиевой лавре под звучным названием «Пересвет» воспитывает, как следует из описания, первоклассных телохранителей (спецназовцев). Дадим слово автору очерка г-ну Полынскому:

«Настоящих суперменов делают из трудных подростков в Троице-Сергиевой лавре. Они умеют не только стрелять, прыгать с парашютом и драться на ножах (!), но и о Законе Божием не забывают. А наставляют их на путь истинный в военно-патриотическом клубе «Пересвет» самые обычные (!) монахи. «Вы что — киллеров тут готовите?», — с такими вопросами обращались к начальнику подросткового военно-патриотического клуба «Пересвет» некоторые монахи Троице-Сергиевой лавры. Благо, на стороне начальника был авторитет и благословение отца- наместника (!). «Это что там за безобразия в строю? Упал-отжался!», — командует отец Николай, а провинившийся мухой спешит выполнять приказ. Паломники и экскурсанты с изумлением глазеют на сие действо. А тем временем строй мальчишек и девчонок в камуфлированной форме продолжает свой марш и заходит в Троицкую церковь, чтобы по очереди (строем!) приложиться к раке с мощами Преподобного Сергия Радонежского.

Идея создания клуба возникла у лаврского наместника архимандрита (ныне — епископа) Феогноста. Отец-наместник рассудил, что мало лишь призывать народ к добру и любви — надо утверждать эти высокие христианские принципы делами. Так возникли при лавре школа-интернат для бездомных детей и «Пересвет». Названный именем героя Куликовской битвы, прославленного в лике святых лаврского инока Александра Пересвета, клуб задумывался как школа для перевоспитания сергиево-посадской шпаны. Со стороны наставников к воспитанникам — ни капли елейности. Все по-взрослому. Мальчишки знают, что среди их наставников есть те, кто прошел через горнила локальных войн и военных конфликтов: Афган, Нагорный Карабах, Абхазию, Чечню... Разведподготовку (!) в клубе ведет священник Николай Кравченко, бывший офицер спецназа ВДВ, участник первой чеченской войны. Экстремальные виды спорта преподает сам начальник клуба — иерей Дмитрий, ходивший под парусом через Атлантику в составе российско-американского экипажа. Секцией тяжелой атлетики руководит мастер спорта по штанге и хоккею отец Владимир. Наряду (и, во-первых) с военными науками пересветовцы активно воцерковляются: изучают Закон Божий, посещают воскресные богослужения...

Сейчас пересветовцы проводят каникулы на базе 119-го парашютно-десантного полка в Наро- Фоминске. Живут ребята в казармах... В конце мая здесь был сбор подмосковных военно-патриотических клубов. Мальчишки сдавали экзамен на «голубой берет»: марш-бросок 10 километров, физические упражнения, полоса препятствий и три боя по 2 минуты с инструктором-десантником. Уже открыты филиалы «Пересвета» во многих городах. При мне прибыл в клуб вместе со своими воспитанниками батюшка из одноименного городка Пересвет, что в 20 километрах от Сергиева Посада. «А Закон Божий вы проходите?», — строго вопрошал батюшку начальник клуба отец Дмитрий. «Да, — с элементами строевой...», — растерянно, как первокурсник на экзамене, отвечал батюшка. «Это оригинально (уж куда оригинальней!) — Закон Божий с элементами строевой!», — с неподражаемым чувством юмора произнес отец Дмитрий.

Вот такие дела, люди добрые! Если бы речь шла о военкоматовских, школьных, спортивных клубах — все было бы понятно и логично. Но ведь это деется на святой земле Лавры, земле, где человек постигает Бога, а не приемы рукопашного боя или технику удара ножом. Уж если и церковь не может воспитывать человеческие души «мирными» средствами, то чего можно требовать, скажем, от ТВ? Или все, что сейчас происходит в Троице-Сергиевой лавре, определилось просто-напросто «мирными профессиями» педагогов — монахов? Но неужели сегодня среди монахов можно найти только бывших спецназовцев?

Или все идет именно так, как задумано? И лавра так же, как и другие подобные «полигоны» Русской православной церкви, начала формировать новый вид монашества — монашество, которое сильно напоминает католических средневековых воинов времен Христовых походов. Между тем, сколько осуждения и презрения было высказано православными теологами в адрес монахов-рыцарей, — таких, например, как защитники Гроба Господнего, рыцари Мальтийского ордена, меченосцы и др.

Какое будущее ожидает хорошо тренированных и верных «матери-лавре» воспитанников? В лучшем случае, это будет преданная охрана лавры и ее сановных насельников. Но не только это. Подготовленный с юных лет и к тому же верующий боец — это очень хороший «товар», на который в наше время имеется немалый спрос. И не только в структурах церкви. Было бы предложение — спрос найдется. Но допустимо ли давать подобные знания в лавре? Как это сочетается с заповедью «Не убий!», не упоминая уж об максимах Нагорной проповеди? Ведь если человек держал в руке оружие, он не побоится его использовать при первой оказии; если он знает силовые приемы, он будет искать случаи их употребить. Особенно страшным кажется тут «симбиоз» обучения Закону Божьему и приемам убийства человека. Это предательство тех, которые «не ведают, что творят».

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