1 декабря 2009 года вступило в силу Лиссабонское соглашение, согласно которому вводятся самые большие изменения в деятельности Европейского Союзу со времен его возникновения. Начинается новая история ЕС. В 1923 году австрийский политический мыслитель и гуманист Рихард Куденгофе-Калерги в своем манифесте «Пан-Европа», который стал идейной основой объединения Европы, охарактеризовал ее как континент «хаоса народов и государств, пороховую бочку международных конфликтов, реторту будущих мировых войн». После опыта Второй мировой войны и благодаря новой «супердержаве» — Европе, эта характеристика стала безвозвратным прошлым.
Новые структурные изменения в руководстве Евросоюза, его новые полномочия и будущее развитие этого сообщества государств, членом которого стремится стать и Украина, не являются предметом этой статьи. Я хочу рассказать читателям газеты «День» об украинском ученом, теоретике-визионере, который разрабатывал идею новой «супердержавы» под названием Европейский Союз. Это Ольгерд-Иполит Бочковский.
Свои мысли он полнее всего представил 90 лет назад в книге «Національна справа. (Статті про національне питання у зв’язку з сучасною війною)». К печати труд подготовлен в конце 1918 г., однако в связи со сложной послевоенной ситуацией, в свет он вышел только лишь в 1920 г. в Вене. Украинский политолог уже тогда призывал реформировать международное право, вырабатывать новые его нормы, в результате чего имел шанс возникнуть если не всемирный, то по крайней мере европейский союз народов.
Сначала несколько слов об ученом, со дня смерти которого в ноябре миновало 70 лет.
Ольгерд-Иполит Бочковский родился 1 марта 1885 года «на станции железной дороги Долинской» (в настоящее время райцентр Кировоградской области). Отец Аполлон Бочковский, правительственный чиновник железнодорожных дорог, мать Анна, урожденная Раецкая. По вероисповеданию римо-католики, родители окрестили первенца в костеле и воспитывали в польском духе. Обучение в реальном училище в Елисаветграде (Кировограде) способный, в частности относительно усвоения иностранных языков, ученик завершил летом 1903 г. Осенью того же года он начал учебу в Лесном институте в Петрограде и параллельно — на экономическом отделе тамошней Политехники. После революционных событий 1905 г. Бочковский направился на запад.
«Европа с младых лет была моей духовной родиной. Я никогда не разделял ни славянского, ни революционного мессианизма России. Из московской тюрьмы царизма я убегал в Европу, словно домой», напишет он впоследствии. Целью эмигранта было добраться до Парижа. Остановившись в начале 1906 года в Праге, О. Бочковский на длительное время остался в Чехии, где он сформировался как ученый, и где умер 9 ноября 1939 года.
Переломным в его жизни стал 1908 год. Бочковский знакомится с профессором Карлового университета Томашем Гариком Масариком. Знакомство между выдающимся чешским ученым-философом и студентом из степной Украины переросло в дружбу и сотрудничество. С тех пор «датируется идейное влияние проф. Масарика на меня», напишет Бочковский в своих фрагментарных воспоминаниях. В тот же год в Праге переиздана монография T. Масарика под названием «Чешский вопрос», в которой ее автор представил читателю социологический анализ «всех тех загадок, перед которыми оказывается тот, кто стремится понять смысл чешской истории, кто хочет познать, чем мы, как народ культурно живем и чего хотим». Книга произвела глубокое впечатление на студента с Украины. Она, вспомнит он позже, стала «для меня увертюрой к опытам вопроса порабощенных народов вообще, а в частности — на Востоке Европы». А еще в 1908 году Бочковский начал в Праге свою публицистическую деятельность статьей «Россия, политические партии и кружки», опубликованной в авторитетном научном журнале Slovansky prehled. Через два года на страницах этого же журнала Бочковский опубликует серию статей под названием «Украинский вопрос» с целью ознакомить чешское (в большей части безкритично-русофильское) научное сообщество с украинской проблематикой в Российской и Австрийской империях.
