Уже не одно поколение детей воспитывается телеэкраном, а не родителями, не школой или хорошими книгами. Поэтому сегодня стандарты телевидения воспринимаются многими — сознательно или неосознанно, вольно или невольно — как правила современного поведения, как то, что когда-то называлось «хорошим тоном». «Философия» рекламы, ее смехотворные афоризмы и примитивно-глубокомысленные рецепты жизни заменяют современному телесапиенсу библиотеки человеческой мудрости. Сейчас цитируют не великих классиков с их не нужным утонченным слогом, а Якубовича, крокодила Гену, Сердючку. И восторженно пересказывают друг другу фильмы, все содержание которых можно передать с древнеримской лаконичностью: «Ограбил, попался, погнался, подрался, всех убил». О культе насилия, об обесценивании жизни в том четвертом измерении реальности, в которую переселило нас ТВ, многое уже сказано. Сейчас немного коснемся того влияния, которое оказывают выдуманные и реальные герои экрана на наш лексикон.
Давным-давно мне пришлось побывать в российской деревне где-то в верховье Волги. Когда в селе случались свадьбы, проводы в армию или похороны, то поголовно все его жители, включая женщин и детей, страшно напивались. Ходили, покачиваясь, по улицам, орали песни и беспричинно ругались самыми непотребными словами. Когда идешь сегодня по улицам Киева, часто кажется, что опять оказалась в той деревне над Волгой — такая густая и бессмысленная брань висит в воздухе. Вот, например, идут мне навстречу очень прилично одетые молодые джентльмены и серьезно о чем- то разговаривают; когда, однако, приближаются, то в первую очередь различаешь черные слова. То обстоятельство, что рядом идут стар и млад, их не волнует. Грубыми эпитетами, как комплиментами, обмениваются юные влюбленные, нежно смотря в глаза друг другу. Брань раздается из уст мальчиков, играющих в футбол, или девочек, спешащих в школу. Не брезгуют этим и дамы, прекрасные во всех отношениях.
Но что улица! В произведениях наших лучших современных писателей вы не застрахованы от шока, вызванного грязным словом. Между тем сегодня это даже не эпатаж наивной публики, а просто общеупотребительная банальность. Не являются исключением также люди церкви. Редакция газеты «День» получила несколько писем, в которых скрупулезно передан «черный» лексикон некоторых православных епископов, употребляемый ими в запале межцерковных баталий (приходится читать и такое). В общем, окружающее нас языковое пространство весьма напоминает ту испоганенную отбросами, отходами, экскрементами землю, по которой ходим. Можно ли, однако, этому удивляться, учитывая стандарты телевидения, которое заняло в обществе позицию всесильного, хотя и перелицованного «арбитра элегантности»? Приведем два примера.
Все чаще актеры появляются на экране только ради того, чтобы рассказать анекдоты. (Когда- то нам показывали комедии, водевили или, по крайней мере, «разговорный жанр» — но это другой разговор). Почти все эти передачи идут рано вечером, когда перед телевизорами еще сидят дети. Это тем не менее никого не тревожит. Актеры- анекдотисты не колеблются для «сочности» произносить в эфир какие угодно слова, которые собеседники встречают хохотом одобрения. Напомним: на экране видим художественную интеллигенцию, известных всем актеров, элиту.
В современных телефильмах остался в живых только один тип положительного героя. Это, как вы знаете, следователь, детектив. Бесстрашных честных «ментов», обычно играют красивые, сильные актеры, которые могут стать для подростков примером для подражания. Но послушайте, как разговаривают эти герои! Так же, как мафиози. Имеют в своем лексиконе 10—12 слов (подобно Эллочке Щукиной), половина из которых — неприличные. Их употребляют во всевозможных обстоятельствах, даже тогда, когда стоят над телом коварно убитого друга. Именно так изображает ТВ действительную «крутизну», мужественность. Исключительно через, простите, мат.
Почему, собственно, совсем не фильтруется хотя бы лексика ТВ? Думаю, из-за того, что сегодня на ТВ уже правят бал те самые мальчики и девочки, которых сформировало телевидение. Эти профессионалы масс-медиа не отличают хорошую прозу от плохой, выразительное слово от банального, они не имеют привычки погружаться в словари в поисках одного подходящего синонима. А зачем? Ведь есть полдюжины универсальных «сильных» слов, которые годятся для всех жанров, начиная от некрологов и заканчивая «песнями песен». Поэтому, кажется, у нас нет надежды.