В Вене в 1916 г. появилась монография Бочковского под названием «Поневолені народи царської імперії. Їх національне відродження та автономічні прямування». Во вступлении автор напишет, что стремится показать широкой общественности поведение царизма против «своих собственных народов», благодаря чему Россия получила себе в цивилизованном мире красноречивый эпитет — «тюрьма народов». Автор выразил убеждение, что Российскую империю нужно разбить в войне и, в частности, пытаться отделить «от нее как можно больше немосковских западных ее окраин, этих главных экономических основ русского империализма». Это наблюдение Бочковского через два года своим способом подтвердит Л. Троцкий. Отправляя большевистские войска на Украину сразу после провозглашения IV Универсала УНР (в январе 1918 г.), красный командир обратится к солдатам словами: «Помните также, что так или иначе, нам необходимо вернуть Украину России. Без Украины нет России. Без украинского угля, железа, ископаемых, хлеба, соли, Черного моря Россия не может существовать, она задохнется, а с ней и советская власть, и мы с вами... знайте, что для достижения намеченной цели все средства одинаково пригодны», — напутствовал русско-большевистских захватчиков Украины Л. Троцкий.
Бочковский считал, что разбивание Российской империи поможет самой России, «которая следовательно сможет более свободно развиваться внутренне, без лишнего разбрасывания государственной энергии на поглощение «окраин».
На свет появляются труды Бочковского «Фінляндія и фінляндське питання», «Боротьба народів за національне визволення», «Т.Г. Масарик, національна проблема та українське питання» и другие. Объявленный к печати труд «Боротьба кольорового людства» (о государственнических стремлениях народов Африки и Азии) так и не появился на свет, а судьба рукописи и поныне неизвестна. Самыми производительными в жизни Бочковского были годы 1923—1932, когда он руководил кафедрой социологии и нациологии экономическо-кооперативного факультета Украинской хозяйственной академии в чешском городе Подебрады. Евгений Маланюк, который в этом заведении получил образование инженера-гидротехника, позже будет вспоминать, что подебрадская УГА была «прежде всего лабораторией, где культивировался тип новейшего украинца».
Библиография трудов О. Бочковского, которую собрала и опубликовала в Киеве Екатерина Шудря в 1998 р., насчитывает 70 позиций: почти десять монографий, брошюры, статьи, однако этот список научно-публицистического наследия выдающегося украинского ученого нуждается в уточнениях и существенных дополнениях.
Стоит вспомнить политическую и общественную деятельность О. Бочковского в Чехии.
В Праге в течение 1918—1923 гг. он был секретарем Западно-Украинского дипломатического представительства. Со своим прежним профессором, уже первым президентом Чехословацкой республики Т. Г. Масариком, Бочковский встречался в конце 1918 и в начале 1919 годов, чтобы, кроме всего прочего, обсудить с ним политическую ситуацию на Большой Украине. В своих воспоминаниях он в 1930 году заметит, что еще не настало время раскрыть содержание этих разговоров...
В 1933 году О. Бочковский возглавил в Праге Украинский «Голодовий комітет» и начал издавать двухнедельный информационный бюллетень на чешском языке «Голод на Украине». Международный резонанс получило его «Открытое письмо» к президенту Сената Франции Эдуарду Эрио, который, посетив (советскую) Украину в пик искусственного голодомора, дал себя полностью использовать сталинским режимом, чтобы после путешествия заявить, что никакого голода в Украине он не видел.
В некрологе по поводу смерти О.-И. Бочковского говорится, что отправить в последний путь умершего пришла вся украинская община Праги. «Без прощальных речей, без венков, потому что таковой была последняя воля покойного, и только покрытый национальным украинским флагом, исчез за вратами вечности гроб, в котором навсегда ушел от нас украинский патриот, ученый, общественный деятель»...
По политическим убеждениям Бочковский был социал-демократом. Поэтому среди украинских националистических кругов он не пользовался благосклонностью, тем более что одним из своих духовных учителей он считал М. Драгоманова.
Десять лет после смерти Бочковского «профессиональный» критик Драгоманова из лагеря националистов бросил шпильку в его сторону, мол, Бочковский «где-то приблизительно в 1936 г.» перенял «тезисы нациократии» националистического теоретика М. Сциборского и признал, что теперь нации освобождаются не только «мирнообновленским», но и «ирландско-македонским, то есть вооруженным способом» и что это «раптовна зміна поглядів» Бочковского осталась «невиясненою».
Упрек безосновательный, даже унизительный, и свидетельствует, что критик Бочковского слишком поверхностно был ознакомлен с его трудами. Иначе бы он обратил внимание на очень важный тезис ученого, выраженный им, собственно, еще в 1920 году.
Следовательно, мы в сердцевине теоретических наработок Бочковского, представленных им в книге «Національна справа». Попробуем уяснить ход мыслей визионера читателям газеты «День».
Кровавая бойня государств и народов во время Первой мировой войны и скандальное налаживание «мира» на конференции в Версале (1919 р.) подтолкнули О. Бочковского задуматься над теоретической разработкой вопроса, какие новые фундаменты нужно заложить, чтобы на них возвести архитектонику нового мирового порядка, который бы предоставил международно-правовую защиту негосударственным народам и национальным меньшинствам, гарантировал бы им свободное культурно-национальное развитие. При этом следует напомнить, что в 1916 году в Европе проживало 62 народа, но все — в пределах 28 государств.
Бочковский предвидел непрочность Версальского мира. «Его ревизия или, по крайней мере, основная корректура, является делом, может даже очень близкого будущего», написал он в 1920 г. Как известно, эту ревизию радикально и кровавым способом начали по договоренности Гитлер и Сталин в 1939 году.
Обдумывая потребность перестройки межгосударственных и межнациональных отношений, Бочковский предлагает подготовить и одобрить документ «Декларацию Прав Народов». Декларация должна была бы послужить юридической базой международного характера общеобязующего значения для всех государств, стран и народов с целью предотвращения в будущем национальных конфликтов, устранения старой межнациональной вражды и вообще решения национальных споров. Этот документ, по мнению Бочковского, должен быть одобрен на высшем международном уровне — на Конгрессе мира.
В результате Первой мировой войны начали возникать разные проекты союзов одиночных государств — Центрального и Восточноевропейского, Балканского, Кавказского, Дунайского или Черноморского, и Балтийского. Бочковский считал, что в случае их успешной реализации эти союзы государств могли бы стать фундаментами европейского союза.
Это, как он высказался, варианты, «из которых должна создаться впоследствии общеевропейская уния», и продолжал: порабощенные народы, которые освобождаются, должны «направляться к будущим Соединенным Штатам Европы путем собственной самостоятельности. Значит, через полную самостоятельность к будущей всемирной федерации. Таким должен быть лозунг на данное время порабощенных и негосударственных народов Европы».
Однако отмечает ученый, будущее межнародно-государственное и политическое сожительство народов, которые будут составлять Союз народов, должно основываться на принципе лишь их относительного суверенитета. Это значит, что часть своего суверенитета члены Союза должны передать его руководящим органам. Полный суверенитет должен стать атрибутом только высшего органа Союза народов, который будет состоять из представителей всех его одиночных народов и государств, членов Союза, перед которым последние будут отвечать за свою внешне- и внутриполитическую деятельность.
При этом Бочковский подчеркивает, что «фактическая самостоятельность одиночных народов и стран вовсе не будет ограниченной». Напротив, самостоятельность государств будет стоять на более прочной основе, и «иметь защиту от непредсказуемых напастей и эксцессов более сильных соседей с мироедским аппетитом и хищническим нравом».
Вот сжатое изложение мыслей О. Бочковского. На время их обнародования они, может быть, и производили впечатление «фантазии» и мечты. С точки зрения сегодняшнего дня его рассуждения можно смело считать виденьем объединенной Европы, которую он начал теоретически обосновывать еще в конце Первой мировой войны.
Именно в этом направлении развивается в настоящее время Европейский Союз. Одиночные государства-члены ЕС отдают часть своего суверенитета сверхгосударственным органам ЕС в Брюсселе и Страсбурге. Как будет развиваться деятельность Евросоюза после вступления в силу 1 декабря Лиссабонского договора, покажут следующие месяцы (и годы). Ведь недовольные и скептики дают о себе знать. «Малые» государства-члены ЕС побаиваются, что за них некоторые важные вопросы будут решать «большие». А, например, Великобритания не желает смириться с ограничением своего прежнего влияния.
В реальной жизни не все происходит так, как пишется в декларациях и уставах, одобренных даже на наивысшем международном уровне (пример — резолюции ООН), однако, по моему, в Европейском Союзе имеет место процесс усовершенствования демократических институтов и их работы для добра всех членов ЕС.
Важно отметить то, что девяносто лет назад теоретической разработкой вопроса объединенной Европы занялся также выдающийся украинский ученый-нациолог Ольгерд-Иполит Бочковский. Научным работникам Украины стоило бы заняться изучением его научного и публицистического наследия.
Сын степной Украины, воспитанный в польском духе О. Бочковский пошел следами таких выдающихся деятелей украинской культуры, как М. Рыльский, В. Антонович, В. Липинский. Будучи потомками полонизированных предков, они в определенное время осознали свою связь с украинским народом, стали на его сторону и отдали ему весь свой талант и свои знания.